Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе | Кучкина Елена Ивановна. Работа №351419
Аннотация. Преподавание изобразительного искусства в средней школе — это не только передача знаний о технике и истории искусства, но и развитие творческого мышления, эстетического восприятия мира, а также формирование личностных качеств у учеников. В статье рассматриваются основные подходы, методы и практические примеры преподавания изобразительного искусства, а также задачи, стоящие перед педагогом в процессе работы с подростками. Ожидается, что данный материал будет полезен учителям, стремящимся улучшить свою методическую практику и углубить знания о принципах преподавания искусства в средней школе.
Ключевые слова: методика преподавания, изобразительное искусство, средняя школа, творческое развитие, эстетическое воспитание, художественные техники, педагогические подходы, визуальная культура.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Кучкина Елена Ивановна, учитель изобразительного искусства
МКОУ "Таборинская СОШ" Свердловская область, с. Таборы
Аннотация. Преподавание изобразительного искусства в средней школе — это не только передача знаний о технике и истории искусства, но и развитие творческого мышления, эстетического восприятия мира, а также формирование личностных качеств у учеников. В статье рассматриваются основные подходы, методы и практические примеры преподавания изобразительного искусства, а также задачи, стоящие перед педагогом в процессе работы с подростками. Ожидается, что данный материал будет полезен учителям, стремящимся улучшить свою методическую практику и углубить знания о принципах преподавания искусства в средней школе.
Ключевые слова: методика преподавания, изобразительное искусство, средняя школа, творческое развитие, эстетическое воспитание, художественные техники, педагогические подходы, визуальная культура.
Важность преподавания изобразительного искусства в средней школе трудно переоценить. Это дисциплина, которая помогает детям развивать не только технические навыки рисования и работы с различными материалами, но и учит их видеть мир по-новому, воспринимать красоту окружающего пространства и выражать свои мысли через визуальные формы. В статье рассматриваются ключевые аспекты методики преподавания изобразительного искусства в средней школе, акцентируя внимание на различных подходах, методах и примерах, которые могут быть использованы в образовательной практике.
Современное преподавание изобразительного искусства в средней школе должно отвечать не только на запросы образовательных стандартов, но и учитывать тенденции, происходящие в обществе. В условиях цифровизации и расширения визуальной культуры школьники сталкиваются с большими объемами изображений и визуальных материалов. Важно научить их осознавать, что каждое изображение несет в себе определенную идею, послание, эмоцию, а умение воспринимать и интерпретировать визуальные образы становится не менее значимым навыком, чем традиционные академические знания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства в средней школе являются не только освоение учащимися технических приемов рисования, живописи и скульптуры, но и развитие их творческого потенциала. В процессе работы ученики учат создавать оригинальные произведения, которые отражают их восприятие мира, и могут использовать различные материалы и инструменты для реализации своих идей.
Методика преподавания изобразительного искусства должна строиться с учетом возраста и уровня подготовки учащихся. В средней школе (6–9 классы) школьники уже имеют определенные навыки рисования, но им еще предстоит развивать и углублять свое восприятие и понимание искусства. На этом этапе обучения важно предоставить детям возможность проявлять свои творческие способности, расширять кругозор и получать новые знания о различных художественных техниках и стилях.
Для эффективного преподавания изобразительного искусства важно использовать разнообразные методы и подходы. Например, одной из ключевых техник является работа с основными художественными средствами: линия, форма, цвет, композиция. Важно научить учащихся правильно использовать эти элементы в своих работах. Для этого преподаватель может организовывать специальные задания, направленные на изучение конкретных аспектов искусства, таких как работа с цветом (передача света и тени, работа с контрастами) или композиция (правила симметрии, асимметрии, гармонии).
Одним из методов, который активно используется в преподавании изобразительного искусства, является метод проектного обучения. Этот подход позволяет учащимся работать над созданием индивидуальных или коллективных проектов, где они могут проявить свою индивидуальность, научиться принимать решения и работать в команде. Проектная деятельность способствует развитию у школьников критического мышления и уверенности в своих силах, а также дает возможность связать теоретические знания с практическими навыками. Например, в рамках проекта учащиеся могут исследовать творчество конкретного художника, создать его стилизованное изображение или, используя определенные художественные средства, передать тематику произведений живописи в своей интерпретации.
Для формирования у школьников глубокой связи с искусством и историей искусства важно включать элементы культурного контекста в уроки. Изучение известных художников и течений искусства помогает не только узнать основные направления в живописи, скульптуре и графике, но и понять, как искусство влияет на общество и культуру. В 7-8 классах можно организовать уроки, на которых ученики будут знакомиться с работами великих художников эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и других художественных направлений. Задания могут включать элементы копирования картин, что поможет учащимся не только развить технические навыки, но и понять идеи, заложенные в произведениях мастеров.
Также важным моментом является использование в процессе обучения разнообразных художественных техник. Ученики средней школы могут научиться не только рисовать карандашом или акварелью, но и осваивать работу с пастелью, углем, акриловыми красками, а также экспериментировать с комбинированными техниками. Эти занятия способствуют развитию моторики, пространственного воображения и эстетического вкуса. Например, можно предложить школьникам создать работы в технике монотипии, которая сочетает элементы живописи и графики, или провести мастер-классы по созданию коллажей, что развивает навыки работы с разнообразными материалами.
Преподавание изобразительного искусства должно быть направлено на развитие не только технических, но и эмоциональных качеств учащихся. Важно, чтобы каждый урок был не только обучающим, но и вдохновляющим. Поэтому педагог должен уметь создавать атмосферу творчества, где каждый ученик чувствует себя уверенно и свободно. Например, можно начать урок с небольших упражнений на развитие воображения, предложив ученикам нарисовать фантастическое существо или создать абстрактную композицию из случайных форм. Эти задания помогают раскрыть творческий потенциал и научить детей не бояться экспериментировать.
Для того чтобы процесс обучения был успешным, важно, чтобы преподаватель умел поощрять и поддерживать каждого ученика, обращая внимание на его индивидуальные особенности и интересы. Важно не только учить рисовать, но и развивать у школьников критическое восприятие искусства, способность рассуждать о произведениях, анализировать их, выявлять символику и особенности стиля. Обсуждения картин, создание рефлексивных заметок о своем творчестве, изучение биографий художников и культурных контекстов их произведений помогает школьникам осознавать, как искусство связано с жизнью и историей.
Одним из эффективных инструментов является интеграция изобразительного искусства с другими дисциплинами. Например, можно организовать кросс-культурные проекты, которые будут объединять искусство с историей, литературой, даже математикой. Такие проекты развивают у школьников междисциплинарное мышление, способность видеть связи между различными областями знаний.
Таким образом, преподавание изобразительного искусства в средней школе — это многогранный процесс, требующий от педагога не только знания техники, но и способности вдохновить учеников, развить их творческие способности и критическое восприятие. Методика преподавания должна включать разнообразные подходы, методы и практические занятия, которые помогут учащимся не только освоить художественные техники, но и научиться мыслить визуально и эстетически.
Список литературы
Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание. – М.: Дрофа, 20
2
0. – 46 с.
Неменский
Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 20
1
7.