Методика использования музыкальной наглядности при формировании активного иноязычного словаря у учеников старших классов | Мой кабинет. Работа №343308. Номер работы: №343308
Поскольку происходит снижение интереса школьников (особенно это заметно на старших этапах обучения) к изучению иностранному языку, возросла актуальность использования нетрадиционных средств обучения иностранным языкам.В статье рассматривается методика использования музыкальной наглядности для формирования активного иноязычного словаря у учеников старших, критерии выбора песенного материала, плюсы использования песен на уроках английского языка.
Методика использования музыкальной наглядности при
формировании активного иноязычного словаря у учеников старших
классов
Автор: Шапошникова Екатерина Владимировна
МАОУ «Гимназия №12», г. Новосибирск
Музыка и пение, обладая большой художественной силой, являются эффективным средством воспитания нравственно-эстетической личности в процессе обучения иностранному языку.
Анализ работ, посвященных исследованию проблем использования музыки в процессе обучения иностранным языкам, позволяет сделать вывод о том, что эта тема не является новой. В настоящее время всё большее количество исследователей как в России, так и за рубежом обращается к изучению нетрадиционных средств обучения иностранным языкам, в частности, таким, как живописи, творческой фотографии, аутентичной песни.
Поскольку происходит снижение интереса школьников (особенно это заметно на старших этапах обучения) к изучению иностранному языку, возросла актуальность использования нетрадиционных средств обучения иностранным языкам, в частности, живописи, аутентичной песни.
Одной из наиболее эффективных методик является методика использования музыкальной наглядности.
Как свидетельствует теория и практика преподавания иностранных языков, перспективным и эффективным на уроках иностранного языка является использование в качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного песенного материала. Выбор современной зарубежной музыки обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Кроме того, использование музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроке, повысить эффективность учебной деятельности школьников.
Рассматривая проблему психологических резервов оптимизации обучения иностранному языку, И.А. Зимняя называет использование на занятии современной музыки, песен, популярных у молодёжи ритмов среди ряда других условий формирования познавательной потребности обучающихся [2].О.В. Кудравец отмечает, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как они включают новые слова и выражения [4].
Известно, что музыка, обладая большой художественной силой и популярностью среди молодежи, может являть собой эффективный тип опор в процессе изучения иностранных языков вообще и в обучении иноязычной лексике в частности. Примечателен еще и тот факт, что в современных песнях чаще всего используется наиболее употребительная и актуальная для носителей языка, что также определяет преимущества использования музыкального материала на занятиях по овладению иноязычным лексическим материалом.
Текст песни – это ситуативный сценарий, где слова представлены не изолированно, а в контексте, что позволяет освоить не только конкретное значение слова, но и целиком понятие, обозначаемое им. Кроме того, в тексте песни лексика вводится внутри единой лексической формы: такой материал легко запоминается, трансформируется, и активизируется в речи [5].
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.
Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:
- песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);
- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;
- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;
- песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни явятся поводом к беседе о взаимоотношениях людей.
Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т. е. передача заложенного ее автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые прежде всего информируют читателя (или слушателя), т. е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.
Через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности. Прослушивание и пение песен эффективны дальнейшей работе над английским произношением. Это может быть:
1) целенаправленная тренировка какого-либо звука в песне;
2) пение песни с целью исправить спонтанно допущенную кем-либо из учащихся ошибку при произнесении гласного или согласного звука;
3) просто пение как совершенно необходимый на уроке момент релаксации.
Одним из условий успешного использования песенного материала является его отбор и типологизация. Песенный материал как один из элементов национально-культурного компонента должен отражать страноведческую специфику и обладать культурологической ценностью.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.
Ю. Комарова и Л. Бирюлина предлагают следующие критерии отбора песенного материала на уроках иностранного языка в старших классах:
критерий аутентичности
;
критерий положительного эмоционального воздействия музык
и
–
отобранный в связи с данным критерием музыкальный материал влияет как на мотивацию, так и на эмоциональную сферы учащихся;
критерий наличия проблематики
– т.е. содержание проблемы, актуально для молодых людей. В случае неудовлетворенности данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится;
критерий методической ценности музыкального материала для формирования и совершенствования навыков и умений в соответствии с программой обучения
– это один из наиболее важных при отборе музыкально наглядности, т.к. тексты отобранных песен должны соответствовать тематике занятий [
5
].
Ю. Комарова и Л. Бирюлина утверждают, что при отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия учащихся. Для этого следует использовать общемузыкальные критерии отбора песен: четкий, ритмический рисунок, ритмообразующий темп (без длительных партий – проигрышей), благозвучный характер вокальной партии, тип аккомпанемента (низкие частоты бас-партии не должны превалировать над средними и высокими частотами).
Наиболее предпочтительным на уроках английского языка с целью формирования лексических навыков является музыкальный материал, отобранный в соответствии с критерием четкого ритмического рисунка и темпа, входящего в промежуток от анданте (неспеша) до аллегро (живо).
Отбирая музыкальный материал в соответствии с собственно вокальной партией, нужно учитывать, что сопрано и бас хуже всего определяются на слух. Наилучшими в плане восприятия как мелодии, так и текста являются - из женских тембров, - меццо-сопрано, альт и контральто, из мужских – тенор и баритон.
Наконец, при отборе музыкального материала следует учитывать жанровый и стилевой критерий принадлежности песни. Самым оптимальным вариантом считается рэп-речитатив, так как рэп зарифмован, ритмичен, однако скорость чтения речитативов достаточно велика, и зачастую рэп-речитативы не укладываются в ритм, нарочно сбивается темп, пропадает рифма, и требуется много усилий и повторений чтобы воспроизвести эти речитативы самостоятельно. Кроме того, рэп обычно содержит в себе много ненормативной лексики, что делает невозможным его использование в учебном процессе.
Поп-музыка удовлетворила бы все требования к музыкальному материалу, используемому на уроках – мелодичная, с отсутствием низких частот, ритмичная, с четким исполнением вокальной партии. Но следует отметить смысловое разнообразие песен (в основном, связанное с любовной тематикой), а также неактуальность такой музыки для учащихся старших классов, согласно данных опроса, проведенных Комаровой и Бирюлиной.
Остается весь спектр рок-стилей, являющихся наиболее популярными среди современных молодых людей. Следует отметить, что данный музыкальный стиль имеет свои недостатки, например нестандартная «кричащая» манера вокального исполнения, а следовательно, невнятность произношения и преобладание низких частот. Но, не смотря на наличие в абсолютном большинстве альтернативных песен громкого вокала, за счет положительного эмоционального заряда музыки текст таких песен оказывается достаточно понятным и актуальным для образовательных целей.
Примерная последовательность работы с песней включает в себя следующие этапы:
1) краткое вступительное слово о песне (ее характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т. д.), установка на первое восприятие песни;
2) первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
3) проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;
4) фонетическая отработка текста песни;
5) повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
6) чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
7) разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также ее аккомпанемента.
Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.
Подводя итог всему изложенному, следует отметить, что при подготовке к работе с музыкальным материалом в целях совершенствования иноязычных навыков и умений учащихся следует учитывать задачи и специфику каждого этапа их формирования и предлагать обучаемым упражнения на достижение этих целей.
Выбранный песенный материал должен включать в себя проблему, актуальную для современного поколения, иначе эффективность работы с музыкальным материалом снизится, несмотря на художественную и эстетическую ценность данного материала.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что использование песен на уроках английского языка обогащает учащихся знаниями страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой изучается, способствует развитию музыкального слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Музыкальная наглядность на уроке английского языка оживляет преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико– грамматического материала.
Список литературы:
Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. - №1. - С. 3-8.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
Качалов Н.А., Житкова Е.В. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности// Вестник ТГПУ, 2008 . - № 2. – С. 2 – 4.
Кудравец
О.В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные
язки
в школе. - 2001. - № 2. – С. 2-4.
Комарова Ю.А.,
Бирюлина
Л. Использование музыкальной наглядности в формировании активного иноязычного словаря учащихся старшей школы//Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: Сборник, методическое пособие. – Санкт-Петербург: издательство KARO, 2007. - с. 183.