Методика оценки качества образования детей в учреждениях дополнительного образования | Топалова Ольга Васильевна. Работа №235513
Автор: Топалова Ольга Васильевна
Данные методические рекомендации адресованы педагогическим работникам (руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам дополнительного образования) и призваны помочь в реализации системы мониторинга качества и результативности образовательного процесса на уровне образовательной организации, структурного подразделения, каждого образовательного объединения; в разработке диагностического инструментария (тестов, анкет, программ наблюдения), а также механизмов обработки и интерпретации полученных результатов диагностики.
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Ростова-на-Дону
«Центр детского технического творчества»
Методическое пособие
«Методика оценки качества образования детей в учреждениях дополнительного образования»
Автор:
О.В.Топалова - методист
МБУ ДО ЦДТТ
Ростов-на-Дону
2020
Содержание
Введение.
Данные методические рекомендации адресованы педагогическим работникам (руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам дополнительного образования) и призваны помочь в реализации системы мониторинга качества и результативности образовательного процесса на уровне образовательной организации, структурного подразделения, каждого образовательного объединения; в разработке диагностического инструментария (тестов, анкет, программ наблюдения), а также механизмов обработки и интерпретации полученных результатов диагностики.
Одной из ключевых задач Концепции развития дополнительного образования детей является «разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности»
Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.
Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, т.к. в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы целей, содержания и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.
Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.
Успех или неуспех каждый человек связывает со своими возможностями и в случаях, если педагоги оценивают достижения обучающихся, акцентируя внимание лишь на формах яркого проявления успешности – традиционных победах в конкурсах или соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, это может стать «бременем неуспешности» для детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно-ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих воспитанников, их особенности, склонности.
2. Основные понятия:
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов / п.1ст.2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Мониторинг качества образовательной деятельности в УДО — механизм отслеживания эффективности этой деятельности, педагогических кадров, качества оказываемых дополнительных услуг, изучения динамики развития личности ребенка и условий, создаваемых в УДОД для ее благоприятного развития; - необходимый компонент эффективного управления, обеспечивающий возможность анализа причин успехов и неудач, корректировки образовательного процесса, определения перспектив дальнейшего развития.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы./ п. 29 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Педагогический мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающую непрерывное или периодически повторяющееся отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
В содержание педагогического мониторинга в системе дополнительного образования детей входят:
1. Экспертное оценивание условий и результатов деятельности образовательной системы по всем аспектам ее функционирования (инновационной, управленческой, организационной, образовательно-воспитательной, опытно-экспериментальной и др.) (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации)
2. Отслеживание результатов образовательной деятельности, качества подготовки обучающихся и выпускников УДО, уровня реализации образовательных программ. (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации, структурного подразделения, образовательного объединения)
3. Экспертиза уровня и динамики педагогического и управленческого мастерства педагогических кадров. (Внешний и внутренний мониторинг на уровне образовательной организации, структурного подразделения)
3. Мониторинг образовательной деятельности
в учреждении дополнительного образования детей
Структура мониторинга:
Структуру мониторинга как системы образуют взаимосвязанные элементы:
определение целей и задач;
определение объекта отслеживания;
определение субъектов организации осуществления мониторинга;
разработка комплекса критериев и показателей оценки;
подбор и разработка методов сбора информации.
Цель мониторинга:
создание единой системы диагностики и контроля состояния образовательного процесса для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по улучшению качества образования.
Основные задачи мониторинга:
получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержания и результатах образовательного процесса;
планирование прогноза развития учреждения на основе аналитического обобщения результатов деятельности;
систематизация информации, повышение её доступности и обеспечение достоверности;
оптимизация информационных потоков;
обеспечение учреждений, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.
Предмет мониторинга:
Субъекты мониторинга:
личность воспитанника;
обучающиеся и их родители;
профессионализм педагога дополнительного образования;
педагогические работники;
программное обеспечение образовательного процесса;
функциональные службы образовательного учреждения;
результативность образовательного процесса;
анализ и оценка организационных условий.
Этапы мониторинга
Подготовительный:
подбор специалистов;
определение руководителя;
обсуждение сути предполагаемой работы;
уточнение формулировки предмета, цели и задач исследования;
разработка программы мониторинга;
разработка комплекса критериев и показателей оценки изучаемого явления и процесса;
определение методов исследования;
разработка диагностического инструментария с учётом пола, возраста, состава, численности исследуемых;
утверждение
плана
реализации
программы мониторинга (определение сроков проведения мониторинговых исследований и совещаний по вопросам их организации, ответственных за сбор и предоставление информации, сроков обработки,
способов
хранения и распространения информации);
ознакомление всех субъектов педагогического мониторинга
с планом и программой мониторинга
.
Исследовательский (аналитический):
последовательно
е
осуществлени
е
сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования;
обработк
а
и систематизаци
я
информации;
глубок
ий
анализ и оценк
а
полученной информации;
сравнени
е
полученных результатов с эталонами и
нормами (если такие существуют).
Заключительный:
интерпретаци
я
проанализированной информации;
формулировк
а
выводов и рекоменда
ций
по коррекции образовательного процесса и условий его реализации;
педагогический прогноз на дальнейшее развитие;
разработк
а
плана коррекционных мероприятий для достижения более высоких
результатов
.
К мониторингу предъявляют определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
Принцип целенаправленности.
В соответствии с ним мониторинг подчиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится содержание мониторинга, с целями соотносится собранная информация.
Принцип непрерывности
направлен на получение полной и разносторонней информации о наблюдаемом объекте в течение длительного времени. Этого можно достичь лишь при систематическом, постоянном отслеживании выбранных для наблюдения предметов и, прежде всего, тех из них, которые были заранее определены как доминирующие, ведущие.
Принцип целостности и разносторонности
подхода к предмету изучения предписывает при организации и осуществлении мониторинга исходить из образовательного процесса в целом, всесторонне охватывать все его структурные компоненты и связи между ними, использовать методы смежных с педагогикой наук, фиксировать все относящиеся к изучаемому явлению факты.
Принцип согласованности действий
руководителей образовательных учреждений, педагогических работников структурных подразделений и отдельных педагогов, отвечающих за конкретные участки организации и осуществления мониторинга, требует их однонаправленности и непротиворечивости, согласованности и координации действий и предполагает следование единым теоретическим основаниям и нормативам, выработку единого плана деятельности.
Принцип адресности
мониторингового исследования заключается в его дифференциации. Имея общие характеристики, мониторинг в конкретном образовательном учреждении носит индивидуальные, особенные черты, специфику учебно-воспитательного процесса, педагогического коллективов и образовательного учреждения в целом. Система мониторинга строится с учетом определенной базы.
Принцип гласности
предполагает проведение различных мероприятий по информированию тех пользователей о сведениях, добытых с помощью мониторинга. При этом они получают информацию не только о тех сторонах образовательного процесса, которые составили специальный предмет мониторингового исследования, но и о побочных явлениях, зафиксированных в процессе мониторинга.
Основные функции мониторинга образовательного процесса:
Информационная функция.
Суть данной функции - в получении ответа на широкий круг вопросов относительно хода и эффективности образовательного процесса, наличия побочных явлений и их характера. Основными видами деятельности при реализации этой функции являются сбор и распространение достоверной информации. Информационная функция позволяет уменьшить дефицит сведений о разного рода фактах, чтобы избежать риска при осуществлении тех или иных управленческих решений. Поэтому важно использовать всю возможную информацию, но избегать ее избытка, что может лишь осложнить ситуацию.
Аналитико-оценочная функция.
Не голые факты, а их глубокий разносторонний анализ и оценка дают возможность объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образовательной деятельности. Анализ собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. Общее направление анализа заключается в поиске всевозможных объяснений зафиксированного факта и дальнейшем их сокращении до выяснения истинной причинной зависимости.
Анализ результатов тесно связан с оценкой - отношением к фактическому результату, осуществление которой возможно благодаря сравнению достигнутых результатов с установленными нормативами. Данные, полученные с помощью сравнений, сопоставлений, классификации, служат основой для установления разного рода связей и зависимостей, поиска и нахождения причин педагогических неудач. Эффективность осуществления аналитико-оценочной функции зависит от качества собранной информации, ее корректности, достоверности, необходимости и достаточности.
Стимулирующе-мотивационная функция.
Данная функция заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Мотивационная функция обеспечивает мощное стимулирующее воздействие на всех субъектов мониторинга, которые являются потенциальными потребителями мониторинговой информации. Необходимо, чтобы информация попала к пользователю в доступной для его восприятия и мотивирующей форме.
Механизм действия стимулируще-мотивационной функции можно проиллюстрировать с помощью одной из процессуальных теорий мотивации - теории усиления Б.Ф. Скиннера. Согласно теории Б.Ф. Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Люди извлекают уроки из опыта предыдущей деятельности и стараются, чтобы их последующая деятельность вела к желаемому результату, одновременно они стремятся избегать таких действий, которые приводят к нежелательному результату. Данная теория базируется на модели, состоящей из четырех шагов: стимулы ? поведение ? последствия ? будущее поведение. В этой модели поведение людей в ответ на определенные стимулы приводит к конкретному результату (последствиям). Если результат положительный, человек повторяет свое поведение в подобной ситуации в будущем. Если же результат отрицательный, нательный, человек будет вести себя в будущем по-другому. Так, например, позитивные результаты нововведения воодушевляют учителей и становятся регулятором их педагогического труда. Малоэффективные результаты и отдельные негативные моменты заставляют разобраться в истинных причинах такого положения дел, искать новые подходы и средства решения возникших проблем.
При применении теории усиления к мониторингу возможны два варианта последствий:
положительные результаты определенной деятельности (при положительной мониторинговой оценке) обеспечивают ожидаемое будущее поведение;
отрицательные результаты побуждают к поиску новых вариантов поведения.
Согласно теории усиления, реализация стимулирующе-мотивационной функции мониторинга имеет прямой выход на дальнейшую педагогическую деятельность. Поэтому, предоставляя пользователям мониторинговую информацию, следует позаботиться об ее доступном виде и адекватной интерпретации, носящей мотивирующую силу. Неправильно понятая пользователями информация может повлечь за собой негативные результаты дальнейшей работы.
Контролирующая функция.
Эта функция заключается в постоянном отслеживании образовательных результатов и сравнении их с исходными, а также в контроле за исполнением запланированных мероприятий: соответствием сроков проведения мероприятий запланированным датам, соответствием действий педагогов рекомендованным корректирующим мероприятиям и т.д.; контролирующее воздействие распространяется также и на ход образовательного процесса.
В ходе педагогического мониторинга проявляет себя прежде всего обратная связь. На ее основе обеспечиваются сравнение достигнутых и ожидаемых результатов, отслеживание факторов, положительно или отрицательно влияющих на результат.
Прогностическая функция
мониторинга связана с возможностью на основе качественной мониторинговой информации достоверно представить общую картину развития наблюдаемого явления в перспективе и, таким образом, научно обоснованно разработать ближайшие и более отдаленные по исполнению планы преобразования педагогического процесса. Содержанием прогностической функции является педагогическое прогнозирование.
Общий методологический подход к педагогическому прогнозированию, по мнению А.С. Белкина и Н.К. Жуковой, заключен в том, что педагогический прогноз может быть благоприятным, сомнительным, неблагоприятным, но, в отличие от медицинского, он не может быть безнадежным. Эта мысль продолжает взгляды А.С. Макаренко об оптимистической гипотезе воспитания ребенка. Исходя из оптимистического характера прогнозирования, в центре внимания должны стоять, прежде всего, позитивные тенденции. Именно от них прогнозирующий должен идти к тенденциям негативным, определять условия, при которых позитивные элементы будут доминировать над негативными, что имеет принципиальное значение, так как соответствует оптимистической природе педагогического прогнозирования и способствует активизации деятельности не только субъекта, но и объекта прогнозирования. Чем более выражен прогностический потенциал мониторинга (то есть чем больше уровень собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи и использовать их для прогноза), тем большую ценность он имеет.
Корректирующая функция
заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые проблемы и ошибки. Основным ее содержанием можно считать разработку в случае неблагоприятного прогноза корректирующих мер по устранению вскрытых негативных фактов и их профилактике. Разработанные рекомендации являются своего рода средством обратной связи, без них использование в управлении полученной мониторинговой информации может быть проблематичным. Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом систем анализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяют контролировать образовательный, процесс, а с другой стороны, являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности; это в свою очередь, позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность управленческой деятельности, наполнив содержанием основные управленческие функции, тем самым, обеспечив их взаимосвязь. Игнорирование какой-либо функции ведет к снижению эффективности управленческих решений, предпринимаемых на основе мониторинговой информации.
Мониторинг качества образовательного процесса полифункционален, т. к. включает в себя:
Сбор сущностной информации.
Анализ и адекватная оценка полученных результатов.
Стимулирующе-мотивационное воздействие на субъектов образования.
Обеспечение контроля за реализацией социального заказа.
Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.
Выработка рекомендаций по коррекции образовательного процесса и обеспечивающих его условий.
Способы мониторинга образовательной деятельности.
Способы мониторинга можно классифицировать в соответствии
с задачами мониторинга.
Основные методы мониторинга:
методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования);
методы анализа и формы оценки;
методы и формы обобщения результатов.
Самым распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:
наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми)
устный опрос;
анкетирование;
собеседования;
беседы;
конспектирование (фотографирование);
хронометраж
хода занятия или отдельных его компонентов;
видеофиксация;
ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения;
книга успехов и достижений;
К аналитико-оценочным методам можно отнести:
педагогический анализ и самоанализ занятия;
анализ продуктов деятельности обучающихся;
педагогическая и самооценка обучающихся;
тестирование;
шкалирование;
экспертная оценка.
К методам обобщения в УДО можно отнести
методическое или практическое обобщение опыта
описание моделей эффективных образовательных процессов
аналитический отчёт.
К формам обобщения
матрицы
таблицы
графики
диаграммы
2. Другим основанием для типологии мониторинговых методов могут быть субъекты, непосредственно участвующие в этой деятельности: педагоги и обучающиеся, к этому типу способов относятся:
в
нешний мониторинг:
открытые занятия;
мастер – классы.
с
амомониторинг:
дневник самонаблюдений;
коллективный анализ дела;
решение проблемных ситуаций;
самотестирование;
взаимотестирование;
3. Все способы мониторинга должны быть доступны педагогам, увлекательными для детей, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.
Вербальные способы:
графические;
письменные;
технические;
Творческо-активные:
подвижные игры;
социальные пробы;
создание проблемных ситуаций;
поисково-исследовательские методы;
Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и содержанию деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.
Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность, позволяет в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины неудач и определить пути улучшения качества образования.
Условия эффективности мониторинга:
участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса;
наличие единых параметров и критериев отслеживания и оценки образовательных результатов, обязательных для всех педагогов;
гласность и открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса;
научно-методическая и психологическая поддержка мониторинга.
4. Педагогическая диагностика
результативности образовательной деятельности педагога дополнительного образования: методы, инструментарий, обработка результатов.
Диагностика результативности образовательной деятельности педагога дополнительного образования неотъемлемая составляющая педагогического мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются качество оказываемых образовательных услуг: условия, процесс и результат образовательной деятельности педагога.
Для характеристики качества образования учеными вводятся определенные показатели, которые можно разделить на группы:
показатели, характеризующие вложения в образование;
показатели качества образовательного процесса;
показатели, характеризующие уровень профессионализма педагога;
показатели, характеризующие уровень подготовки
об
уча
ю
щихся и состояние их здоровья.
Основным среди них, как результат образования, является уровень подготовки обучающихся, а остальные можно скорее отнести к факторам (условиям), обеспечивающим соответствующее качество подготовки.
В условиях отсутствия в системе дополнительного образования детей федеральных образовательных стандартов, в качестве эталона, с которым сравниваются (сопоставляются) образовательные результаты выступают потребности и ожидания всех участников образовательного процесса, в первую очередь ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Кроме того, качество и уровень образовательного результата определяются степенью достижения планируемых результатов образовательной программы, которую осваивает обучающийся.
В дополнительном образовании детей существуют традиционные и специфические параметры результативности образовательного процесса.
Традиционные:
усвоенные знания
;
освоенные способы деятельности (умения и навыки)
;
опыт эмоционально-ценностных отношений
.
Специфические:
опыт творчества
;
опыт общения
;
опыт самостоятельной
познавательной, творческой, исследовательской
деятельности
;
опыт социально-значимой деятельности
.
Критерии результативности образовательного процесса
Параметры результативности
Критерии
I. Опыт освоения теоретической информации
(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана общеобразовательной и предпрофильной программы, владение специальной терминологией)
Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией.
Объем, прочность, глубина.
II. Опыт практической деятельности
(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности).
Степень освоения способов деятельности.
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям.
III. Опыт эмоционально-ценностных отношений
Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств обучающегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы
IV. Опыт творчества
Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата.
V. Опыт общения
Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-воспитанник» и «обучающийся-обучающийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.
Доминируют субъект-субъектные отношения.
VI. Опыт самостоятельной деятельности
Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела.
VII. Опыт социально-значимой деятельности
Приобретён опыт социально-значимой деятельности.
Устремленность к участию в различных мероприятиях.
Как можно выявить образовательные результаты детского объединения в целом и конкретно каждого ребёнка?
Во многих детских объединениях традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования, но привычные формы подведения итогов не могут решить проблемы выявления образовательных результатов каждого ребёнка.
Педагогическую диагностику уровня и качества образовательного результата обучающихся по итогам освоения образовательной программы следует отличать от форм подведения итогов освоения программы.
Формы подведения итогов освоения программы – мероприятия, в ходе которых ребенок демонстрирует свои творческие (интеллектуальные, творческие, практические) достижения.
К ним относятся: конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции, творческие проекты, выставки
Педагогическую диагностику учёные рассматривают как:
• механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности;
• одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция образовательного процесса на уровне личности обучающегося, деятельности педагога или образовательного учреждения;
• совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Функции педагогической диагностики
В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и реализует следующие функции:
аналитическую — выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;
диагностическую — способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития обучающегося, а также уровня профессиональной компетентности педагога;
оценочную - предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
коррекционную - направлена на исправление (изменение) действий педагога и обучающегося с целью устранения негативных последствий обучения;
ориентационную — предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
информационную - нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Методы диагностики результативности образовательной программы – способы оценки результатов освоения ребенком содержания программы, в соответствии с определенными критериями, предполагающие фиксирование результатов в таблицах, схемах, диаграммах.
К ним относятся: опрос, тесты, экспертная оценка, наблюдение, анализ результатов участия обучающихся в различных видах деятельности, анализ качества продуктов деятельности, само и взаимоаттестация обучающихся, стандартизированные методики.
Классификация
методов оценки образовательных результатов.
Эмпирические методы:
наблюдение,
методы опроса (беседа, интервью, анкетирование),
изучение письменных, графических и творческих работ учащихся,
изучение педагогической документации
Методы теоретического исследования:
анализ,
синтез
Математические и статистические методы:
ранжирование,
шкалирование,
определение средних
величин полученных показателей.
Наиболее полно выявить степень освоения обучающимся содержания образовательной программы позволяют профессионально разработанные тесты с детально продуманной процедурой их проведения и обработки полученных результатов.
Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, нормированных по времени выполнения – система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности обучающихся.
Для проведения мониторинга образовательной деятельности в УДО подобраны диагностические методики (см. приложение)
Инструментарий диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)
Методика «Образовательные потребности»
Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
Анкета «Мир ваших увлечений»
Методики изучения умений и навыков
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Анализ состава учащихся
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Информационная карта самооценки освоения образовательной программы
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся
Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)
Методика трудовых ценностей
Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования.
Анализ состава учащихся
Методика «Уровень программно – методического обеспечения образования в УДОД»
Информационная карта результатов участия педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Анкеты для родителей
«Позиция родителей в образовательном процессе»
«Мир увлечений вашего ребёнка»
«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»
Заключение.
Создание мониторинговой системы в УДО позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения дополнительного образования, образовательной деятельности, конкретного педагога.
Данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот проблемы в работе учреждения в целом.
На основе анализа информации в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития детского объединения, учреждения.
В ходе мониторинга образовательного процесса произойдут объективные и субъективные изменения, проявляющиеся на уровнях:
ли
чности ребёнка и педагога
си
стемы отношений
«пр
о
дуктов» педагогической деятельности и деятельности ребёнка в
образовательном процессе, что в свою очередь повлечёт повышение качества образовательной деятельности в учреждении.
Литература.
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.
Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. Выпуск № 5. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.
Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник.- 2006 № 11 – С. 9-12.
Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 1– С. 15-21
Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник.- 2009 № 2– С. 19-24
Климова С.В. Мониторинг педагогической деятельности в МОУ ДОД «Центр юных техников // Методист – 2009 № 6 – С. 25-31
Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД // Внешкольник.- 2008 № 3– С. 11-16
Методическая работа в системе дополнительного образования/ авт – сост М.В. Кайгородцева.- Волгоград: Учитель, 2009
Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2003.
Шинкарёв А.А. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник.- 2009 № 4– С. 9-18