Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика изучения демографии в курсе географии России | Митрофанова Галина Владимировна. Работа №342914

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методики изучения демографии на уроках географии в школе. Демографические процессы и их влияние на социально-экономическое развитие регионов России играют важную роль в формировании у учащихся представлений о пространственных особенностях страны. Представлены методы, которые помогут учителям эффективно организовать процесс обучения, сделать его интересным и доступным для школьников разных возрастных категорий. Особое внимание уделено интеграции информационных технологий и интерактивных методов в учебный процесс.

Ключевые слова: демография, география России, школьное обучение, методика преподавания, численность населения, миграция, рождаемость, смертность, плотность населения, интерактивные методы обучения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИИ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ РОССИИ

 

Митрофанова Галина Владимировна, учитель географии

ГБОУ Школа № 117, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методики изучения демографии на уроках географии в школе. Демографические процессы и их влияние на социально-экономическое развитие регионов России играют важную роль в формировании у учащихся представлений о пространственных особенностях страны. Представлены методы, которые помогут учителям эффективно организовать процесс обучения, сделать его интересным и доступным для школьников разных возрастных категорий. Особое внимание уделено интеграции информационных технологий и интерактивных методов в учебный процесс.

Ключевые слова: демография, география России, школьное обучение, методика преподавания, численность населения, миграция, рождаемость, смертность, плотность населения, интерактивные методы обучения.

 

Демография как наука об изучении населения является важной составляющей курса географии в школе. Она помогает ученикам понять, как численность и структура населения влияют на социально-экономические процессы в разных регионах России, а также определить закономерности пространственного распределения населения. Вопросы демографии часто рассматриваются через призму взаимосвязи населения и территорий, что позволяет глубже понять процессы урбанизации, миграции и изменения численности населения.

Для учителя географии важно не просто передать ученикам знания о демографических процессах, но и сформировать у них аналитическое мышление, умение работать с данными, выявлять тенденции и прогнозировать развитие населения. Методика изучения демографии в школьном курсе географии должна быть ориентирована на развитие таких навыков, как работа с картами, статистикой, таблицами и графиками. Это позволяет школьникам видеть целостную картину изменения численности и структуры населения как на уровне России, так и на уровне отдельных регионов.

Основные вопросы, которые необходимо изучить в рамках демографического блока на уроках географии:

1.Численность и плотность населения: как рассредоточено население по территории России, где наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения.

2.Естественное движение населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, возрастная структура.

3.Миграционные процессы: внутренние и внешние миграции, причины миграции, последствия для экономики и социальной сферы.

4.Национальный состав и культурное многообразие населения: национальные меньшинства, культурные особенности различных регионов.

5.Городское и сельское население: процессы урбанизации, их влияние на социальную структуру общества и экономику регионов.

Эти темы помогут ученикам не только изучить базовые понятия демографии, но и понять их влияние на развитие России как государства с огромной территорией и многообразным населением.

Методы изучения демографии на уроках географии

Для успешного изучения демографических процессов и формирования целостной картины необходимо использовать различные методы преподавания, которые способствуют лучшему усвоению материала.

1. Работа с картами и атласами.

Один из ключевых методов при изучении демографии — это работа с географическими картами. Ученикам необходимо научиться:

-Анализировать карты плотности населения, выявляя закономерности в распределении населения по территории России;

-Использовать карты миграционных потоков, чтобы понять направление и масштабы внутренних и внешних миграций;

-Сравнивать карты естественного прироста населения по регионам для выявления тенденций в рождаемости и смертности.

Такая работа помогает визуализировать демографические процессы, что способствует лучшему пониманию теоретического материала. К примеру, ученики могут анализировать карты распределения населения и обсуждать, какие природные или экономические факторы влияют на высокую или низкую плотность населения в разных регионах страны.

2. Статистический анализ.

Анализ данных — это важный аспект изучения демографических процессов. Учитель может использовать статистические данные Росстата для разработки заданий, где ученики будут работать с таблицами и графиками, показывающими численность населения, уровни рождаемости и смертности, миграционные потоки и другие демографические показатели.

Пример задания: "Анализ статистики по рождаемости и смертности в различных регионах России за последние 10 лет". Ученики могут сравнивать данные по годам и регионам, выявлять тенденции, делать выводы о динамике численности населения в тех или иных частях страны.

3. Интерактивные методы. В современных условиях использование интерактивных методов становится необходимостью для вовлечения школьников в учебный процесс. Учителю географии доступно множество онлайн-ресурсов и программ, которые позволяют разнообразить обучение:

-Онлайн-карты и геоинформационные системы (ГИС), такие как Google Earth или Яндекс.Карты, могут быть использованы для наглядного изучения демографических процессов в различных регионах.

-Интерактивные презентации с использованием статистических данных и визуальных материалов, таких как инфографика, помогут лучше понять сложные демографические процессы.

-Видеоматериалы и документальные фильмы, посвященные демографическим проблемам России, могут стать дополнительным ресурсом для обсуждения в классе.

4. Проектная деятельность. Проектная работа по демографической тематике помогает учащимся применять полученные знания на практике. Например, можно предложить следующие проекты:

-Исследование демографических особенностей своего региона: анализ рождаемости, смертности, миграции, национального состава населения.

-Проект по урбанизации: исследование процесса роста городов, изменений в численности и структуре городского и сельского населения.

Проектные работы позволяют ученикам не только углубить свои знания, но и развить навыки самостоятельного поиска информации, анализа данных и презентации результатов.

5. Дискуссии и дебаты. Обсуждение вопросов, связанных с демографией, может стать мощным инструментом для активного вовлечения учащихся. Темы для дискуссий могут включать:

-"Проблемы демографического старения населения в России: причины и пути решения".

-"Миграционная политика России: плюсы и минусы".

-"Как демографические процессы влияют на экономику России?"

Такие дискуссии позволяют ученикам развивать критическое мышление, учиться аргументировать свою точку зрения и активно участвовать в обсуждении важных для страны вопросов.

Пример урока по теме "Демографическая ситуация в России"

Тема урока: Демографические процессы и их влияние на развитие регионов России.

Цель урока: Формирование представления о демографической ситуации в России, развитие умений анализа демографических данных и прогнозирования.

Задачи:

-Знакомство с основными демографическими показателями (рождаемость, смертность, миграция).

-Обучение работе с картами и статистическими данными.

-Формирование навыков анализа и сравнения региональных особенностей демографических процессов.

Этапы урока:

1.Организационный момент: вводное слово учителя, краткое изложение темы урока.

2.Актуализация знаний: краткое обсуждение, что ученики знают о численности населения России, миграциях и изменении населения в последние годы.

3.Изучение нового материала:

Показ карты плотности населения России с объяснением причин, почему в одних регионах плотность населения высока, а в других — низка.

Рассмотрение статистических данных по рождаемости и смертности в регионах с различными климатическими условиями.

Практическая работа:

Разделить класс на группы, каждая группа анализирует статистические данные по одному из регионов России и делает выводы о демографической ситуации.

Групповое обсуждение результатов.

Заключительная часть:

Обсуждение, как демографические процессы могут повлиять на будущее России. Закрепление пройденного материала с помощью теста или устного опроса.

В заключении можно отметить, что изучение демографии на уроках географии играет важную роль в формировании у школьников представления о населении России, его динамике и разнообразии. Грамотно организованный процесс обучения с использованием различных методов — от карт и статистики до интерактивных технологий — помогает сделать уроки более увлекательными и эффективными.

 

 

Список литературы

Анохин, А. А. География населения с основами демографии : учебник для вузов / А. А. Анохин, Д. В. Житин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

Перцик, Е. Н. Теория и методология географии : учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

Таможняя, Е. А. Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общей редакцией Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×