"Методика освобождения игрового аппарата на балалайке. Скованность и ее преодоление" | Коваленко Галина Борисовна. Работа №264277
Автор: Коваленко Галина Борисовна
Методическая разработка на тему:
"Методика освобождения игрового аппарата на балалайке. Скованность и ее преодоление.
Выполнила Коваленко Галина Борисовна
Цель: Освобождение от зажатости игрового аппарата у
обучающихся на народных инструментах.
Задачи: -Постоянный контроль за посадочно- постановочными
элементами.
- Привить навыки технического и художественного
исполнения.
- Обмен опытом преподавателей отделения.
Начальный период – это важнейший из звеньев в процессе обучения будущего баяниста. Правильная посадка, постановка инструмента и положение рук – длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянного контроля со стороны педагога на протяжении длительного времени, практически на протяжении всех лет обучения. Решение проблемы освобождения от излишнего напряжения – необходимое условие умелого владения инструментом.
Для занятий на инструменте рекомендуется подбирать стул с полужестким сидением, т.к. игра на жестком стуле приводит к быстрому утомлению, а на мягком – нет устойчивости в посадке. Сидеть на стуле нужно не глубоко, наклонив туловище чуть вперед. Ступни ног должны плотно опираться о пол, что необходимо для большей устойчивости корпуса баяниста. Каждому ученику нужно подбирать стул соответствующей высоты, чтоб колени находились немного выше уровня сидения. Для большей устойчивости инструмента – левое колено должно быть чуть ниже правого. Для этого достаточно немного выдвинуться вперед или назад левую ногу, а правую поставить перпендикулярно полу. Между коленями сохраняется расстояние, обеспечивающее такую постановку инструмента, когда низ правого полукорпуса упирается в правую ногу, а основание меха устойчиво размещается на левой ноге. Размеры плечевых ремней должны быть отрегулированы так, чтобы инструмент не был слишком отдален от корпуса играющего и не сковывал его движений. Несоблюдение одного из этих правил приводит к скованности.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3» городского округа Сызрань
Методическая разработка на тему:
"Методика освобождения игрового аппарата на балалайке. Скованность и ее преодоление.
Выполнила Коваленко Галина Борисовна
Цель: Освобождение от зажатости игрового аппарата у
обучающихся на народных инструментах.
Задачи: -Постоянный контроль за посадочно- постановочными
элементами.
- Привить навыки технического и художественного
исполнения.
- Обмен опытом преподавателей отделения.
Начальный период – это важнейший из звеньев в процессе обучения будущего баяниста. Правильная посадка, постановка инструмента и положение рук – длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянного контроля со стороны педагога на протяжении длительного времени, практически на протяжении всех лет обучения. Решение проблемы освобождения от излишнего напряжения – необходимое условие умелого владения инструментом.
Для занятий на инструменте рекомендуется подбирать стул с полужестким сидением, т.к. игра на жестком стуле приводит к быстрому утомлению, а на мягком – нет устойчивости в посадке. Сидеть на стуле нужно не глубоко, наклонив туловище чуть вперед. Ступни ног должны плотно опираться о пол, что необходимо для большей устойчивости корпуса баяниста. Каждому ученику нужно подбирать стул соответствующей высоты, чтоб колени находились немного выше уровня сидения. Для большей устойчивости инструмента – левое колено должно быть чуть ниже правого. Для этого достаточно немного выдвинуться вперед или назад левую ногу, а правую поставить перпендикулярно полу. Между коленями сохраняется расстояние, обеспечивающее такую постановку инструмента, когда низ правого полукорпуса упирается в правую ногу, а основание меха устойчиво размещается на левой ноге. Размеры плечевых ремней должны быть отрегулированы так, чтобы инструмент не был слишком отдален от корпуса играющего и не сковывал его движений. Несоблюдение одного из этих правил приводит к скованности.
Теперь поговорим о постановке рук.
Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры.
Начнем с положения правой руки.
Рука согнута, опущенный локоть несколько отведен в сторону, кисть свободно охватывает гриф. Пальцы находятся на клавиатуре в полусогнутом (естественном) положении, опираясь «подушечками» пальцев на кнопки. Большой палец находится за грифом и ,чуть касаясь, движется вдоль его. В игре принимают участие все части руки, но по активности и разнообразию движений выделяется кисть. Благодаря своей гибкости она, принимая различные положения, как бы помогает пальцам удобнее погружается в нужные клавиши.
Ввиду того, что при игре на баяне работают многие мышцы, у учащегося возникает скованность не только рук, но даже и всего корпуса. Как добиться освобождения мышц?
Ощущение абсолютной свободы правой руки достигается следующим образом: ученику, сидящему за баяном, предлагают расслабить правую руку так, чтобы она висела плетью (все мышцы свободны). Если взять и приподнять такую руку, то она не должна сопротивляться ни одним мускулом. Если ее отпустить – она свободно падает. Полезно применять движения правой руки в запястьи во время игры (исп. этюд).
Для освобождения правой руки, от скованности надо упрощать задачи до минимума (играть одной рукой, облегчать фактуру и т.п.) Можно положить баян на стол вверх клавиатурой и играть на «немой» клавиатуре одними пальцами при очень свободной руке, нажимая кнопки до упора.
Немаловажное значение имеет положение левой руки. Пальцы левой руки должны быть собраны и находиться в полусогнутом положении, локоть опущен вниз. Большой палец должен находиться в свободном, слегка согнутом положении. Ремень не должен затруднять движение руки вдоль сетки, но и не должен быть излишне свободным. Общую скованность ученика можно выявить: попросить его энергично вести мех левой рукой. Если при этом правая рука тоже напрягается, значит скованность мышц налицо. Если правая рука свободная при работе левой руки, то такой скованности нет. При движении меха левой рукой отрабатывается независимость правой руки.
Неправильно было бы полагать, что добиться свободы в игре учащегося, имеющего скованность рук, дело простое. Для этого требуется постоянное и упорное наблюдение педагога и тренировка учащегося. Для освобождения от скованности: для обучающихся игре на баяне полезны некоторые физические упражнения. Они улучшают общее состояние ученика, укрепляют мышцы, придают им необходимую гибкость, а это, облегчает освоение техники игры на баяне.
1. Начинать можно с упражнений для рук. Рекомендуется делать движения по кругу.
2. Для упражнений для занятий, полезно делать подъем на руках (отжимы). Подобное упражнение можно делать стоя у стены на расстоянии одного шага, падая на руки и отталкиваясь ими от стены. Полезно тренировать кисть на сжим круглых предметов.
3. Иногда ученики жалуются на боли в ноге и спине. Болей не будет, если учащийся будет регулярно заниматься на инструменте.
Правильной постановкой является свободное состояние всех мышц, а это возможно только при применении разнообразных двигательных навыков. Когда ученик увлеченно и по-своему ловко приспосабливается к инструменту и ему удаётся (пусть, казалось бы, неверными приёмами) воспроизвести нужное ему звучание, то педагогу не стоит спешить мешать ему. В то же время, очень важно развить у малышей, уже в самом раннем возрасте, множество тонких и разнообразных тактильных ощущений. Пусть они потрогают, погладят, пощупают пальчиками поверхности с различной фактурой – пушистой, жёсткой, бархатисто-нежной, колючей, шершавой и шелковисто-гладкой. И надо, чтобы полученные ощущения они попробовали бы перенести на струны. Пусть научатся с первых шагов прикасаться к струне, по-разному и вслушиваться в звуковой результат этих разнообразных прикосновений. Самое лучшее для ребёнка – это ассоциации, образные сравнения исполнительских ощущений с тем, что им уже хорошо знакомо.
Нередко педагоги в музыкальных учебных заведениях считают причиной заболевания рук ученика не наличие дефектов в приёмах игры, а непригодность рук учащегося для данного инструмента или неумение его заниматься регулярно (то есть, отсутствие тренированности мышц), а иногда жалобы ученика на усталость или боли в руках вообще игнорируются, считая, что ученик увиливает от занятий и жалобы на руки – одна из очередных его хитростей. Немало учащихся в таком положении берут академический отпуск или переводятся на другие отделения.
Можно уверенно утверждать, что «переигранные руки» являются следствием неправильных занятий. Когда ученик во время занятий чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук, и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путем многократных повторений, но это ошибочное мнение. К неправильным движениям, приемам и привычкам относятся:
сутулая посадка,
• расхлябанные или зажатые локти,
• прижатые или отставленные локти,
• разболтанные или зажатые запястья,
• высокий замах пальцев,
• зажатые или слишком расслабленные пальцы.
В настоящее время в музыкальных учебных заведениях обучается огромное количество детей, и многим из них рано или поздно приходится сталкиваться с проблемой профзаболеваний или переигрывания рук.
Грамотная постановка исполнительского аппарата музыканта - залог плодотворного творческого долголетия. Способность музыканта анализировать двигательные процессы при игре на своём музыкальном инструменте - это основа успешного обучения и профессионального роста музыканта-исполнителя. Игнорирование же столь острого вопроса может привести к профзаболеванию игрового аппарата, к замедлению технического роста.
Основные ошибки при игре, ведущие к профессиональным заболеваниям. На данный момент существует несколько исполнительских школ игры на балалайке, и у каждой школы есть своё видение некоторых постановочных моментов игрового аппарата. Но ошибки, ведущие к профзаболеваниям игрового аппарата музыканта, могут быть характерны для любой исполнительской школы.
Бряцание
1. Основной и самой распространённой ошибкой при игре этим приёмом является полная изоляция плеча посредством сильного прижатия локтя к верхнему углу корпуса балалайки. В этом случае повышенная нагрузка возлагается на мышцы предплечья и кисти, что может привести к возникновению болей в области локтевого сустава, предплечья и запястья.
2. Как следствие первой ошибки возникает ещё одна - это постоянное напряжение в области предплечья и отсутствие ротационного движения (как залога правильного распределения нагрузки между мышцами предплечья). Очень важно обращать внимание на поочерёдную работу групп мышц во время падения руки вниз (расслабление мышц плеча - бицепса) и при подъёме (расслабление мышц предплечья - плечелучевой мышцы) - это является своеобразным микро отдыхом при совершении переменных ударов.
Тремоло
1. Самой распространённой ошибкой при исполнении приёмом тремоло является игра изолированной кистью. При этом происходит полная блокировка мышц плеча и частично локтевого сустава, а также мышц предплечья. Все усилия, которые должны распределяться между этими отделами руки, возлагаются на лучезапястное сочленение, анатомическое строение которого не рассчитано на длительные перегрузки. Следствие такой ошибки - возникновение болей, а затем опухолей в области запястья.
2. Также распространённой ошибкой является полная блокировка плеча (идентичная ошибка при исполнении приёмом бряцание). Происходит пережатие плеча, локтевого сустава и как следствие - возникновение болей в этих областях руки.
Двойное пиццикато
1. Часто встречающаяся ошибка при извлечении звука приёмом двойное пиццикато - игра только большим и указательным пальцами без участия кисти и всей руки. При этом огромная нагрузка ложится на группы мышц кисти, а именно на мышцы большого пальца, на ладонные, тыльные мышцы и на лучезапястный сустав. Следствие ошибки - перегрузка мышц кисти и лучезапястного сустава.
2. Другим видом ошибки является отсутствие ротационных движений в предплечье в совокупности с опусканием и поднятием плеча. Только единая направленность работы мышц плеча, предплечья и мышц кисти позволит добиться правильного звукоизвлечения этим сложным приёмом игры.
Также важно отметить, что в основе извлечения звука приёмом двойное пиццикато лежит принцип звукоизвлечения приёмом бряцание, в основе которого «ударная» природа звукообразования. Наиболее оптимальным видится другой вариант звукоизвлечения, использующий сочетание ударной и щипковой природы. Отличие от бряцания здесь заключается в том, что особая роль принадлежит пальцам - большому и указательному, которые обрабатывают поочерёдно струну вниз и вверх, с приблизительным углом зацепа струны, равный 45 градусам, при звукоизвлечении пальцы корректируют тембровую окраску звука.
Вибрато
3. Распространённая ошибка при извлечении звука этим приёмом - игра только указательным пальцем без использования работы плеча и предплечья как единого сочленения. Следствие - страдает качество звука, возникает излишнее напряжение и боли в области кисти и запястья.
4. Добиваться вибрации с помощью движений одного запястья так же является ошибочным действием. Это незамедлительно сказывается на качестве звука (появляется гнусавость, сдавленность), на скорости исполнения, а также это может спровоцировать и пережатие лучезапястного сустава, о. последствиях чего было изложено выше.
Пиццикато большим пальцем
1. Велика опасность возникновения привычки извлекать звук посредством усилий только большого пальца. Большой палец лишь корректирует тембр, направление воздействия на струну и помогает в технически сложных местах произведения, где требуется большая скорость. Основная же работа принадлежит здесь единому сочленению плечо-предплечье-кисть-большой палец, от которого зависит сила воздействия на струну.
2. Ещё одна распространённая ошибка, которая встречается в основном у начинающих исполнителей, - проявление «хватательного» рефлекса, когда пальцы правой руки крепко захватывают корпус балалайки. Такая постановка несёт за собой возникновение излишнего напряжения в кисти и запястье, что также может привести к болезненным ощущениям во время игры. Пальцы не должны цепляться с силой за корпус инструмента по краю панциря, они должны лишь касаться его, а лучше делать упор четырех пальцев на плоскость панциря. В дальнейшем такая постановка руки позволит без потери времени переходить на гитарные и другие приемы игры.
Способы восстановления игрового аппарата балалаечника, связанные с проблемами профессиональных заболеваний рук. Существуют различные способы восстановления игрового аппарата музыканта - от лечебной гимнастики и массажа до инъекций и хирургических вмешательств. Рассмотрим некоторые способы восстановления рук, к которым можно обратиться в домашних условиях.
Лечебный массаж рук
При лечении профессиональных болезней рук применяются различные методы. Один из них - щадящий массаж конечностей. При болезненном ощущении в той или иной части руки, нужно проводить массаж не только этой области, но так же «захватывать» соседние участки руки. Это делается для того, чтобы пропустить ток крови к зажатой области. Воздействуя же только на болезненную область, разогревая только её, мы можем причинить вред, усугубив боль и воспаление. Самомассаж должен проводиться только вдоль волокон мышц, ни в коем случае нельзя прибегать к интенсивным поперечным движениям, это может повредить как целостность мышц, так спровоцировать новые болезненные ощущения. Последовательность проведения массажа:
I.поглаживание, 2.растирание, 3.разминание, 4.поколачивание, 5. вибрация, более мягкое воздействие на сустав, 7. поглаживание.
Массаж должен вызывать ощущение приятного тепла и комфорта. Лёгкая болезненность при разминании особо скованных мышц в первое время может ощущаться, но речь идёт только о лёгкой болезненности, а не усилении боли. Применение специальных кремов и масел сглаживает болевые ощущения, массаж получается более тактичным, щадящим, приятным. Массаж противопоказан при воспалительных заболеваниях в области суставов.
Следует отметить также, что руки исполнителя должны всегда находиться в тепле. Нельзя допускать частого или систематического переохлаждения мышц. Плохое кровоснабжение может незамедлительно сказаться на здоровье мышц игрового аппарата не только балалаечника, но и любого музыканта.
Также следует уменьшить силовые физические нагрузки на руки, т.к. аппарат плечевого пояса очень тонкий, состоит из множества мелких мышц и сочленений, которые у музыкантов задействованы в большей степени по сравнению с людьми других профессий. Здоровье этих мельчайших мышц - залог профессионального долголетия.
Массажные шарики. Массаж осуществляется пластмассовым шариком, покрытым иголками, диаметром до 7 мм. Он позволяет легко проводить массаж и самомассаж и применяется для улучшения кровообращения и питания кожных покровов, для снятия напряжения с мышц. Имеет разогревающее действие. Оказывает точечный массаж на ладони.
Эластичные массажные кольца. Массаж пальцев таким кольцом-массажёром оказывает расслабляющее или тонизирующее действие, показан для укрепления и повышения тонуса мышц, снимает усталость, улучшает кровообращение.
Роликовые массажёры представляют собой ролик, покрытый иголками. Иголки могут быть как металлическими или магнитными, так и пластмассовыми. Ролик прикреплён к ручке. Перекатывание ролика по определённому участку тела даёт эффект микромассажа. Перечисленные массажные приспособления служат профилактикой мышечных заболеваний, а также помогают при лечении болезней, если используются в комплексе с другими средствами.
Лечебные мази при заболевании рук
С целью снятия острых болей применяют охлаждающие мази (меновазин, индовазин, диклофенак, троксевазин - гель, гепариновая мазь, кетонал, диприлиф), в состав которых входит ментол. Такие мази быстро снимают боль и имеют отвлекающее действие.
Разогревающие мази применяют после использования охлаждающих, когда получен эффект снятия болевого ощущения. Разогревающие мази нельзя применять сразу после получения травмы.
Мази на основе пчелиного яда (апизартрон, унгапивен) и змеиного яда (випросал), камфоцин, бен-гей, финалгон, эспон, эфкамол являются разогревающими, обладают раздражающим и отвлекающим действием. Разогревающие мази и крема усиливают ток крови на данном участке, что способствует более быстрому снижению болевых ощущений. Так же следует помнить, что мазь не лечит причину болезненного ощущения, а лишь ненадолго снимает боль и её симптомы.
Очень важно отметить, что разогревающие мази нельзя наносить на воспалённые участки тела, на гнойные опухоли, на повреждённые кожные покровы. Это спровоцирует ещё большее воспаление и усилит боль.
Комплексы гимнастик
Здоровье игрового аппарата также зависит от занятий различными индивидуальными расслабляющими упражнениями, разнообразными физическими нагрузками на плечевой пояс без утяжелителей, гимнастикой. Замечательный комплекс суставной гимнастики для расслабления и поддержания подвижности суставных сочленений разработал М.С.Норбеков, А.А.Александров. Поддержание тела и игрового аппарата в хорошей физической форме - это одна из важных составляющих успешной карьеры музыканта-исполнителя.
Мы рассмотрели основные ошибки постановки рук балалаечника и их следствия, которые чаще всего возникают в процессе обучения игры на инструменте. Следует отметить, что грамотная постановка игрового аппарата - это очень важный вопрос, касающийся как самих исполнителей, так и преподавателей музыкальных учреждений. Любой исполнитель должен вовремя предупреждать и уметь устранять причины и последствия переигрывания рук. Но важно знать, что продолжающиеся и усиливающиеся боли в руках - это первый «звонок», который предупреждает о том, что нужно незамедлительно обратиться к врачу, специализирующемуся на данных вопросах. За здоровьем игрового аппарата музыкант должен следить на протяжении всей исполнительской деятельности, т.к. это залог технической свободы и профессионального долголетия.
Список литературы
1. Александров А. А. Психологические факторы, определяющие состояние игрового аппарата. - Свердловск, 1989.
2. Андрющенков В. Постановка игрового аппарата балалаечника. - Москва., 2000.
3. Афонина И. Г. Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения. Дипломная работа. Петрозаводск, 2000.
4. Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М.: Советский композитор,1969.
5. Гутерман В. А. Возвращение к творческой жизни» (профессиональные заболевания рук). Екатеринбург, Гуманитарно-экологический лицей, 1994.Пронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореф. канд. дисс.- М.,1967.
6. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва., 1975.
7. Назаров, И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И. Т. Назаров. – Л.: Музыка, 1969.
8. Перельман, С. М. Характеристика и основные причины профессиональных заболеваний рук музыкантов [Текст] / С. М. Перельман //: сб. науч.-метод. зап. / под ред. И. В. Громовой. – Свердловск, 1959. – Вып. 11. – С. 264-284.
Инновационные технологии
youtube Норбеков М.С. "Лучшая суставная гимнастика для рук"