Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика формирования навыков выразительного чтения у младших школьников | Коломиец Елена Дмитриевна. Работа №352063

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике формирования навыков выразительного чтения у младших школьников. Рассматриваются основные этапы развития выразительного чтения, значение этого навыка для общего развития ребёнка, а также практические приёмы и упражнения, направленные на совершенствование интонации, темпа и эмоциональной окраски речи. Особое внимание уделяется важности мотивации учащихся и создания условий для их творческого самовыражения через чтение. Приведены примеры заданий и методических подходов, которые могут быть полезны учителям начальных классов.

Ключевые слова: выразительное чтение, младшие школьники, интонация, темп речи, эмоции, обучение, чтение вслух, развитие речи, творчество, упражнения.

Методика формирования навыков выразительного чтения у младших школьников

 

Коломиец Елена Дмитриевна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 23 г. Южно – Сахалинск

 

Аннотация. Статья посвящена методике формирования навыков выразительного чтения у младших школьников. Рассматриваются основные этапы развития выразительного чтения, значение этого навыка для общего развития ребёнка, а также практические приёмы и упражнения, направленные на совершенствование интонации, темпа и эмоциональной окраски речи. Особое внимание уделяется важности мотивации учащихся и создания условий для их творческого самовыражения через чтение. Приведены примеры заданий и методических подходов, которые могут быть полезны учителям начальных классов.

Ключевые слова: выразительное чтение, младшие школьники, интонация, темп речи, эмоции, обучение, чтение вслух, развитие речи, творчество, упражнения.

 

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников является одной из важных задач начального образования. Этот навык способствует не только развитию техники чтения, но и формированию эмоциональной и коммуникативной компетенции. Чтение вслух с правильной интонацией, паузами и выразительной подачей помогает детям глубже понимать содержание текста, развивает их художественный вкус, словарный запас и воображение. Важно, чтобы процесс освоения выразительного чтения был для детей интересным и увлекательным, стимулировал их мотивацию и стремление к самовыражению.

Работа по развитию навыков выразительного чтения должна начинаться с этапа технического освоения текста. На этом этапе важно, чтобы учащиеся умели читать бегло и правильно, без значительных затруднений в расстановке ударений и произношении слов. Для этого полезно использовать такие упражнения, как чтение коротких текстов с выделением ключевых слов, проговаривание сложных слов и фраз в медленном темпе, а также отработка дикции через артикуляционные упражнения. Например, перед чтением текста можно предложить детям повторить скороговорки: «Шли сорок мышей, несли сорок грошей» или «Карл у Клары украл кораллы». Это не только улучшает чёткость произношения, но и поднимает общий настрой в классе.

После освоения базового уровня чтения следует переходить к этапу работы над интонацией и эмоциональной выразительностью. На этом этапе важно научить детей чувствовать настроение текста, понимать авторскую задумку и использовать голос для передачи эмоций. Полезным приёмом может быть коллективное обсуждение текста перед чтением. Учитель может задать вопросы: «Какой характер у главного героя?», «Как вы думаете, что он чувствует в этом эпизоде?», «Каким тоном нужно прочитать его слова?». Ответы на эти вопросы помогают детям лучше понять содержание и задать правильный тон при чтении.

Важным компонентом работы над выразительным чтением является освоение пауз и ритма. Учащиеся должны понимать, что паузы необходимы для осмысления текста и его логического разделения. Для этого можно использовать такие упражнения, как чтение стихотворений с выделением рифмы и ритма. Например, ученикам предлагается подчеркнуть в стихе ключевые слова и потренироваться читать текст с акцентом на них. Аналогично можно работать с прозаическими текстами, обращая внимание на интонацию в конце предложений, паузы после знаков препинания и логическое ударение в сложных конструкциях.

Особое внимание в процессе обучения следует уделять роли учителя как образца выразительного чтения. Учитель должен не только объяснять методику, но и показывать, как правильно читать текст, используя выразительные средства речи. Например, при чтении сказки учитель может изменять голос в зависимости от персонажа: говорить громче и энергичнее за смелого героя, тихо и медленно за робкого. Это помогает детям увидеть, как выразительное чтение может оживить текст и сделать его более интересным.

Для мотивации учащихся важно включать игровые элементы и творческие задания в процесс обучения. Например, можно организовать «театр чтения», где дети будут представлять отрывки из произведений, читая их с выражением перед одноклассниками. Роли героев можно распределить заранее, а текст прочитать несколько раз, чтобы дети почувствовали себя уверенно. Такие занятия развивают не только навыки выразительного чтения, но и уверенность в себе, умение работать в коллективе и слушать других.

Полезным приёмом является запись аудиоверсий прочитанных текстов. Ученикам можно предложить записать свой голос на диктофон или в приложение, чтобы потом послушать и проанализировать. Это помогает выявить ошибки в интонации, темпе или расстановке ударений, а также увидеть собственный прогресс. Учитель может вместе с детьми разбирать записи, давая им положительную обратную связь и мягко указывая на моменты, которые стоит улучшить.

Не менее важным является развитие у детей интереса к самому процессу чтения. Для этого учитель может рекомендовать увлекательные и подходящие по возрасту книги, организовывать обсуждения прочитанных произведений, приглашать детей к участию в литературных конкурсах или инсценировках. Например, можно провести конкурс «Лучший чтец», где дети будут соревноваться в умении читать с выражением, или организовать мероприятие «Читаем сказки младшим друзьям», в рамках которого ученики выступят перед дошкольниками.

В заключение важно отметить, что формирование навыков выразительного чтения — это сложный, но увлекательный процесс, который требует систематической работы и творческого подхода. Использование разнообразных методик, упражнений и творческих заданий позволяет учителю не только развивать технические и эмоциональные аспекты чтения, но и формировать у детей любовь к литературе и стремление к самовыражению через текст. Выразительное чтение, освоенное в начальной школе, становится важным фундаментом для дальнейшего образовательного и личностного развития учащихся.

 

 

Список литературы

Авдеева А.

В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.

Молькова

. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.

Колесова О. В.,

Маясова

Т. В., Деменева Н. Н. Приемы и способы обучения младших школьников первоначальному чтению // Проблемы современного педагогического образования.

2024. №84-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-sposoby-obucheniya-mladshih-shkolnikov-pervonachalnomu-chteniyu

Прокина Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.

Хамроева

Ф. Б.

Выразительное чтение и его роль в развитии речи младших школьников // Достижения науки и образования. 2020. №2 (56).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnoe-chtenie-i-ego-rol-v-razvitii-rechi-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×