Методика обучения составлению рассказов по серии картин | Пышкова Анна Владмировна. Работа №268429
Автор: Пышкова Анна Владмировна
В данной статье предсталена методика обучения составлению рассказов по серии картин. Серия сюжетных картин — это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картина изображает отдельный эпизод рассказа. Эта особенность данного вида наглядности дает возможность продемонстрировать общую структуру повествовательного текста, сформировать элементарные представления о сюжете и его развитии, о композиции.
Методика обучения составлению рассказов по серии картин
Серия сюжетных картин — это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картина изображает отдельный эпизод рассказа. Эта особенность данного вида наглядности дает возможность продемонстрировать общую структуру повествовательного текста, сформировать элементарные представления о сюжете и его развитии, о композиции.
С. Лелюх, Т. Сидорчук разработана методика обучения дошкольников работе с серией картинок. Авторы считают, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам 3-4. Картинки должны отражать реальный опыт детей --хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).
В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4-6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).
В возрасте 5-7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям.
Предлагаемая авторами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, как отмечают исследователи, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.
Выделяют следующие этапы работы воспитателя:
1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя -- адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.
На первом этапе проводится предварительная работа: с реальными ситуациями и с литературными произведениями. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки? Зачем мы все это делали? Цель таких бесед - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.
В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. Работа с литературными произведениями проводится с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности действий идет по картинках, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов: Кто изображен на этой картинке? Что он делает? Какая цель этого действия?
Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.
На втором этапе детям предлагается система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.
Цель используемых игр: научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом; находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.
Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе.
На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.
Обучение дошкольников работе с серией картинок
На данном этапе последовательность обучения, следующая:
выкладывание картинки в одну линию слева направо;
нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.
Составление рассказа по серии картинок для дошкольников
Здесь представлены относительно легкие картинки, в которых есть динамика, движение. Описывать картинки, нужно опираясь, прежде всего, на глаголы.
Рассказ по серии сюжетных картин по плану
Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
Придумывание название получившемуся рассказу.
Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок
Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка" "
Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картинки
Основные образовательные задачи:
Научить выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);
Научить выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
Научить составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок.
Развивающие задачи.
Развивать память, восприятие внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать друг друга;
воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка";
Медведь.
Ход занятия.
Организационный момент:
(Появляется мишка из-под стола.)
Воспитатель: Ой, ребятки смотрите, кто это у нас там залез под беседку. Чья это коричневая шубка. Давайте посмотрим. Кто это?
Воспитатель: Точно мишка. Давайте с ним поздороваемся.
Мишка: Здравствуйте.
Воспитатель: Мишка, а ты зачем залез под стол.
Мишка: Я решил с вами в прятки поиграть.
Воспитатель: Наши ребята тоже любят играть, а также рассматривать картины.
Мишка: Я тоже люблю рассматривать картины.
Воспитатель: Тогда присаживайся с нами мишка. Ребята тоже присаживайтесь на стульчики.
- Сегодня мы с вами рассмотрим картины "День рождения цыпленка"
Дети: Мишка.
Дети: Здравствуй мишка.
Основная часть.
Беседа по содержанию каждой картины.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины.
Физкультминутка.
Игра "Путаница"
(Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по серии сюжетных картин.)
Воспитатель: Я и мишка вам будем помогать вопросами и за каждый правильный ответ мы буду давать жетончик.
-Что вы видите на картине?
Картина №1:
Какое время года изображено на этой картине?
Почему вы так думаете?
Кого вы видите на этой картине?
Во что одета девочка?
Какое имя можно дать девочке?
Как вы думаете, Оля находится в городе или деревне?
Почему вы так думаете?
Что Оля увидела в траве?
Чей это хвост?
-Что художник нарисовал здесь?
Картина №2:
Что увидела девочка в траве?
Что лежало в гнезде?
Как выглядел кот?
Что он собирался делать?
А что сделала Оля?
Картина № 3:
Кого вы видите на этой картине?
Что делает девочка?
Почему Оля взяла яйцо в руки?
Что произошло на глазах у девочки с яйцом?
Кто появился из него?
Почему появление цыплёнка из яйца похоже на чудо?
-А на этой картине что происходит?
Картина № 4:
Куда отправилась девочка?
Кто подбежал к ней?
Как выглядит курица?
А как цыплята?
Что сказала Оля на прощанье маленькому цыплёнку?
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летим, мы летим
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на место тихо сели.
Воспитатель: Ребята наш мишка поиграл с картинками и перепутал их порядок. Вспомните, что было в начале этого, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.
-Молодцы, справились!
-А теперь я прочитаю вам этот рассказ:
Оля гостит у бабушки в деревне. В траве мелькнул чёрный хвост. Оля идёт по тропинке и зовёт кота Малыша.
Оля увидела Малыша в траве. В траве было гнездо. Малыш лапкой выкатил яйцо.
Оля взяла яйцо в руки. Яйцо треснуло, и из него показался маленький жёлтый комочек. Цыплёнок был очень маленький, и постоянно пищал.
Важная белая курица гуляла по тропинке с цыплятами. Шесть одинаковых цыплят бегали за курицей и постоянно пищали. Оля принесла цыплёнка. Шесть цыплят радостно бежали навстречу новому братцу.
Дети: лето
Дети: девочку
Дети: в платье
Дети: Оля, и т.д.
Дети: в деревне
Дети: хвост
Дети: у кота
Дети: гнездо
Дети: яйцо
Дети: съесть
Дети: взяла яйцо
Дети: берет в руки яйцо
Дети: из яйца разбилось
Дети: цыпленок
Дети: курица
Дети: белая
Дети: желтый
III Подведение итогов занятия
Загадки:
Воспитатель: (задаёт вопросы по содержанию занятия)
- Чем вы сегодня занимались?
- Чему научились?
- Что запомнили по содержанию рассказа?
- Что понравилось в картинах?
- Кто в гости к нам приходил?
Воспитатель:
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Воспитатель:
Явился в жёлтой шубке: Прощайте две скорлупки!
Воспитатель:
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
Воспитатель: А теперь, ребята. Давайте попрощаемся с мишкой. Мишка устал и хочет отдохнуть. Скажите мишке «до свидания».
Дети: Курица
Дети: Цыплёнок
Дети: Кошка
Дети: До свидания.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладевания навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.
Таким образом, проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Главной задачей развития связной речи ребёнка старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.