Методика обучения грамматике английского языка: как превратить изучение правил в интересный процесс | Сураева Алёна Владимировна. Работа №350980
Аннотация. В статье обсуждаются методы обучения грамматике английского языка, которые делают процесс изучения правил интересным и увлекательным для учащихся. Приводятся эффективные приёмы и примеры, способствующие созданию живой атмосферы на уроке и позволяющие ученикам активно участвовать в изучении грамматики. Особое внимание уделено игровым методам, интерактивным заданиям и применению коммуникативного подхода.
Ключевые слова: методика, грамматика, английский язык, игровое обучение, интерактивные задания, коммуникативный подход, правила.
Методика обучения грамматике английского языка: как превратить изучение правил в интересный процесс
Сураева Алёна Владимировна, учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Браженская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. В статье обсуждаются методы обучения грамматике английского языка, которые делают процесс изучения правил интересным и увлекательным для учащихся. Приводятся эффективные приёмы и примеры, способствующие созданию живой атмосферы на уроке и позволяющие ученикам активно участвовать в изучении грамматики. Особое внимание уделено игровым методам, интерактивным заданиям и применению коммуникативного подхода.
Ключевые слова: методика, грамматика, английский язык, игровое обучение, интерактивные задания, коммуникативный подход, правила.
Обучение грамматике — это одна из самых важных и в то же время сложных частей обучения английскому языку. Несмотря на значимость грамматики для формирования полноценной речи, для многих учеников она оказывается трудной и скучной. Поэтому задача учителя — найти методы и подходы, которые сделают грамматический материал доступным, а процесс обучения — увлекательным и интересным. К счастью, существует немало методик, которые помогают сделать изучение грамматических правил не просто эффективным, но и привлекательным для учеников разного возраста.
Одним из наиболее удачных методов является игровой подход. Игровые элементы вовлекают учеников и снижают их тревожность при изучении сложных правил. Например, игру «Грамматическая рулетка» можно использовать для тренировки времён английского языка. На доске закрепляются карточки с разными временами, а ученики, по очереди вращая рулетку, должны составить предложение в выпавшем времени. Для усложнения можно добавить карточки с необычными словами или фразами, которые необходимо включить в предложение. Такая игра не только помогает отработать грамматическую форму, но и развивает креативность, ведь ученики стараются составить более оригинальные предложения.
Еще один эффективный способ — это использование коммуникативного подхода, при котором грамматика подаётся как средство общения, а не просто как набор правил. Например, при изучении сравнительных и превосходных степеней прилагательных можно провести дискуссию на тему «Лучшие путешествия в моей жизни», где учащиеся будут обсуждать места, которые они посещали, и использовать прилагательные для их описания. Такая практика позволяет ученикам ощутить, как грамматические правила работают в реальной речи. Также, коммуникативный подход мотивирует их, ведь они видят, что грамматика помогает выражать мысли и делиться опытом.
Интерактивные задания и упражнения также играют важную роль. Технологии и интернет предоставляют множество инструментов для создания интерактивных упражнений. Например, платформы вроде Quizlet и Wordwall позволяют создать увлекательные грамматические тесты и викторины. Они помогают ученикам запомнить правила и отработать их применение в интерактивной форме, а также добавляют элемент соревнования, что, как правило, поднимает мотивацию. Можно создавать небольшие тесты на выбор правильной формы глагола в предложении, где ученики видят результаты мгновенно, что помогает закрепить материал.
В то же время, важное место в обучении грамматике занимает визуализация правил. У многих учеников, особенно визуалов, возникает трудность с запоминанием сухих грамматических схем, поэтому использование картинок и графиков может значительно упростить усвоение материала. Например, при изучении структуры предложения можно использовать диаграммы, на которых наглядно показаны субъекты, действия и объекты. Кроме того, для запоминания сложных тем, таких как пассивный залог, можно создать «грамматические карты», где на разных уровнях показываются примеры предложений, которые переходят из активной формы в пассивную. Такие карты помогают учащимся структурировать информацию и быстрее понять правила.
Отлично зарекомендовали себя и задания, основанные на подходе «обучение через проект». При выполнении проектов учащиеся имеют возможность на практике использовать грамматику в естественном контексте, что способствует глубокому запоминанию правил. Например, при изучении будущего времени можно предложить ученикам создать проект «Моя жизнь через десять лет», где они расскажут о своих мечтах, планах и целях. В процессе работы над проектом ученики закрепят изученные грамматические формы, а обсуждение проектов в классе станет хорошей практикой устной речи.
Метод «обратного обучения» также показывает хорошие результаты. Этот подход предполагает, что ученики самостоятельно изучают определённый материал дома, а на уроке применяют его на практике. Например, при изучении прошедших времён можно предложить ученикам посмотреть короткий видеоурок дома, а затем на уроке выполнить практические задания, такие как рассказ о недавно просмотренном фильме или воспоминания о событиях выходных. Таким образом, ученики активно используют грамматику, а учитель может корректировать их и разбирать ошибки, что помогает глубже понять правила.
Нельзя забывать и про ассоциативное обучение, которое особенно подходит для начального этапа освоения грамматики. Например, изучение времён английского языка можно проводить, ассоциируя их с реальными действиями и ситуациями, которые ученики могут представить. Так, настоящее время можно связать с ежедневными привычками, прошедшее время — с интересными событиями из детства, а будущее — с мечтами. Ученики охотнее запоминают грамматические формы, когда могут ассоциировать их с чем-то знакомым и значимым.
Кроме того, важно создавать для учеников возможности активно применять грамматику на практике, используя задания по типу «Role Play». Этот метод позволяет ученикам отрабатывать грамматические конструкции в симулированной ситуации. Например, при изучении условных предложений можно разыграть ситуацию «Спасение на острове», где каждый ученик высказывает, что бы он сделал в случае разных происшествий. Учащиеся не только тренируют грамматические формы, но и развивают навык быстрого применения знаний на практике, что помогает им запоминать правила в процессе активной коммуникации.
Таким образом, превращение изучения грамматики в увлекательный процесс зависит от использования игровых методов, коммуникативных и проектных подходов, интерактивных заданий и визуальных материалов. Для того чтобы изучение грамматических правил стало не только эффективным, но и интересным, учителю стоит включать в уроки разнообразные подходы, которые учитывают индивидуальные особенности учеников и их потребности. Грамматика — это не просто механическое запоминание форм и правил, а инструмент, который помогает ученикам выразить свои мысли и стать более уверенными в общении на английском языке. Использование творческих методик помогает развить у учащихся интерес к изучению языка и преодолеть трудности в понимании грамматики.
Список литературы
Абдурахманов А. Использование игр в обучении грамматике английского языка // Бюллетень науки и практики.
2022. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igr-v-obuchenii-grammatike-angliyskogo-yazyka
Баженова Е.
И. И
спользование игровых технологий при формировании грамматического навыка школьников на уроках английского языка
// Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.
2022. №4 (80). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-pri-formirovanii-grammaticheskogo-navyka-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Евдокимова А.
Е. Изучение английской грамматики в средней школе через
геймификацию
//
Kant
. 2023.
№2 (47). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-angliyskoy-grammatiki-v-sredney-shkole-cherez-geymifikatsiyu
Жуманиязова
Г.
Т. С
овременные подходы и методы обучения грамматике английского языка в школе
// Теория и практика современной науки.
2020. №7 (61). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-i-metody-obucheniya-grammatike-angliyskogo-yazyka-v-shkole