Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе. | Алина Асхатовна Салихова. Работа №304939

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема формирования орфографической грамотности в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить грамотно писать – этот вопрос всегда волновал учителей. От того, каким образом и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных дисциплин. 

        Первым этапом при обучении правописанию, базовым орфографическим умением и залогом грамотного письма выступает орфографическая зоркость, которая формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, при письме диктантов и списывании. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы

Методика формирования

орфографической грамотности в начальной школе.

 

Проблема формирования орфографической грамотности в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить грамотно писать – этот вопрос всегда волновал учителей. От того, каким образом и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных дисциплин.

Первым этапом при обучении правописанию, базовым орфографическим умением и залогом грамотного письма выступает орфографическая зоркость, которая формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, при письме диктантов и списывании. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы

Начинать работу по формированию орфографической грамотности необходимо с первого класса. Знакомить учащихся со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности, продолжать эту работу на протяжении всей начальной школы, закрепляя уже изученное и формируя новые орфографические навыки в систему. Именно в это время надо показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанием, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве.

На сегодняшний день существует множество методик формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.

Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах. Уже при чтении и письме первых слов с гласными А-О, СОСНЫ-СОСНА, ОСЫ-ОСА, СТРАНЫ-СТРАНА можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных А-О:

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне  слова. После повторения парных согласных Б-П, Д-Т, З-С можно рассказать сказку о звонких и глухих согласных.

         Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

         Во 2-м классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Оттачивается базовое умение – обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «опасные» места – орфограммы. Вводится термин «позиция», «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова.

В своей работе я использую разные приемы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1. Одним из видов работ является списывание.

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считаю научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами. Особое внимание уделяю выборочному списыванию. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: предложение,

соответствующее схеме и т.д.

- Выпиши слова – синонимы, антонимы, родственные слова.

- Выпиши слова с определенным видом орфограмм: распредели слова из текста по

группам, в зависимости от вида орфограмм.

- Спиши слова определенной части речи.

 

2. Письмо с проговариванием (проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны с процессом перевода внутренней речи в письменную. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения.

3. Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребёнку задуматься.

 

 

4. Комментирование.

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово.

5. Запоминалки. 

Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создает тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

«Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках».

 

6.Очень нравятся детям карточки с заданием «Зажги свет в окошках». На карточке нарисован домик с пропущенными безударными гласными в словах. На доске висит цветограмма. Ученик должен покрасить пропущенную гласную в нужный цвет, устно подобрав проверочное слово.

7. Использование деформированных текстов. Записан текст с ошибками, их нужно исправить.

 

8. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать (письмо «с окошками»), но при условии, что после буква будет вписана.

9. Звуковой анализ слов.

Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

10. Для запоминания словарных слов использую метод ассоциаций. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Ассоциативная связь может быть по цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению, количеству и т.д.

Второй способ: нарисовать картинки. К каждому словарному слову следует придумать яркий, запоминающийся образ и нарисовать его. На рисунке следует выделить те буквы, правописание которых представляет сложность.

Можно обратиться к исторической грамматике. Например: медведь ведает мёдом.

 

11. Использование произведений устного народного творчества. Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли.

Пословица «Весна красна цветами, а осень плодами» помогает закрепить правописание безударной гласной в корне.

Работая над скороговоркой «Дарья дарит Дине дыни», закрепляем написание мягкого знака и большой буквы в именах собственных.

 

12. Работа над ошибками.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

Чтобы заставить ребенка серьёзно относиться к своим ошибкам и чтобы у ребёнка появилось желание избавится от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×