Методика коллективной творческой деятельности с обучающимися как основа современных воспитательных технологий | Шнайдер Надежда Михайловна. Работа №341365
Методика коллективной творческой деятельности с обучающимися
как основа современных воспитательных технологий
Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «методика коллективных творческих дел»).
Методика коллективной творческой деятельности с обучающимися
как основа современных воспитательных технологий
Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «методика коллективных творческих дел»). Методика разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым.
Данная технология представляет собой организацию определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающую все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
КТД - форма работы, которая направлена на :
- развитие творческих и интеллектуальных способностей
- реализацию коммуникационных потребностей
- обучение правилам и формам совместной деятельности.
- расширение знаний об окружающем мире
- приобретение навыков проектирования
- проявление организаторских способностей
- формирование способности к рефлексии
В основе коллективной творческой деятельности лежат три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей)
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной деятельности детей и взрослых)
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни)
Нужно отметить, что КТД имеет свои особенности и не каждое воспитательное мероприятие может являться КТД. Оно является таковым, если:
Исходя из этого, выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности:
Познавательные дела.
Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.
Трудовые дела.
Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.
Художественные дела
позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные дела
развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни.
Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр.
Общественно-политические дела
Позволяют расширять и углублять знания о своей Родине, традициях, укреплять гражданское отношение к своей школе. Примерами КТД могут быть: «День знаний», «Новогодний праздник», «Международный день 8 марта», «День победы», «День Победы».
Организаторские дела
Дают возможность обучать важнейшим организаторским умениям, развивать творческие и познавательные способности. Примерами могут быть: «Газета-молния», «Журнал-эстафета», «Смотр дружбы».
Каким бы ни было КТД, педагог в ходе различных этапов осуществляет личностный подход к воспитаннику, задает наводящие вопросы, побуждает к самостоятельному и добросовестному участию в осуществлении общего дела, поддерживает там, где это необходимо, обеспечивает правильный эмоциональный настрой, помогает дать детям адекватную оценку проведенному делу и самооценку.