Методика использования дыхательных упражнений для коррекции речевых нарушений | Петяшина Татьяна Павловна. Работа №344686
Аннотация. В статье рассматривается методика использования дыхательных упражнений для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Особое внимание уделено роли правильного дыхания в развитии речи, коррекции фонетико-фонематических и артикуляционных нарушений. Представлены научные основы методики, а также рекомендации по организации дыхательных упражнений в логопедической практике. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода, сочетающего дыхательные техники с другими коррекционными методами.
Ключевые слова: дыхательные упражнения, речевые нарушения, логопедическая работа, дошкольники, артикуляционная гимнастика, коррекция речи.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Петяшина Татьяна Павловна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР №36 г. Курганинск
Аннотация. В статье рассматривается методика использования дыхательных упражнений для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Особое внимание уделено роли правильного дыхания в развитии речи, коррекции фонетико-фонематических и артикуляционных нарушений. Представлены научные основы методики, а также рекомендации по организации дыхательных упражнений в логопедической практике. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода, сочетающего дыхательные техники с другими коррекционными методами.
Ключевые слова: дыхательные упражнения, речевые нарушения, логопедическая работа, дошкольники, артикуляционная гимнастика, коррекция речи.
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста связано с множеством факторов, среди которых важную роль играет состояние дыхательной системы. Правильное дыхание обеспечивает оптимальные условия для формирования четкой и правильной речи, влияя на звукопроизношение, интонацию, темп и ритм речи. В связи с этим дыхательные упражнения занимают одно из ключевых мест в коррекционной работе логопедов.
Нарушения дыхания могут приводить к множеству проблем в речевом развитии детей, включая искажения звуков, недостаточную четкость произношения, монотонность речи и трудности в ее ритмической организации. Использование дыхательных упражнений в логопедической практике направлено на формирование правильного дыхательного стереотипа, который способствует улучшению артикуляции и общему развитию речи у детей с нарушениями речи.
Научное обоснование использования дыхательных упражнений в логопедической практике основывается на понимании физиологических процессов, происходящих в дыхательной системе и их связи с речевой деятельностью. Правильное, ровное и глубокое дыхание позволяет организовать равномерный поток воздуха, что способствует более точному и свободному произношению звуков. Нарушение этих процессов ведет к неравномерному звуковому потоку, который искажает речь.
Дыхательные упражнения направлены на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение координации между дыханием и артикуляцией, а также на развитие осознанного контроля за процессом дыхания. Этот подход позволяет выработать у детей правильные дыхательные навыки, что, в свою очередь, улучшает звукопроизношение, интонационные и ритмические характеристики речи.
Дыхательные упражнения особенно эффективны при работе с детьми, страдающими различными видами речевых нарушений, включая дислалию, ринолалию, заикание и общее недоразвитие речи (ОНР). Эти упражнения способствуют нормализации речевого дыхания и помогают детям справляться с трудностями в произношении звуков. Одним из основных направлений логопедической работы является коррекция речевого выдоха — это процесс, при котором ребенок учится контролировать силу и продолжительность выдоха во время произнесения звуков.
При коррекции заикания дыхательные упражнения играют ключевую роль, так как заикание часто сопровождается нарушением ритма дыхания, что приводит к спазмам в момент начала речи. Регулярные дыхательные тренировки помогают детям выработать плавное дыхание, что значительно снижает частоту и выраженность заикания.
Кроме того, дыхательные упражнения способствуют общему улучшению артикуляционных навыков. Они позволяют ребенку лучше координировать свои действия во время произнесения звуков, что делает речь более четкой и структурированной. Правильное дыхание обеспечивает непрерывный и равномерный поток воздуха, что необходимо для правильного произношения сложных звуков.
Для успешной коррекции речевых нарушений дыхательные упражнения должны проводиться систематически и сочетаться с другими методами логопедической работы, включая артикуляционную гимнастику и развитие фонематического восприятия. Важным моментом является постепенность и регулярность занятий, что позволяет выработать у ребенка устойчивые навыки правильного дыхания.
Дыхательные упражнения можно условно разделить на две группы: статические и динамические. Статические упражнения направлены на тренировку правильного дыхания в покое, а динамические включают сочетание дыхания с движениями, что позволяет интегрировать дыхательные навыки в процесс речи. Логопед должен следить за тем, чтобы дети выполняли упражнения осознанно, обращая внимание на правильность вдоха и выдоха, а также на их координацию с речевой активностью.
Для детей дошкольного возраста наиболее эффективными являются игровые формы проведения дыхательных упражнений. Это может включать в себя использование мыльных пузырей, игры с перышками или легкими предметами, которые ребенок должен перемещать с помощью выдоха. Такие игровые формы стимулируют интерес ребенка и делают занятия более увлекательными и результативными.
Использование дыхательных упражнений является важным компонентом логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхательного стереотипа, улучшают артикуляцию и звукопроизношение, а также помогают справляться с такими нарушениями, как заикание и ринолалия. Важно помнить, что дыхательные упражнения должны быть интегрированы в общий коррекционный процесс и проводиться на регулярной основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таким образом, систематическое использование дыхательных упражнений в логопедической практике способствует успешной коррекции речевых нарушений и помогает детям достичь высокого уровня речевой компетенции.
Список литературы
1. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424.
2. Усикова Е. В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях / Е. В. Усикова // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 680-683.