Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ | Алексеева Галина Викторовна. Работа №347679. Номер работы: №347679
Аннотация. В статье рассматриваются методики использования дидактических игр для развития ключевых познавательных процессов, таких как память, внимание и мышление, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчёркивает важность дидактических игр как эффективного инструмента в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особенности в обучении и развитии. В статье приводятся примеры игр и упражнений, направленных на стимулирование и развитие познавательной активности детей, а также подчеркивается роль педагога-психолога в адаптации дидактических игр с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, память, внимание, мышление, познавательные процессы, развитие, коррекционно-развивающая работа.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Алексеева Галина Викторовна, педагог-психолог
МКОУ «Рассветовская СОШ» Ленинградская область п. Рассвет
Аннотация. В статье рассматриваются методики использования дидактических игр для развития ключевых познавательных процессов, таких как память, внимание и мышление, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчёркивает важность дидактических игр как эффективного инструмента в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особенности в обучении и развитии. В статье приводятся примеры игр и упражнений, направленных на стимулирование и развитие познавательной активности детей, а также подчеркивается роль педагога-психолога в адаптации дидактических игр с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, память, внимание, мышление, познавательные процессы, развитие, коррекционно-развивающая работа.
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой одну из ключевых задач в работе педагога-психолога. Память, внимание и мышление являются основополагающими компонентами учебной деятельности и социальной адаптации детей. В условиях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ особое значение приобретают дидактические игры, которые помогают не только стимулировать познавательную активность, но и адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ребёнка.
Дидактические игры являются мощным инструментом для формирования и развития памяти, внимания и мышления у детей с ОВЗ. Их уникальная особенность заключается в том, что они позволяют объединить игровой элемент с образовательным содержанием, что способствует созданию мотивирующей и поддерживающей среды для ребёнка. В процессе игры дети не только учатся новым навыкам, но и закрепляют уже полученные знания, активно используя при этом память и внимание. При этом игровой процесс помогает снизить уровень стресса и напряжения, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями в обучении.
Одной из основных задач педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ является развитие их памяти. Память, как важнейший познавательный процесс, позволяет ребёнку удерживать информацию, усваивать новые знания и применять их в дальнейшей деятельности. Дидактические игры, направленные на развитие памяти, помогают детям с ОВЗ научиться запоминать информацию более эффективно и использовать её в разнообразных ситуациях. Например, игры, в которых требуется запомнить и воспроизвести последовательность предметов или событий, способствуют активизации процесса запоминания и воспроизведения информации.
Внимание, как и память, играет ключевую роль в познавательной деятельности ребёнка. Дети с ОВЗ часто испытывают сложности с концентрацией и переключением внимания, что препятствует успешному выполнению учебных задач. Дидактические игры, специально разработанные для развития внимания, помогают улучшить его устойчивость и способность к концентрации на поставленной задаче. Важно, чтобы игры были построены таким образом, чтобы они стимулировали ребёнка к длительному удержанию внимания на одном объекте, одновременно создавая условия для его переключения между различными аспектами задания. Например, игры, требующие от ребёнка отслеживания определённых объектов или выполнения заданий по очереди, помогают укрепить способность к концентрации и быстрому реагированию на изменения в ситуации.
Мышление является ещё одним важным аспектом познавательной деятельности, который также требует особого внимания при работе с детьми с ОВЗ. Дидактические игры могут стимулировать развитие логического мышления, умения анализировать информацию и принимать решения. Педагог-психолог может использовать игры, в которых ребёнок должен решить задачу или найти правильное решение, опираясь на логические связи. Такие игры помогают детям развивать способность к обобщению, сравнению и классификации информации, что является важным компонентом мышления. Кроме того, они способствуют формированию причинно-следственных связей, что особенно важно для детей с ОВЗ, которым часто сложно установить взаимосвязи между явлениями и событиями.
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ требует от педагога-психолога учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Важно, чтобы игры были адаптированы под уровень его развития и познавательных возможностей. Например, для детей с нарушениями памяти могут быть предложены игры, направленные на постепенное увеличение объёма информации, которую необходимо запомнить. Для детей с нарушениями внимания подойдут игры, где постепенно усложняются задачи по концентрации и удержанию внимания. При этом необходимо учитывать, что чрезмерное усложнение заданий может привести к потере интереса со стороны ребёнка, поэтому важно подбирать задания таким образом, чтобы они соответствовали его возможностям и способностям.
Важным аспектом работы с детьми с ОВЗ является создание условий для успешного выполнения заданий в процессе игры. Педагог-психолог должен проявлять терпение и поддержку, помогая ребёнку осознать свои успехи и прогресс. Это особенно важно для формирования положительной мотивации к обучению и развитию. Игры должны вызывать у детей положительные эмоции и чувство удовлетворения от выполненных задач, что способствует формированию уверенности в своих силах.
Дидактические игры также могут быть использованы в работе с группами детей, что способствует развитию социальных навыков, таких как взаимодействие и кооперация. Игры в команде помогают детям с ОВЗ научиться работать вместе, поддерживать друг друга и решать задачи коллективно. Важно, чтобы педагог-психолог организовал игровой процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок мог внести свой вклад в общее дело и почувствовать себя частью команды.
Таким образом, методика использования дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ является важным и эффективным инструментом для развития познавательных процессов, таких как память, внимание и мышление. Игры помогают сделать образовательный процесс более увлекательным и доступным для детей, способствуя их познавательному и личностному развитию. Педагог-психолог, используя дидактические игры, может не только улучшить познавательные навыки детей, но и способствовать их успешной адаптации в образовательной среде.
Список литературы
1. Егорова Л. М. Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 161-163.
2. Захарова И. В. Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Захарова, О. Н. Токмакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 12-16.