Методика использования ритмической гимнастики науроках физической культуры для обучающихся среднего и старшего возроста. | Шинкарева Татьяна Юрьевна. Работа №362542
Translator
Музыкально-двигательные умения на уроках физической культуры
приобретают в последнее время все более значимое место в системе общей
профессиональной подготовки педагогических кадров. Это обусловлено
широким распространением новых физкультурно-оздоровительных на-
правлений и видов спорта, где неотъемлемым атрибутом является совре-
менная эмоционально-ритмичная музыка. Современный компетентный
специалист в области физической культуры должен не только ориентиро-
ваться в этих новых направлениях, но и иметь практические навыки в про-
ведении различных видов упражнений и форм работы по физическому
воспитанию с музыкальным сопровождением.
Методика использование ритмической гимнастики на уроках физической культуры обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
Учитель физической культуры
Шинкарева Т.Ю.
Введение.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
Е.Г.Попова (1986) определяет ритмическую гимнастику как одну из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.), выполненные преимущественно поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку различного характера.
В.Б.Матов, О.А.Иванова, И.Н.Шаробарова (1989) считают, что основа ритмической гимнастики - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающиеся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением.
Ритмическая гимнастика — это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.
Ритмическая гимнастика многолика, у нее много названий и направлений, а корни уходят в далекое прошлое. Ритмическая гимнастика впитала в себя современные направления различных танцевальных стилей (фанк, хип-хоп, салса, поп, рок, брейк и др.), элементы восточной физической культуры (йога, цигун, тайцзицюань и пр.), хотя фундамент ее основан на европейских школах гимнастики. Так, во Франции — это тонизирующая гимнастика, в Чехии - джаз-гимнастика, в Германии она является составной частью оздоровительной программы «Тримминг-13 0», в США - аэробика.
Термин «аэробика» (как и более широкое, принятое в настоящее время название «фитнес») — это международное обобщенное название двигательной активности оздоровительной направленности, под которым в настоящее время объединено более 200 различных направлений и течений. Современная оздоровительная аэробика и фитнес-гимнастика — это очень динамичные структуры, которые постоянно пополняют арсенал используемых средств.
Ритмическая гимнастика-разновидность гимнастики, которую можно использовать в школе. Главным аргументом ее является доступность, эффективность и эмоциональность.
Отличительной особенностью ритмической гимнастики является то, что все упражнения в занятии выполняются под музыку. Исследования по этому вопросу свидетельствуют об очевидном преимуществе использования музыки в процессе спортивной деятельности. Воздействуя прежде всего на психику, центральную нервную систему, она опосредованно влияет и на физическую работоспособность. Психологи объясняют это явление ритмическим течением психофизиологических процессов - ходьбы, бега, дыхания, сердечных сокращений и т.п.
Ритмическая музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отдаляет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.
-Доступность ритмической гимнастики, прежде всего в том, что ее содержание базируется на знакомых всем учителям физической культуры общеразвивающих упражнений.
-Эффективность заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и двигательную системы.
-Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный эмоциональный фон.
По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные, спортивные.
В свою очередь оздоровительная ритмическая гимнастика по возрастному признаку делится на гимнастику для детей, молодежи, людей среднего (зрелого) и пожилого возраста
Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся. Вторая группа упражнений воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность. Третья группа упражнений воспитывает музыкальность. Четвертая группа средств направлена на регуляцию психического состояния занимающихся.
В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер.
В старших классах, из физических упражнений на развитие координационных способностей, предлагаются упражнения ритмической гимнастики. Кроме этого, ритмическая гимнастика указана как одно из основных средств во внеклассной работе по физической культуре.
Специалисты отмечают большое влияние упражнений ритмической гимнастики на физическое развитие и воспитание детей разного школьного возраста. Ритмическая гимнастика развивает внимание, жизнерадостность, находчивость, самостоятельность, она придает движениям естественную непринужденность и уверенность. Занятия ритмической гимнастикой не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании. Одним из главных результатов занятий ритмической гимнастикой —это воспитание нравственных качеств, сознательной дисциплины, трудолюбия, опрятности, доброжелательного отношения к окружающим. Групповые занятия ритмической гимнастикой у старшеклассников способствуют развитию эстетических чувств.
Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности школьников, развития их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики на уроках физической культуры, активизируется двигательная деятельность учащихся и повышается интерес к занятиям. В то же время выполняется одно из существенных требований к современному уроку — это сочетание образовательной направленности с достижением его высокой моторной плотности, динамичности и эмоциональности.
Ритмическая гимнастика в учебном процесс можно использовать в двух направлениях:
- урочная форма, применение ее в водной , основной и заключительной частях урока физической культуры.
- внеурочная форма (секционные занятия), исполнение элементов ритмической гимнастики в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкульт минутки, «час здоровья»).
Использование ритмической гимнастики на уроках физической культуры.
Основой построения уроков с использованием средств ритмической гимнастики, как и любого другого урока физической культуры, являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность и логика развертывания учебно-воспитательного процесса. Это обуславливает деление урока на три части: подготовительную, основную и заключительную. Данное деление на части не означает, что урок теряет свою целостность; наоборот, каждая часть логически предшествует последующей. Переходы от одной части урока к другой мягкие, незаметные. Продолжительность частей урока с использованием упражнений ритмической гимнастики может быть разная; это зависит от задач урока, специфики выбранных упражнений, особенностей занимающихся и других факторов. Продолжительность подготовительной части составляет 15-25%, основной части - 70-80%, а заключительной - 5-10% от общего времени урока.
В основе построения урока по ритмической гимнастике лежит цель, которая реализуется путем постановки конкретных задач. От постановки цели и задач зависит выбор средств для данного урока, который по своему содержанию должен быть построен методически грамотно, соответствовать определенному контингенту занимающихся, их возрасту, полу, физическому развитию и физической подготовленности. При подборе упражнений необходимо определить последовательность их выполнения в цепочке упражнений. Затем цепочки упражнений соединить в серии-блоки, определить их количество и со размеренность в частях урока, чтобы наилучшим образом решать его общие и частные задачи. Физические упражнения в таких сериях имеют характер завершенной композиции и оказывают определенное воздействие на занимающихся.
Серии упражнений в частях урока располагаются согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Разные звенья тела включаются в работу последовательно, а их интенсивное выполнение чередуется с отдыхом. Упражнения силового характера и упражнения на выносливость сочетаются с упражнениями в расслаблении и растягивании, они должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся.
Решающим в построении урока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении методов и методических приемов организации, используемых в процессе проведения урока.
Таким образом, в каждом уроке осуществляется единство содержательного, методического и организационного компонентов. Нарушение этого единства приведет к снижению эффективности урока и поставит под сомнение возможность решения педагогических задач.
Подготовительная часть урока
В соответствии с общепринятым положением теории и методики физического воспитания, в подготовительной части урока с использованием упражнений ритмической гимнастики решаются следующие задачи:
• Подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций организма к работе, повышение восприимчивости к музыкальному сопровождению, психологический, эмоциональный настрой на урок, сосредоточение внимания и организация занимающихся.
• Подготовка опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, суставов) к предстоящей работе на уроке.
Чтобы создать соответствующий настрой на весь урок, подготовительную часть сопровождает ритмичная, улучшающая настроение музыка. Музыкальное сопровождение поднимает настроение занимающихся, вносит в выполняемую работу элементы привлекательности, комфорта, повышает интерес к выполнению упражнений. В этой части урока применяются две или три серии, составленные из простых, доступных по выполнению упражнений.
Последовательность выполнения упражнений определяется необходимостью постепенного возрастания нагрузки. Поэтому комплекс начинается с упражнений на мелкие и средние мышечные группы: рук, плечевого пояса и шеи. Затем включать упражнения для мышц туловища, на растягивание. Заканчивается комплекс беговой, прыжковой или танцевальной серией. Частота сердечных сокращений к концу комплекса 120-130 уд/мин, а при беговой, прыжковой или танцевальной серий -140-160 уд/мин.
Методические указания.
1. Нагрузка не выше средней. Количество повторений может быть 4,8,16 раз. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе.
2. Для лучшей подготовки мышц рук и живота можно дать упражнения, выполняемые в партере (сидя, лежа на полу) Количество упражнений 2-3, поскольку партерная серия упражнений, решает и другие задачи.
3. В комплекс надо включать упражнения, по структуре направленные на подготовку к предстоящей работе тех мышечных и суставных групп, которые будут нести основную нагрузку в основной части урока.
Учащихся необходимо подвести как в психологическом отношении, так и в физическом плане выполнение упражнений под музыку. Упражнения, применяемые в комплексе, должны быть хорошо изучены учащимся.
Основная часть урока
Основная часть урока длится 25-28 минут. Задачи этой части урока направлены на:
• Формирование знаний, двигательных умений и навыков.
• Развитие двигательных способностей (силы, гибкости, ловкости, выносливости, быстроты и др).
• Повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
• Достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС).
• Повышение расхода калорий при выполнении специальных упражнений.
• Повышение интереса к уроку средствами активизации эмоционального состояния занимающихся и удовлетворенности от урока.
В основную часть урока могут входить любые серии (от трех до пяти) упражнений ритмической гимнастики, которые способствуют эффективному решению этих задач. Выбор их зависит от направленности урока и его задач.
Упражнения, из которых составляется та или иная серия, должны быть различны по характеру: силовые, аэробные для развития координационных способностей, на расслабление и растягивание. Все они могут выполняться в различных исходных положениях, с различной скоростью и амплитудой, с предметами и без них, на гимнастических снарядах.
В первой серии основной части урока используются общеразвивающие упражнения для развития силы мышц плечевого пояса, рук и шеи, а также упражнения с предметами, отягощениями и на гимнастических снарядах (скамейка, гимнастическая стенка) с элементами степ-аэробики, хореографии, атлетической гимнастики.
Для повышения интенсивности нагрузки и воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма используются упражнения второй серии. Сюда входят упражнения аэробного характера: бег, прыжки, элементы спортивной аэробики и танцев - типа рок-н-ролла, хип-хопа и др.
Третью серию упражнений основной части составляют упражнения на восстановление дыхания, расслабление и растягивание. При этом их можно выполнять последовательно, в начале - снять напряжение, расслабить мышцы, выполнить дыхательные упражнения, а затем приступать к растягиванию мышц.
Четвертая серия упражнений основной части урока ритмической гимнастики способствует укреплению различных мышечных групп, развитию силы, формированию осанки, фигуры. Это становится возможным благодаря избирательному воздействию общеразвивающих упражнений, упражнений атлетической гимнастики, шейпинга, калланетики на мышцы спины, живота, рук и ног. Все эти упражнения могут выполняться в низких исходных положениях, в положении стоя, у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке или на стуле. Упражнения силового характера следует сочетать с упражнениями на расслабление или растягивание работающей мышечной группы. Для повышения эмоционального состояния занимающихся можно выполнять пятую - танцевальную серию упражнений. Применяемые в ней упражнения, несложные по координации и интенсивности, типа характерных танцевальных композиций или знакомые занимающимся ритмические танцы.
В основной части урока происходит обучение новым элементам, связкам, танцам, а также повторение и совершенствование пройденного материала. Поэтому структура урока может иметь разные варианты. В зависимости от темы урока содержание и длительность серий-блоков может меняться. Так, например, отсутствовать силовая серия (или аэробная) и за счет этого удлиняются другие и наоборот.
Методические указания.
-Целесообразно в основной части урока развивать отдельные мышечные и суставные группы или совершенствовать физические качества, т.е. применять специализированные комплексы продолжительностью до 10 минут.
-Комплексы могут быть направлены на укрепление «мышечного корсета» и развитие гибкости, подвижности суставов или способствовать развитию аэробных возможностей организма (повышение выносливости). Такие комплексы заканчиваются беговой, прыжковой или танцевальной серией (за исключением аэробной).
Заключительная часть
В заключительной части урока обеспечивается плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности занимающихся, способствующее созданию благоприятных условий для протекания восстановительных процессов в организме, и переходу к последующей деятельности. Продолжительность этой части зависит от основных задач урока, выбора средств и длится от 4 до 7 минут.
Заключительная часть может состоять от одной до трех серий упражнений. Упражнения, входящие в заключительную часть урока, разнообразны, доступны, просты, не требуют от занимающихся особого внимания и напряжения сил, выполняются в спокойном темпе. К первой серии могут относиться успокаивающие упражнения: в расслаблении (посегментные расслабления, элементы релаксационной ритмической гимнастики), встряхивания, массирующие движения, приемы самомассажа, дыхательные упражнения и др. Эти упражнения в основном используются после большой, интенсивной нагрузки основной части урока.
Вторую серию упражнений составляют отвлекающие упражнения, здесь используются позы йоги (асаны), элементы стретчинга, приемы психорегулирующей тренировки. Эта серия упражнений используется в уроке, когда необходимо сосредоточится, сконцентрировать внимание на своих внутренних ощущениях, способствует раскованности, расслаблению и др.
Третья серия упражнений заключительной части способствует повышению эмоционального состояния занимающихся. К ней относятся несложные танцевальные упражнения, полюбившиеся танцы; различные виды ходьбы с хлопками, притопами и др, а для младших школьников - музыкальные подвижные игры. Эту серию упражнений можно включать в уроки, где в основной части имеет место обучение нового материала или, например, была монотонная работа над развитием силовых способностей.
Музыкальное сопровождение к проведению этой части урока подбирается соответственно характеру выполняемых упражнений. В основном это успокаивающие, лирические мелодии, характеризующиеся медленным темпом, тихим и умеренным звучанием. Можно использовать записи естественных звуков природы: шума листвы, пения птиц, шума моря и т.д.
Методические указания.
-Необходимо включать упражнения, выполняемые с закрытыми глазами, помогающие снять мышечное напряжение и способствующие полному расслаблению.
-Комплекс включает 3-5 упражнений продолжительностью до 3 минут.
-после выполнения упражнений организовано закончить урок ( построение, подведение итогов, домашнее задание).
Особенности проведения занятий с детьми среднего и старшего возраста.
При занятиях ритмической гимнастикой с детьми среднего школьного возраста необходимо учитывать особенности психологического и физического развития. Ведь подростковый возраст один из самых ответственных периодов и в формировании основ физической культуры. Именно в этом возрасте выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Главную роль в образовании новых умений и навыков играет развитие второй сигнальной системы коры головного мозга, поэтому при обучении физическим упражнениям большое значение приобретают рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого.
В этот период рождается потребность к самоутверждению и самовыражению. Характерной чертой подростков является стремление к соревнованию, демонстрации своих физических способностей. С одной стороны, следует поощрять стремление подростка к самоутверждению через сферу спортивных занятий, а с другой - необходимо формировать понимание важности высокого уровня здоровья, воспитывать доброжелательность, предотвращать возникновение комплекса вседозволенности.
В юношеском возрасте складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение.
Старшеклассники большое внимание уделяют своему внешнему виду, фигуре, пытаются преодолеть свои недостатки, развиваясь физически. В этом возрасте завершается период полового созревания, замедляется рост в длину, уменьшаются диспропорции роста, увеличивается грудная клетка. Значительно увеличивается вес, притом за счет пассивной массы - жира, что приводит к уменьшению относительной силы и прыгучести школьниц.
Уровень показателей физических качеств растет прямо пропорционально полученной нагрузке. В этом возрастном диапазоне развитие одного качества способствует развитию других, что создает условия для комплексного подхода к воспитанию физических качеств в ходе занятий физическими упражнениями.
Наиболее интенсивен в этот период рост силовых показателей, выносливости во всех ее проявлениях (общей, статической, скоростно-силовой), координации движений.
Программа занятий ритмической гимнастикой для детей старшего школьного возраста должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Важное место в занятиях должно отводиться формированию знаний об основах теории и методики проведения занятий, способах развития и совершенствования двигательных способностей, медико-биологических основах тренировки и других сведений, необходимых для сознательного управления своей физической активностью, достижения высокого уровня здоровья, гармоничного совершенства. Если для детей младшего и среднего школьного возраста ведущим фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержательная сторона этого материала.
Упражнения, используемые в комплексах ритмической гимнастики для девушек 9 - 11 классов, в первую очередь направлены на воспитание пластичности, грациозности, формирование красивой фигуры, правильной осанки, легкой походки, танцевальное™, совершенствование чувства ритма, а затем уже на общую физическую подготовку. Гимнастические упражнения сочетаются с дополнительными движениями головой, руками, ногами, а также танцевальными движениями в стиле современных, бальных или ритмических танцев. Прыжковые и беговые упражнения также выполняются в танцевальной форме. Для юношей упражнения подбираются с учетом их двигательных возможностей.
Комплексы упражнений ритмической гимнастики должны быть не только танцевальной направленности, но и атлетической. Силовая направленность комплексов может быть повышена путем увеличения удельного веса упражнений, выполняемых по большой амплитуде, в низких исходных положениях, с утяжелителями, гантелями, на гимнастических снарядах (скамейка, стенка).
Организм детей старшего школьного возраста справляется с большими физическими нагрузками, создаются условия для длительных интенсивных занятий. Старшеклассники, проявляя настойчивость и терпение в достижении намеченной цели, могут достаточно долго работать на фоне усталости. Однако следует помнить, что школьники выполняют эти нагрузки при значительно большем напряжении организма, чем взрослые, поэтому важно научить их самоконтролю на занятиях.
Итак, наиболее важными задачами занятий ритмической гимнастикой у старшеклассников являются: развитие силовых способностей, повышение уровня выносливости, совершенствование техники выполняемых упражнений наряду с освоением новых упражнений танцевального и атлетического характера.
Педагог должен быть гибким, знать возрастные особенности школьников, умело использовать их в работе и четко представлять конечную цель.
Содержание упражнений
Занятия ритмической гимнастикой привлекают широкий круг занимающихся не только доступностью и эмоциональностью, но и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от возраста, интересов, подготовленности, благодаря большому арсеналу средств и методов ритмической гимнастики.
Выбор упражнений ритмической гимнастики к уроку зависит прежде всего от задач самого урока, возрастных особенностей занимающихся, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности.
В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений:
строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики.
Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и удачного размещения их в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища вправо-влево и др.
Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно у дошкольников и младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) включают следующие упражнения:
1. ОРУ в положении стоя ("для развития силы и подвижности в суставах):
• упражнения для рук и плечевого пояса в различных направлениях (поднимание - опускание, сгибание - разгибание, супинация - пронация, дуги, круги);
• упражнения для мышц туловища, шеи (наклоны, повороты, движения по дуге вперед и др.);
• упражнения для ног (поднимание - опускание, сгибание - разгабание в различных суставах, полуприседы, выпады и др.).
2. ОРУ в положении сидя и лежа (для развития силы и подвижности в суставах):
• упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);
• упражнения для ног в положении лежа и упоре стоя на коленях (сгибание -разгибание, поднимание - опускание, махи и др.);
• упражнения для мышц брюшного пресса в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотами туловища, поднимание согнутых ног или с разгибанием, разведением и др.);
• упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре стоя на коленях (поднимание рук, ног или одновременные движения руками и ногами и др.)-
3. Упражнения на растягивание в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа):
• в положении стоя для грудных мышц, плечевого пояса, рук, туловища и ног;
• в полуприседе, выпаде для передней, задней, внутренней поверхности бедра, мышц спины;
• в положении лежа для передней, задней и внутренней поверхности бедра, мышц живота и спины;
• в упоре стоя на коленях для мышц спины, боковой поверхности туловища. Все упражнения на растягивание можно выполнять в статическом и динамическом режимах:
• упражнения на растягивание статического характера (удержание в течение 5-10 сек. любой статической позы - выпада, наклона, приседа и др. – по максимальной амплитуде движения;
• упражнения баллистического характера (пружинные наклоны, выпады, махи, рывки и т.д.)
4. Упражнения в расслаблении и на восстановление дыхания в разных и.п.: стоя, сидя, лёжа, в висах на гимнастической стенке:
• потряхивание различных звеньев тела;
• посегментное расслабление различных звеньев тела;
• мышечное напряжение с последующим расслаблением;
• пассивное расслабление в парах;
• плавные движения;
• упражнения массирующего характера (с похлопыванием, разминанием определённых мышечных групп);
• упражнения с задержкой дыхания;
• упражнения аутотренинга;
• дыхательные упражнения (по методу А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко и др)-
5. Упражнения в ходьбе на месте и в движении:
• ходьба на месте (в полуприседе, на носках, на пятках и др.);
• с небольшим продвижением в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, по кругу);
• ходьба в сочетании с поворотами и простыми прыжками;
• различные виды ходьбы (шаг: перекатный, переменный, приставной, скрестный, с притопом, с подскоком и др.);
• ходьба с различными движениями рук (хлопками, щелчками, махами, рывками и др.).
6. Бег, прыжки (общеразвивающего и танцевального характера):
• бег на месте, с продвижением вперёд, назад, вправо, влево, с поворотами;
• бег в сочетании с прыжками, подскоками и танцевальными элементами;
• бег со сменой ног /впереди, сзади/, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и др.;
• бег и беговые упражнения с различными движениями рук, хлопками и др.;
• прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях, с поворотами;
• прыжки на двух, одной ноге, с ноги на ногу, сгибая и разгибая ноги вперед, назад, в сторону, с между скоками, ноги врозь-вместе и др.;
• прыжки с различными движениями рук.
7. Упражнения на гимнастических снарядах (скамейка, стенка)
Гимнастическая скамейка:
• упражнения с восхождением - на скамейку: ходьба на скамейку с подниманием бедра, с захлёстыванием голени, в сочетании с различными движениями рук, с поворотами, переступанием, прыжками и танцевальными упражнениями;
• упражнения на развитие и укрепление различных мышечных групп, в различных исходных положениях - стоя, сидя, в упорах: (поднимание, разведение и сведение ног, махи в положении сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; наклоны, повороты туловища с различными движениями рук и др.);
• упражнения на растягивание различных мышечных групп в положении стоя и сидя на скамейке (наклоны к ногам: нога на скамейке, сидя верхом; выпады нога на скамейке и др.;)
• упражнения в расслаблении (в положении сидя и лежа на скамейке, позы отдыха, расслабление отдельных звеньев тела и др.).
Гимнастическая стенка:
• хореографические упражнения с элементами характерных танцев (подъемы на полупальцы, полуприседы, приседы, наклоны, махи и др.);
• упражнения на растягивание (нога на опоре - наклоны, приседания и др,);
• упражнение на укрепление различных мышечных групп в положении стоя у опоры (сгибание - разгибание, отведение - приведение, круговые вращения ног, приседания, наклоны и др);
• упражнение на расслабление, в висе, взмахи ногами, раскачивания и др.