Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика интеграции искусства и других образовательных областей в процессе воспитания дошкольников | Винник Ольга Петровна. Работа №351719

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Интеграция искусства с другими образовательными областями в дошкольном воспитании способствует комплексному развитию детей, помогает формировать их творческое и критическое мышление, а также способствует гармоничному развитию личности. В статье рассматриваются методики интеграции искусств (музыка, изобразительное искусство, театр, танец) с другими образовательными областями, такими как математика, природоведение, литература и социальные науки. Уделяется внимание практическим подходам, которым могут воспользоваться воспитатели для создания интегрированных уроков, стимулирующих интерес детей к обучению. Описываются основные принципы, которые помогут воспитателю эффективно внедрять искусство в другие области знаний, раскрывая при этом креативный потенциал детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: методика интеграции, искусство, образовательные области, дошкольники, воспитание, творческое развитие, креативность, междисциплинарное обучение.

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВА И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Винник Ольга Петровна, воспитатель

ГБОУ " Школа-интернат с предоставлением дошкольного образования городского округа Горловка" ДНР

 

Аннотация. Интеграция искусства с другими образовательными областями в дошкольном воспитании способствует комплексному развитию детей, помогает формировать их творческое и критическое мышление, а также способствует гармоничному развитию личности. В статье рассматриваются методики интеграции искусств (музыка, изобразительное искусство, театр, танец) с другими образовательными областями, такими как математика, природоведение, литература и социальные науки. Уделяется внимание практическим подходам, которым могут воспользоваться воспитатели для создания интегрированных уроков, стимулирующих интерес детей к обучению. Описываются основные принципы, которые помогут воспитателю эффективно внедрять искусство в другие области знаний, раскрывая при этом креативный потенциал детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: методика интеграции, искусство, образовательные области, дошкольники, воспитание, творческое развитие, креативность, междисциплинарное обучение.

 

Современное дошкольное образование стремится к созданию целостной образовательной среды, которая обеспечивает всестороннее развитие ребенка. В этом контексте особое внимание уделяется интеграции различных образовательных областей, что позволяет детям усваивать знания более эффективно, развивая не только когнитивные способности, но и творческие. Искусство — одно из самых мощных средств, которое может быть интегрировано в процесс воспитания, благодаря своей способности развивать воображение, креативность, эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей.

Интеграция искусства и других образовательных областей помогает связать теоретические знания с практическим опытом, делает процесс обучения более интересным и доступным для дошкольников. В статье будет рассмотрено, как интеграция различных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, театр, танец) с другими учебными дисциплинами способствует гармоничному воспитанию ребенка и развитию его творческого потенциала.

Интеграция искусств с другими областями знаний позволяет создать многогранную образовательную среду, в которой дети могут развивать различные аспекты личности. Это обучение не через изолированные предметы, а через связанное, целостное восприятие мира. Рассмотрим несколько ключевых преимуществ такой интеграции.

Интегрированный подход помогает дошкольникам осваивать не только основные академические знания, но и развивать творческое мышление. Применяя искусство в различных образовательных областях, дети начинают лучше воспринимать и осмыслять информацию, связывая теорию с практическим опытом. Например, через рисование геометрических фигур можно объяснить основные математические понятия, а через музыку – развить чувство ритма, гармонии и научиться различать звуки и их особенности.

Использование искусства в образовательном процессе помогает детям лучше выражать свои эмоции и развивает социальные навыки. В театральных постановках или во время совместных музыкальных занятий дети учат работать в команде, проявляют инициативу, учат уважать мнения других и эмоционально выражать свои чувства. Это способствует формированию уверенности в себе и развитию эмоционального интеллекта.

Интеграция искусства в другие образовательные области помогает детям увидеть связи между различными дисциплинами и осознать, как они взаимосвязаны в реальной жизни. Например, изучая природу, дети могут создавать картины, используя природные материалы, или, изучая основы математики, они могут рисовать геометрические фигуры, что помогает увидеть практическое применение знаний.

Методика интеграции искусства с другими областями воспитания и обучения дошкольников основывается на принципах взаимодействия и взаимодополнения различных видов деятельности. Важным элементом такого подхода является создание условий, при которых искусство не воспринимается как отдельная дисциплина, а органично вписывается в контекст изучаемого материала.

Одним из примеров интеграции искусства с математикой может стать рисование геометрических фигур. Дети не только осваивают понятия «круг», «квадрат», «треугольник», но и знакомятся с цветом, текстурой и формой. Рисование различных объектов, построение узоров или создание объемных моделей развивает у детей пространственное мышление и логику.

Для более младших дошкольников можно использовать аппликации, в которых нужно вырезать и приклеивать различные геометрические элементы, что помогает укрепить навык различения форм, а также развивает мелкую моторику.

Интеграция искусств с природоведением позволяет детям лучше понимать мир природы и его закономерности. Например, во время прогулок на свежем воздухе воспитатель может предложить детям собрать природные материалы (листья, шишки, камешки), а затем использовать их для создания аппликаций или рисунков. Этот процесс помогает детям не только ознакомиться с природными объектами, но и развивает их наблюдательность, внимание и креативность.

Театрализованные игры и музыкальные занятия, связанные с природными явлениями, могут углубить представления детей о сезонных изменениях, погоде и животном мире, раскрывая перед ними новые способы восприятия и выражения.

Взаимодействие искусства и литературы способствует развитию у детей чувства ритма, понимания художественного языка, а также стимулирует их воображение. Например, дети могут рисовать или лепить персонажей из любимых сказок, что помогает им визуализировать прочитанное и создать собственные художественные образы. Театрализованные игры, в которых дети перевоплощаются в персонажей сказок и стихотворений, помогают развивать не только актерские способности, но и обогащают внутренний мир ребенка.

Использование музыкальных и танцевальных элементов в литературных занятиях может также поддерживать внимание детей и создавать атмосферу воображаемого мира, в который они вовлекаются через музыку, движение и рассказ.

Интеграция искусства с социальными науками позволяет детям осознавать и выражать свои социальные роли, формировать понимание о ценности сотрудничества и взаимодействия. Например, рисование картин, которые отражают различные социальные ситуации, или создание театральных постановок, посвященных нравственным проблемам, способствует развитию у детей понимания важности коллективных усилий и моральных ценностей.

Театральные игры, в которых дети разыгрывают социальные роли, позволяют им лучше понимать и осознавать основные принципы взаимодействия в обществе, такие как взаимопомощь, уважение и ответственность.

Примеры интегрированных занятий

Занятие по теме «Осень»:

Изобразительное искусство: рисование осеннего пейзажа с использованием природных материалов (листья, шишки, веточки).

Музыка: изучение осенних песен и музыкальных произведений, имитирующих звуки осени (дождь, ветер).

Литература: чтение стихов о природе, обсуждение образов, создание театрализованных постановок на основе прочитанных текстов.

Занятие по теме «Транспорт»:

Математика: рисование различных видов транспорта, использование геометрических фигур для создания моделей машин.

Искусство: создание аппликаций и моделей транспорта с использованием различных материалов.

Литература: чтение и инсценировка сказок о путешествиях, обсуждение различных видов транспорта.

В заключение можно отметить, что методика интеграции искусства с другими образовательными областями в процессе воспитания дошкольников представляет собой эффективный способ развития творческого и когнитивного потенциала детей. Такой подход не только способствует развитию эстетического вкуса, но и помогает детям усваивать различные области знаний через игровые и творческие формы деятельности. Воспитатели, используя интеграцию искусств с другими образовательными областями, создают условия для всестороннего и гармоничного развития детей, что способствует их успешной социализации и подготовке к дальнейшему обучению.

 

Список литературы

Воеводина, А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А.

И.Воеводина

, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы

II

междунар

. науч.

конф

.

(г. Мо

сква

,

декабрь

2012 г.). — М.:

Буки-Веди

, 20

20

. — С. 67-71.

Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А. А. Грибовская. – М.: Творческий центр Сфера, 20

20

. – 126 с.

Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина. —

Текст :

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33. —

URL

:

https

://

moluch

.

ru

/

th

/1/

archive

/87/3183/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×