Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ | Исаева Ирина Михайловна. Работа №342332. Номер работы: №342332

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена методике использования дидактических игр для развития памяти, внимания и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности применения игр в работе с данной категорией детей, а также примеры успешного внедрения игр в педагогическую практику. Описаны ключевые принципы, которые должны учитываться при разработке и проведении дидактических игр для развития когнитивных способностей у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, развитие памяти, внимание, мышление, когнитивные способности, игровая методика.

Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ

 

Исаева Ирина Михайловна, педагог-психолог

МКОУ «Прокоп - Салдинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация.  Статья посвящена методике использования дидактических игр для развития памяти, внимания и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности применения игр в работе с данной категорией детей, а также примеры успешного внедрения игр в педагогическую практику. Описаны ключевые принципы, которые должны учитываться при разработке и проведении дидактических игр для развития когнитивных способностей у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, развитие памяти, внимание, мышление, когнитивные способности, игровая методика.

 

Дидактические игры играют важную роль в развитии детей, особенно когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для педагогов-психологов важно учитывать особенности детей с ОВЗ, такие как трудности в восприятии, концентрации внимания и развитии когнитивных навыков. Применение дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным, стимулируя развитие памяти, внимания и мышления.

Одним из главных преимуществ дидактических игр является их гибкость и возможность адаптации под индивидуальные особенности ребёнка. Игровая деятельность стимулирует эмоциональный отклик, что помогает лучше усваивать материал. Например, игра «Что изменилось?» способствует развитию зрительной памяти и внимания. В игре ребёнку показывают несколько предметов, затем один из них убирают, и ребёнку необходимо назвать, что исчезло. Такая игра может быть легко адаптирована для детей с различными нарушениями от слабого зрения до задержек психического развития.

Для развития памяти дидактические игры помогают активизировать процессы запоминания и воспроизведения информации в игровой форме. Например, игра «Запомни и повтори» заключается в том, что ребёнку показывают несколько карточек с изображениями, а затем их закрывают. После этого ребёнку необходимо воспроизвести порядок изображений. Эта игра развивает зрительную память и способность к воспроизведению информации. В работе с детьми с ОВЗ важно начинать с небольшого количества карточек, постепенно усложняя задания по мере успехов ребёнка.

Аналогичным образом можно развивать и слуховую память, предлагая детям запоминать и повторять различные звуки или короткие фразы. Например, игра «Повтори за мной» включает в себя повторение звуков природы, музыкальных отрывков или словосочетаний. Развитие слуховой памяти у детей с ОВЗ особенно актуально для тех, кто испытывает трудности в восприятии информации на слух. Игровая форма позволяет сделать этот процесс более увлекательным и эффективным.

Для развития внимания педагогу-психологу важно использовать игры, которые требуют концентрации и сосредоточенности. Одной из таких игр является «Лабиринт», в которой дети должны провести фишку по лабиринту, не выходя за его пределы. Эта игра требует от ребёнка полной концентрации, развивает координацию движений и внимание. Подобные игры можно варьировать в зависимости от уровня подготовки ребёнка, усложняя задания или упрощая их при необходимости.

Мышление у детей с ОВЗ также можно развивать с помощью дидактических игр. Например, игра «Найди закономерность» предполагает, что ребёнку необходимо обнаружить общие черты между разными объектами или картинками, выявить их связь. Это помогает развить логическое мышление, способность к сравнению и обобщению. Другой пример игры на развитие мышления «Составь цепочку», где ребёнку предлагается создать логическую цепочку из предложенных картинок, определяя, какое изображение должно быть следующим. Такая игра способствует развитию не только логического мышления, но и причинно-следственных связей.

При использовании дидактических игр важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Каждая игра должна быть адаптирована с учётом их возможностей и потребностей. Для детей с двигательными нарушениями важно предложить игры, которые не требуют сложных моторных действий. Например, игры на сортировку предметов по цветам, формам или размерам могут быть выполнены в упрощённом варианте, где ребёнок должен передвигать крупные элементы, которые легко взять в руки.

Педагогу-психологу важно также помнить, что дидактическая игра это не просто развлечение, а серьёзный инструмент для коррекционной работы. Важно грамотно структурировать игровой процесс, продумывать цели каждой игры и адаптировать её по мере прогресса ребёнка. Кроме того, важно создавать положительный эмоциональный фон, который способствует развитию мотивации к обучению. Ребёнок должен чувствовать, что игра приносит удовольствие, а успехи в игре закрепляют его уверенность в собственных силах.

В качестве примера можно рассмотреть игру «Найди лишнее», которая направлена на развитие мышления и внимания. Ребёнку предлагаются картинки с изображением различных предметов, из которых один предмет не вписывается в общую категорию (например, среди животных один фрукт). Ребёнку необходимо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он не подходит. Эта игра развивает аналитическое мышление и способность классифицировать объекты, что особенно важно для детей с ОВЗ, испытывающих трудности в абстрактном мышлении.

Таким образом, дидактические игры являются важным инструментом для развития памяти, внимания и мышления у детей с ОВЗ. Благодаря игровому подходу, обучение становится более эффективным и доступным, а также помогает ребёнку развивать необходимые когнитивные навыки в увлекательной форме.

 

Список литературы

Багян

,

А

.

А

.

Использование

игровых

технологий

в

работе

с

детьми

с

ОВЗ

/

А

.

А

.

Багян

,

Е

.

А

.

Татаринцева

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2020.

4 (294).

С

. 274-275.

Соломахина

,

Т

.

Н

.

Социо

-

игровой

стиль

работы

с

детьми

с

ОВЗ

как

эффективная

педагогическая

технология

/

Т

.

Н

.

Соломахина

,

И

.

М

.

Михалева

,

Е

.

В

.

Шевченко

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2017.

16 (150).

С

. 498-500.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X