Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика организации учебных экскурсий для изучения природных и культурных объектов региона | Швец Валентина Васильевна. Работа №352348

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике организации учебных экскурсий по природным и культурным объектам региона. Рассматриваются этапы подготовки, проведения и анализа экскурсионной деятельности, а также ключевые аспекты, позволяющие учителю сделать экскурсии не только познавательными, но и образовательными. Предложены примеры взаимодействия с природными и культурными объектами, которые способствуют углублению знаний по географии и развитию у учащихся исследовательских навыков.

Ключевые слова: учебные экскурсии, природные объекты, культурные объекты, география, методика, исследовательские навыки, проектная деятельность.

Методика организации учебных экскурсий для изучения природных и культурных объектов региона

 

Швец Валентина Васильевна, учитель географии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА № 1 ВЕЛИКОНОВОСЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА" ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена методике организации учебных экскурсий по природным и культурным объектам региона. Рассматриваются этапы подготовки, проведения и анализа экскурсионной деятельности, а также ключевые аспекты, позволяющие учителю сделать экскурсии не только познавательными, но и образовательными. Предложены примеры взаимодействия с природными и культурными объектами, которые способствуют углублению знаний по географии и развитию у учащихся исследовательских навыков.

Ключевые слова: учебные экскурсии, природные объекты, культурные объекты, география, методика, исследовательские навыки, проектная деятельность.

 

Учебные экскурсии являются важным компонентом географического образования, так как позволяют школьникам познакомиться с природными и культурными особенностями региона в реальных условиях. Такие выезды на местность не только углубляют знания по географии, но и развивают у учащихся исследовательские и практические навыки. Однако для того чтобы экскурсия стала эффективным образовательным инструментом, необходимо тщательно подойти к её организации, учитывая цели, методику проведения и этапы анализа.

Организация экскурсии начинается с определения её образовательной цели и темы. Например, целью может быть изучение ландшафта региона, исследование экосистем или знакомство с историко-культурными памятниками. Выбор темы напрямую зависит от учебного плана, возраста школьников и особенностей региона. Для младших школьников можно организовать экскурсию на тему «Рельеф моего края», где они изучат основные формы ландшафта, такие как холмы, равнины и водоёмы. Для старших классов более актуальной будет тема «Влияние антропогенных факторов на природу региона», где ученики смогут оценить состояние природных объектов и влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

Следующим этапом подготовки является выбор маршрута. Он должен быть продуманным, безопасным и интересным для учащихся. Желательно включить в маршрут не только природные, но и культурные объекты, чтобы экскурсия получилась междисциплинарной. Например, прогулка по национальному парку может сочетаться с посещением краеведческого музея или исторического памятника. Выбор маршрута также должен учитывать физические возможности детей: слишком длинный или сложный путь может стать утомительным, особенно для младших школьников.

Для успешной реализации экскурсии важно составить план мероприятий, включая задания для учащихся. Такие задания могут быть как наблюдательными, так и исследовательскими. Например, во время экскурсии в лес учащимся можно предложить определить виды деревьев, собрать образцы почвы или провести измерение температуры воздуха. На культурных объектах задания могут включать изучение архитектурных стилей, анализ исторических событий или составление короткого отчёта об объекте. Такой подход делает экскурсию не только познавательной, но и интерактивной, вовлекая учащихся в процесс.

Перед проведением экскурсии рекомендуется провести вводное занятие. На этом этапе учитель объясняет учащимся цель поездки, представляет маршрут, инструктирует по технике безопасности и распределяет роли. Например, можно назначить группы, отвечающие за сбор данных, фотографирование, ведение полевого дневника и презентацию результатов. Подготовительное занятие также может включать краткий обзор теоретической информации, связанной с темой экскурсии, чтобы учащиеся лучше понимали, на что обращать внимание во время поездки.

Во время экскурсии ключевая задача учителя — направлять наблюдения и обсуждения учащихся. Важно обращать их внимание на детали, задавать вопросы и предлагать способы анализа увиденного. Например, при изучении реки можно задать вопросы: «Какой характер течения реки? Как она используется человеком? Какие факторы влияют на её экологическое состояние?» Такие вопросы помогают учащимся структурировать свои наблюдения и формировать выводы.

После экскурсии следует провести завершающее занятие, которое включает обсуждение результатов, анализ собранных данных и их оформление. Этот этап особенно важен для закрепления знаний и рефлексии. Учащиеся могут подготовить отчёты, презентации или карты маршрутов, где они представят свои выводы и наблюдения. Например, по итогам экскурсии в национальный парк ученики могут составить экологическую карту территории, где они отметят места с высокой и низкой степенью антропогенного воздействия. Итоговые материалы также могут быть использованы для проектной работы или исследовательских конкурсов.

Особое внимание стоит уделить интеграции результатов экскурсии в учебный процесс. Собранные данные и впечатления могут стать основой для дальнейшего изучения темы на уроках. Например, наблюдения о состоянии водоёмов региона можно использовать для обсуждения вопросов охраны водных ресурсов, а изученные культурные объекты — для анализа географических и исторических особенностей региона. Это позволяет учащимся увидеть практическую ценность полученных знаний и укрепить межпредметные связи.

Примером успешной учебной экскурсии может стать поездка в заповедник. Учащиеся смогут изучить биоразнообразие территории, определить факторы, влияющие на экосистему, и обсудить вопросы сохранения редких видов. В то же время посещение близлежащего поселения даст возможность познакомиться с культурными традициями региона, например, особенностями ремесел или гастрономии. Такой формат экскурсии помогает школьникам осознать единство природных и культурных компонентов окружающего мира.

Кроме того, современные технологии предоставляют дополнительные возможности для организации экскурсий. Например, использование мобильных приложений и GPS-устройств позволяет учащимся самостоятельно составлять маршруты и фиксировать наблюдения. Программы дополненной реальности могут сделать экскурсию более увлекательной, позволяя учащимся увидеть, как выглядели природные или культурные объекты в прошлом.

Таким образом, учебные экскурсии по природным и культурным объектам региона являются мощным инструментом географического образования. Они способствуют формированию целостного восприятия мира, развитию исследовательских навыков и укреплению интереса к предмету. Учитель, грамотно организующий экскурсионную деятельность, не только углубляет знания учащихся, но и помогает им ощутить значимость природы и культуры своего региона.

 

 

Список литературы

Госман

А. А.

С

труктура и сущность школьного географического краеведения // ELS. 2022. №октябрь.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

struktura

-

i

-

suschnost

-

shkolnogo

-

geograficheskogo

-

kraevedeniya

Репина М. А.

У

чебные экскурсии по географии как форма экологического образования учащихся // Форум молодых ученых.

2021. №2 (54).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-ekskursii-po-geografii-kak-forma-ekologicheskogo-obrazovaniya-uchaschihsya

Степаненко А. В. Формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения знаний на уроках географии // ИСОМ. 2015. №Приложение 2.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

formy

-

obucheniya

-

pozvolyayuschie

-

povysit

-

effektivnost

-

usvoeniya

-

znaniy

-

na

-

urokah

-

geografii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×