Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ | Исаева Ирина Михайловна. Работа №342332. Номер работы: №342332
Аннотация. Статья посвящена методике использования дидактических игр для развития памяти, внимания и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности применения игр в работе с данной категорией детей, а также примеры успешного внедрения игр в педагогическую практику. Описаны ключевые принципы, которые должны учитываться при разработке и проведении дидактических игр для развития когнитивных способностей у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, развитие памяти, внимание, мышление, когнитивные способности, игровая методика.
Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ
Исаева Ирина Михайловна, педагог-психолог
МКОУ «Прокоп - Салдинская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. Статья посвящена методике использования дидактических игр для развития памяти, внимания и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности применения игр в работе с данной категорией детей, а также примеры успешного внедрения игр в педагогическую практику. Описаны ключевые принципы, которые должны учитываться при разработке и проведении дидактических игр для развития когнитивных способностей у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, развитие памяти, внимание, мышление, когнитивные способности, игровая методика.
Дидактические игры играют важную роль в развитии детей, особенно когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для педагогов-психологов важно учитывать особенности детей с ОВЗ, такие как трудности в восприятии, концентрации внимания и развитии когнитивных навыков. Применение дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным, стимулируя развитие памяти, внимания и мышления.
Одним из главных преимуществ дидактических игр является их гибкость и возможность адаптации под индивидуальные особенности ребёнка. Игровая деятельность стимулирует эмоциональный отклик, что помогает лучше усваивать материал. Например, игра «Что изменилось?» способствует развитию зрительной памяти и внимания. В игре ребёнку показывают несколько предметов, затем один из них убирают, и ребёнку необходимо назвать, что исчезло. Такая игра может быть легко адаптирована для детей с различными нарушениями — от слабого зрения до задержек психического развития.
Для развития памяти дидактические игры помогают активизировать процессы запоминания и воспроизведения информации в игровой форме. Например, игра «Запомни и повтори» заключается в том, что ребёнку показывают несколько карточек с изображениями, а затем их закрывают. После этого ребёнку необходимо воспроизвести порядок изображений. Эта игра развивает зрительную память и способность к воспроизведению информации. В работе с детьми с ОВЗ важно начинать с небольшого количества карточек, постепенно усложняя задания по мере успехов ребёнка.
Аналогичным образом можно развивать и слуховую память, предлагая детям запоминать и повторять различные звуки или короткие фразы. Например, игра «Повтори за мной» включает в себя повторение звуков природы, музыкальных отрывков или словосочетаний. Развитие слуховой памяти у детей с ОВЗ особенно актуально для тех, кто испытывает трудности в восприятии информации на слух. Игровая форма позволяет сделать этот процесс более увлекательным и эффективным.
Для развития внимания педагогу-психологу важно использовать игры, которые требуют концентрации и сосредоточенности. Одной из таких игр является «Лабиринт», в которой дети должны провести фишку по лабиринту, не выходя за его пределы. Эта игра требует от ребёнка полной концентрации, развивает координацию движений и внимание. Подобные игры можно варьировать в зависимости от уровня подготовки ребёнка, усложняя задания или упрощая их при необходимости.
Мышление у детей с ОВЗ также можно развивать с помощью дидактических игр. Например, игра «Найди закономерность» предполагает, что ребёнку необходимо обнаружить общие черты между разными объектами или картинками, выявить их связь. Это помогает развить логическое мышление, способность к сравнению и обобщению. Другой пример игры на развитие мышления — «Составь цепочку», где ребёнку предлагается создать логическую цепочку из предложенных картинок, определяя, какое изображение должно быть следующим. Такая игра способствует развитию не только логического мышления, но и причинно-следственных связей.
При использовании дидактических игр важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Каждая игра должна быть адаптирована с учётом их возможностей и потребностей. Для детей с двигательными нарушениями важно предложить игры, которые не требуют сложных моторных действий. Например, игры на сортировку предметов по цветам, формам или размерам могут быть выполнены в упрощённом варианте, где ребёнок должен передвигать крупные элементы, которые легко взять в руки.
Педагогу-психологу важно также помнить, что дидактическая игра — это не просто развлечение, а серьёзный инструмент для коррекционной работы. Важно грамотно структурировать игровой процесс, продумывать цели каждой игры и адаптировать её по мере прогресса ребёнка. Кроме того, важно создавать положительный эмоциональный фон, который способствует развитию мотивации к обучению. Ребёнок должен чувствовать, что игра приносит удовольствие, а успехи в игре закрепляют его уверенность в собственных силах.
В качестве примера можно рассмотреть игру «Найди лишнее», которая направлена на развитие мышления и внимания. Ребёнку предлагаются картинки с изображением различных предметов, из которых один предмет не вписывается в общую категорию (например, среди животных — один фрукт). Ребёнку необходимо выбрать лишний предмет и объяснить, почему он не подходит. Эта игра развивает аналитическое мышление и способность классифицировать объекты, что особенно важно для детей с ОВЗ, испытывающих трудности в абстрактном мышлении.
Таким образом, дидактические игры являются важным инструментом для развития памяти, внимания и мышления у детей с ОВЗ. Благодаря игровому подходу, обучение становится более эффективным и доступным, а также помогает ребёнку развивать необходимые когнитивные навыки в увлекательной форме.
Список литературы
Багян
,
А
.
А
.
Использование
игровых
технологий
в
работе
с
детьми
с
ОВЗ
/
А
.
А
.
Багян
,
Е
.
А
.
Татаринцева
.
—
Текст
:
непосредственный
//
Молодой
ученый
.
—
2020.
—
№
4 (294).
—
С
. 274-275.
Соломахина
,
Т
.
Н
.
Социо
-
игровой
стиль
работы
с
детьми
с
ОВЗ
как
эффективная
педагогическая
технология
/
Т
.
Н
.
Соломахина
,
И
.
М
.
Михалева
,
Е
.
В
.
Шевченко
.
—
Текст
:
непосредственный
//
Молодой
ученый
.
—
2017.
—
№
16 (150).
—
С
. 498-500.