Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика оценки качества образования детей в учреждениях дополнительного образования | Топалова Ольга Васильевна. Работа №235513

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Топалова Ольга Васильевна
Данные методические рекомендации  адресованы  педагогическим работникам (руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам дополнительного образования)  и призваны помочь в  реализации системы мониторинга качества и результативности образовательного процесса на уровне образовательной организации, структурного подразделения, каждого образовательного объединения; в разработке диагностического инструментария (тестов, анкет, программ наблюдения), а также механизмов обработки и интерпретации  полученных результатов диагностики.

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Ростова-на-Дону

«Центр детского технического творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

 

«Методика оценки качества образования детей в учреждениях дополнительного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

О.В.Топалова - методист

МБУ ДО ЦДТТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2020

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.

Данные методические рекомендации адресованы педагогическим работникам (руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам дополнительного образования) и призваны помочь в реализации системы мониторинга качества и результативности образовательного процесса на уровне образовательной организации, структурного подразделения, каждого образовательного объединения; в разработке диагностического инструментария (тестов, анкет, программ наблюдения), а также механизмов обработки и интерпретации полученных результатов диагностики.

Одной из ключевых задач Концепции развития дополнительного образования детей является «разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности»

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.

Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, т.к. в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы целей, содержания и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.

Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.

Успех или неуспех каждый человек связывает со своими возможностями и в случаях, если педагоги оценивают достижения обучающихся, акцентируя внимание лишь на формах яркого проявления успешности – традиционных победах в конкурсах или соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, это может стать «бременем неуспешности» для детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно-ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих воспитанников, их особенности, склонности.

 

2. Основные понятия:

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов / п.1ст.2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Мониторинг качества образовательной деятельности в УДО — механизм отслеживания эффективности этой деятельности, педагогических кадров, качества оказываемых дополнительных услуг, изучения динамики развития личности ребенка и условий, создаваемых в УДОД для ее благоприятного развития; - необходимый компонент эффективного управления, обеспечивающий возможность анализа причин успехов и неудач, корректировки образовательного процесса, определения перспектив дальнейшего развития.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы./ п. 29 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Педагогический мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающую непрерывное или периодически повторяющееся отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

 

В содержание педагогического мониторинга в системе дополнительного образования детей входят:

1. Экспертное оценивание условий и результатов деятельности образовательной системы по всем аспектам ее функционирования (инновационной, управленческой, организационной, образовательно-воспитательной, опытно-экспериментальной и др.) (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации)

2. Отслеживание результатов образовательной деятельности, качества подготовки обучающихся и выпускников УДО, уровня реализации образовательных программ. (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации, структурного подразделения, образовательного объединения)

3. Экспертиза уровня и динамики педагогического и управленческого мастерства педагогических кадров. (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации, структурного подразделения)

 

3. Мониторинг образовательной деятельности

в учреждении дополнительного образования детей

Структура мониторинга:

Структуру мониторинга как системы образуют взаимосвязанные элементы:

определение целей и задач;

определение объекта отслеживания;

определение субъектов организации осуществления мониторинга;

разработка комплекса критериев и показателей оценки;

подбор и разработка методов сбора информации.

Цель мониторинга:

создание единой системы диагностики и контроля состояния образовательного процесса для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по улучшению качества образования.

Основные задачи мониторинга:

получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержания и результатах образовательного процесса;

планирование прогноза развития учреждения на основе аналитического обобщения результатов деятельности;

систематизация информации, повышение её доступности и обеспечение достоверности;

оптимизация информационных потоков;

обеспечение учреждений, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.

 

Предмет мониторинга:

 

Субъекты мониторинга:

 

личность воспитанника;

 

обучающиеся и их родители;

 

профессионализм педагога дополнительного образования;

 

педагогические работники;

 

программное обеспечение образовательного процесса;

 

функциональные службы образовательного учреждения;

 

результативность образовательного процесса;

 

 

анализ и оценка организационных условий.

 

 

 

Этапы мониторинга

Подготовительный:

подбор специалистов;

определение руководителя;

обсуждение сути предполагаемой работы;

уточнение формулировки предмета, цели и задач исследования;

разработка программы мониторинга;

разработка комплекса критериев и показателей оценки изучаемого явления и процесса;

определение методов исследования;

разработка диагностического инструментария с учётом пола, возраста, состава, численности исследуемых;

утверждение

плана

реализации

программы мониторинга (определение сроков проведения мониторинговых исследований и совещаний по вопросам их организации, ответственных за сбор и предоставление информации, сроков обработки,

способов

хранения и распространения информации);

ознакомление всех субъектов педагогического мониторинга

с планом и программой мониторинга

.

 

Исследовательский (аналитический):

 

 

 

 

 

 

 

последовательно

е

осуществлени

е

сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования;

обработк

а

и систематизаци

я

информации;

глубок

ий

анализ и оценк

а

полученной информации;

сравнени

е

полученных результатов с эталонами и

нормами (если такие существуют).

 

Заключительный:

интерпретаци

я

проанализированной информации;

формулировк

а

выводов и рекоменда

ций

по коррекции образовательного процесса и условий его реализации;

педагогический прогноз на дальнейшее развитие;

разработк

а

плана коррекционных мероприятий для достижения более высоких

результатов

.

 

 

К мониторингу предъявляют определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Принцип целенаправленности.

В соответствии с ним мониторинг подчиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится содержание мониторинга, с целями соотносится собранная информация.

Принцип непрерывности

направлен на получение полной и разносторонней информации о наблюдаемом объекте в течение длительного времени. Этого можно достичь лишь при систематическом, постоянном отслеживании выбранных для наблюдения предметов и, прежде всего, тех из них, которые были заранее определены как доминирующие, ведущие.

Принцип целостности и разносторонности

подхода к предмету изучения предписывает при организации и осуществлении мониторинга исходить из образовательного процесса в целом, всесторонне охватывать все его структурные компоненты и связи между ними, использовать методы смежных с педагогикой наук, фиксировать все относящиеся к изучаемому явлению факты.

Принцип согласованности действий

руководителей образовательных учреждений, педагогических работников структурных подразделений и отдельных педагогов, отвечающих за конкретные участки организации и осуществления мониторинга, требует их однонаправленности и непротиворечивости, согласованности и координации действий и предполагает следование единым теоретическим основаниям и нормативам, выработку единого плана деятельности.

Принцип адресности

мониторингового исследования заключается в его дифференциации. Имея общие характеристики, мониторинг в конкретном образовательном учреждении носит индивидуальные, особенные черты, специфику учебно-воспитательного процесса, педагогического коллективов и образовательного учреждения в целом. Система мониторинга строится с учетом определенной базы.

Принцип гласности

предполагает проведение различных мероприятий по информированию тех пользователей о сведениях, добытых с помощью мониторинга. При этом они получают информацию не только о тех сторонах образовательного процесса, которые составили специальный предмет мониторингового исследования, но и о побочных явлениях, зафиксированных в процессе мониторинга.

Основные функции мониторинга образовательного процесса:

Информационная функция.

Суть данной функции - в получении ответа на широкий круг вопросов относительно хода и эффективности образовательного процесса, наличия побочных явлений и их характера. Основными видами деятельности при реализации этой функции являются сбор и распространение достоверной информации. Информационная функция позволяет уменьшить дефицит сведений о разного рода фактах, чтобы избежать риска при осуществлении тех или иных управленческих решений. Поэтому важно использовать всю возможную информацию, но избегать ее избытка, что может лишь осложнить ситуацию.

Аналитико-оценочная функция.

Не голые факты, а их глубокий разносторонний анализ и оценка дают возможность объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образовательной деятельности. Анализ собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. Общее направление анализа заключается в поиске всевозможных объяснений зафиксированного факта и дальнейшем их сокращении до выяснения истинной причинной зависимости.

Анализ результатов тесно связан с оценкой - отношением к фактическому результату, осуществление которой возможно благодаря сравнению достигнутых результатов с установленными нормативами. Данные, полученные с помощью сравнений, сопоставлений, классификации, служат основой для установления разного рода связей и зависимостей, поиска и нахождения причин педагогических неудач. Эффективность осуществления аналитико-оценочной функции зависит от качества собранной информации, ее корректности, достоверности, необходимости и достаточности.

Стимулирующе-мотивационная функция.

Данная функция заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Мотивационная функция обеспечивает мощное стимулирующее воздействие на всех субъектов мониторинга, которые являются потенциальными потребителями мониторинговой информации. Необходимо, чтобы информация попала к пользователю в доступной для его восприятия и мотивирующей форме.

Механизм действия стимулируще-мотивационной функции можно проиллюстрировать с помощью одной из процессуальных теорий мотивации - теории усиления Б.Ф. Скиннера. Согласно теории Б.Ф. Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Люди извлекают уроки из опыта предыдущей деятельности и стараются, чтобы их последующая деятельность вела к желаемому результату, одновременно они стремятся избегать таких действий, которые приводят к нежелательному результату. Данная теория базируется на модели, состоящей из четырех шагов: стимулы ? поведение ? последствия ? будущее поведение. В этой модели поведение людей в ответ на определенные стимулы приводит к конкретному результату (последствиям). Если результат положительный, человек повторяет свое поведение в подобной ситуации в будущем. Если же результат отрицательный, нательный, человек будет вести себя в будущем по-другому. Так, например, позитивные результаты нововведения воодушевляют учителей и становятся регулятором их педагогического труда. Малоэффективные результаты и отдельные негативные моменты заставляют разобраться в истинных причинах такого положения дел, искать новые подходы и средства решения возникших проблем.

При применении теории усиления к мониторингу возможны два варианта последствий:

положительные результаты определенной деятельности (при положительной мониторинговой оценке) обеспечивают ожидаемое будущее поведение;

отрицательные результаты побуждают к поиску новых вариантов поведения.

Согласно теории усиления, реализация стимулирующе-мотивационной функции мониторинга имеет прямой выход на дальнейшую педагогическую деятельность. Поэтому, предоставляя пользователям мониторинговую информацию, следует позаботиться об ее доступном виде и адекватной интерпретации, носящей мотивирующую силу. Неправильно понятая пользователями информация может повлечь за собой негативные результаты дальнейшей работы.

Контролирующая функция.

Эта функция заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и сравнении их с исходными, а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий: соответствием сроков проведения мероприятий запланированным датам, соответствием действий педагогов рекомендованным корректирующим мероприятиям и т.д.; контролирующее воздействие распространяется также и на ход образовательного процесса.

В ходе педагогического мониторинга проявляет себя прежде всего обратная связь. На ее основе обеспечиваются сравнение достигнутых и ожидаемых результатов, отслеживание факторов, положительно или отрицательно влияющих на результат.

Прогностическая функция

мониторинга связана с возможностью на основе качественной мониторинговой информации достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и, таким образом, научно обоснованно разработать ближайшие и более отдаленные по исполнению планы преобразования педагогического процесса. Содержанием прогностической функции является педагогическое прогнозирование.

Общий методологический подход к педагогическому прогнозированию, по мнению А.С. Белкина и Н.К. Жуковой, заключен в том, что педагогический прогноз может быть благоприятным, сомнительным, неблагоприятным, но, в отличие от медицинского, он не может быть безнадежным. Эта мысль продолжает взгляды А.С. Макаренко об оптимистической гипотезе воспитания ребенка. Исходя из оптимистического характера прогнозирования, в центре внимания должны стоять, прежде всего, позитивные тенденции. Именно от них прогнозирующий должен идти к тенденциям негативным, определять условия, при которых позитивные элементы будут доминировать над негативными, что имеет принципиальное значение, так как соответствует оптимистической природе педагогического прогнозирования и способствует активизации деятельности не только субъекта, но и объекта прогнозирования. Чем более выражен прогностический потенциал мониторинга (то есть чем больше уровень собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи и использовать их для прогноза), тем большую ценность он имеет.

Корректирующая функция

заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые проблемы и ошибки. Основным ее содержанием можно считать разработку в случае неблагоприятного прогноза корректирующих мер по устранению вскрытых негативных фактов и их профилактике. Разработанные рекомендации являются своего рода средством обратной связи, без них использование в управлении полученной мониторинговой информации может быть проблематичным. Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом систем анализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяют контролировать образовательный, процесс, а с другой стороны, являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности; это в свою очередь, позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность управленческой деятельности, наполнив содержанием основные управленческие функции, тем самым, обеспечив их взаимосвязь. Игнорирование какой-либо функции ведет к снижению эффективности управленческих решений, предпринимаемых на основе мониторинговой информации.

Мониторинг качества образовательного процесса полифункционален, т. к. включает в себя:

Сбор сущностной информации.

Анализ и адекватная оценка полученных результатов.

Стимулирующе-мотивационное воздействие на субъектов образования.

Обеспечение контроля за реализацией социального заказа.

Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

Выработка рекомендаций по коррекции образовательного процесса и обеспечивающих его условий.

Способы мониторинга образовательной деятельности.

Способы мониторинга можно классифицировать в соответствии

с задачами мониторинга.

Основные методы мониторинга:

методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования);

методы анализа и формы оценки;

методы и формы обобщения результатов.

Самым распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:

наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми)

устный опрос;

анкетирование;

собеседования;

беседы;

конспектирование (фотографирование);

хронометраж

хода занятия или отдельных его компонентов;

видеофиксация;

ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения;

книга успехов и достижений;

К аналитико-оценочным методам можно отнести:

педагогический анализ и самоанализ занятия;

анализ продуктов деятельности обучающихся;

педагогическая и самооценка обучающихся;

тестирование;

шкалирование;

экспертная оценка.

К методам обобщения в УДО можно отнести

методическое или практическое обобщение опыта

описание моделей эффективных образовательных процессов

аналитический отчёт.

К формам обобщения

матрицы

таблицы

графики

диаграммы

2. Другим основанием для типологии мониторинговых методов могут быть субъекты, непосредственно участвующие в этой деятельности: педагоги и обучающиеся, к этому типу способов относятся:

в

нешний мониторинг:

открытые занятия;

мастер – классы.

с

амомониторинг:

дневник самонаблюдений;

коллективный анализ дела;

решение проблемных ситуаций;

самотестирование;

взаимотестирование;

3. Все способы мониторинга должны быть доступны педагогам, увлекательными для детей, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.

Вербальные способы:

графические;

письменные;

технические;

Творческо-активные:

подвижные игры;

социальные пробы;

создание проблемных ситуаций;

поисково-исследовательские методы;

Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и содержанию деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.

 

Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность, позволяет в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины неудач и определить пути улучшения качества образования.

 

Условия эффективности мониторинга:

участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса;

наличие единых параметров и критериев отслеживания и оценки образовательных результатов, обязательных для всех педагогов;

гласность и открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса;

научно-методическая и психологическая поддержка мониторинга.

 

4. Педагогическая диагностика

результативности образовательной деятельности педагога дополнительного образования: методы, инструментарий, обработка результатов.

 

Диагностика результативности образовательной деятельности педагога дополнительного образования неотъемлемая составляющая педагогического мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются качество оказываемых образовательных услуг: условия, процесс и результат образовательной деятельности педагога.

 

 

 

 

 

Для характеристики качества образования учеными вводятся определенные показатели, которые можно разделить на группы:

показатели, характеризующие вложения в образование;

показатели качества образовательного процесса;

показатели, характеризующие уровень профессионализма педагога;

показатели, характеризующие уровень подготовки

об

уча

ю

щихся и состояние их здоровья.

Основным среди них, как результат образования, является уровень подготовки обучающихся, а остальные можно скорее отнести к факторам (условиям), обеспечивающим соответствующее качество подготовки.

В условиях отсутствия в системе дополнительного образования детей федеральных образовательных стандартов, в качестве эталона, с которым сравниваются (сопоставляются) образовательные результаты выступают потребности и ожидания всех участников образовательного процесса, в первую очередь ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Кроме того, качество и уровень образовательного результата определяются степенью достижения планируемых результатов образовательной программы, которую осваивает обучающийся.

В дополнительном образовании детей существуют традиционные и специфические параметры результативности образовательного процесса.

Традиционные:

усвоенные знания

;

освоенные способы деятельности (умения и навыки)

;

опыт эмоционально-ценностных отношений

.

Специфические:

опыт творчества

;

опыт общения

;

опыт самостоятельной

познавательной, творческой, исследовательской

деятельности

;

опыт социально-значимой деятельности

.

 

Критерии результативности образовательного процесса

 

Параметры результативности

Критерии

I. Опыт освоения теоретической информации

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана общеобразовательной и предпрофильной программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией.

Объем, прочность, глубина.

II. Опыт практической деятельности

(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности).

Степень освоения способов деятельности.

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям.

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств обучающегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы

IV. Опыт творчества

 

Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата.

V. Опыт общения

 

Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-воспитанник» и «обучающийся-обучающийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

Доминируют субъект-субъектные отношения.

VI. Опыт самостоятельной деятельности

 

Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела.

VII. Опыт социально-значимой деятельности

 

Приобретён опыт социально-значимой деятельности.

Устремленность к участию в различных мероприятиях.

 

Как можно выявить образовательные результаты детского объединения в целом и конкретно каждого ребёнка?

Во многих детских объединениях традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования, но привычные формы подведения итогов не могут решить проблемы выявления образовательных результатов каждого ребёнка.

 

Педагогическую диагностику уровня и качества образовательного результата обучающихся по итогам освоения образовательной программы следует отличать от форм подведения итогов освоения программы.

 

Формы подведения итогов освоения программы – мероприятия, в ходе которых ребенок демонстрирует свои творческие (интеллектуальные, творческие, практические) достижения.

К ним относятся: конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции, творческие проекты, выставки

 

Педагогическую диагностику учёные рассматривают как:

механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности;

одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция образовательного процесса на уровне личности обучающегося, деятельности педагога или образовательного учреждения;

совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Функции педагогической диагностики

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и реализует следующие функции:

аналитическуювыявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

диагностическуюспособствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития обучающегося, а также уровня профессиональной компетентности педагога;

оценочную - предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционную - направлена на исправление (изменение) действий педагога и обучающегося с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационнуюпредусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационную - нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Методы диагностики результативности образовательной программыспособы оценки результатов освоения ребенком содержания программы, в соответствии с определенными критериями, предполагающие фиксирование результатов в таблицах, схемах, диаграммах.

К ним относятся: опрос, тесты, экспертная оценка, наблюдение, анализ результатов участия обучающихся в различных видах деятельности, анализ качества продуктов деятельности, само и взаимоаттестация обучающихся, стандартизированные методики.

 

 

Классификация

методов оценки образовательных результатов.

 

Эмпирические методы:

наблюдение,

методы опроса (беседа, интервью, анкетирование),

изучение письменных, графических и творческих работ учащихся,

изучение педагогической документации

Методы теоретического исследования:

анализ,

синтез

Математические и статистические методы:

ранжирование,

шкалирование,

определение средних

величин полученных показателей.

 

Наиболее полно выявить степень освоения обучающимся содержания образовательной программы позволяют профессионально разработанные тесты с детально продуманной процедурой их проведения и обработки полученных результатов.

Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, нормированных по времени выполнения – система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности обучающихся.

Для проведения мониторинга образовательной деятельности в УДО подобраны диагностические методики (см. приложение)

 

Инструментарий диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)

 

Методика «Образовательные потребности»

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося

Анкета «Мир ваших увлечений»

Методики изучения умений и навыков

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анализ состава учащихся

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

 

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)

Методика трудовых ценностей

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ состава учащихся

Методика «Уровень программно – методического обеспечения образования в УДОД»

Информационная карта результатов участия педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

 

Анкеты для родителей

«Позиция родителей в образовательном процессе»

«Мир увлечений вашего ребёнка»

«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»

 

Заключение.

 

Создание мониторинговой системы в УДО позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения дополнительного образования, образовательной деятельности, конкретного педагога.

Данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот проблемы в работе учреждения в целом.

На основе анализа информации в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития детского объединения, учреждения.

В ходе мониторинга образовательного процесса произойдут объективные и субъективные изменения, проявляющиеся на уровнях:

ли

чности ребёнка и педагога

си

стемы отношений

«пр

о

дуктов» педагогической деятельности и деятельности ребёнка в

образовательном процессе, что в свою очередь повлечёт повышение качества образовательной деятельности в учреждении.

 

Литература.

 

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.

 

Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. Выпуск № 5. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.

 

Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник.- 2006 № 11 – С. 9-12.

 

Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 1– С. 15-21

 

Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 2– С. 19-24

 

Климова С.В. Мониторинг педагогической деятельности в МОУ ДОД «Центр юных техников // Методист – 2009 № 6 – С. 25-31

 

Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД // Внешкольник.- 2008 № 3– С. 11-16

 

Методическая работа в системе дополнительного образования/ авт – сост М.В. Кайгородцева.- Волгоград: Учитель, 2009

 

Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2003.

 

Шинкарёв А.А. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник.- 2009 № 4– С. 9-18

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×