Методика преподавания литературы | Михайлова Галина Евграфьевна. Работа №316210. Номер работы: №316210
Статья состоить из двух частей.
В первой части рассказывается о методах приёмах и средствах обучения литературе. Содержится классификация методов обучения Н.И. Кудряшева и И.Я. Лернера. В виде таблицы представлены методы обучения, приемы и виды учебной деятельности литературы по Н.И. Кудряшеву.
Во второй части речь идёт о современных педагогических технологиях, применяемых в преподавании литературы, которые представлены в данной статье в виде таблицы. Здесь же рассматриваются проектные технологии.
Методика преподавания литературы
Методы,
приемы
и средства
обучения
литературе.
Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету, и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.
Рассмотрим классификацию методов обучения литературе по Н.И. Кудряшеву и И. Я. Лернеру.
Н.И. Кудряшев выделил методы обучения литературе:
Репродуктивный;
Исследовательский;
Эвристический
или
частично-поисковый;
Метод
творческого
чтения.
Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:
Репродуктивный;
Исследовательский;
Эвристический
или
частично-поисковый;
Объяснительно-иллюстративный,
или
информационно
рецептивный;
Метод
проблемного
изложения.
Методы обучения, а также приемы и виды учебной деятельности литературы по Н.И. Кудряшеву:
Метод
Методические приемы
Виды учебной деятельности
Репродуктивный
– рассказ учителя о жизни и
– запись плана или конспекта
метод
творчестве писателя;
лекции учителя;
– обзорная лекция;
– составление плана, конспекта
– задания по учебнику, учебным
или тезисов прочитанных
пособиям.
статей учебника, критических
статей;
– составление
синхронистических таблиц;
– подготовка устных ответов по
материалам лекции учителя;
– подготовка докладов,
сочинений.
Исследовательский
– выдвижение учителем
– самостоятельный анализ
метод
проблемы;
произведения;
– подготовка докладов и
– сопоставление двух или
выступлений в качестве
нескольких произведений;
оппонента;
– сопоставление произведения с
– самостоятельный анализ
его экранизацией;
произведения, не изучаемого в
– самостоятельная оценка
классе;
спектакля, фильма;
– выполнение заданий
– написание докладов,
творческого характера.
выступлений, статей.
Эвристический, или
– построение логически четкой
– подбор материала из
частично-поисковый
системы для эвристической
художественных произведений,
метод
беседы;
из критической статьи,
– построение системы заданий по
учебника и других пособий для
тексту художественных
ответа на заданный вопрос;
произведений или по
– пересказ с элементами
критическим статьям;
анализа текста;
– постановка проблемы учителем
– анализ эпизода, сцен, всего
или по его предложению
произведения по заданию
учащимися;
учителя;
– проведение диспута.
– составление плана как прием
анализа;
– анализ образа героя;
– конспектирование;
– выступление на диспуте и др.
Метод творческого
– выразительное
– чтение художественных
чтения
(художественное) чтение
произведений в классе и дома;
учителя;
– выразительное чтение;
– чтение мастеров
– заучивание наизусть;
художественного слова;
– слушание;
– обучение выразительному
– составление плана;
чтению учащихся;
– пересказ, близкий к тексту;
– комментированное чтение;
– художественное
– беседа, активизирующие
рассказывание;
непосредственные впечатления
– составление сценариев,
учащихся;
иллюстрирование прочитанного
– постановка на уроках проблемы
произведения рисунками;
(художественной, нравственной,
– отзывы о прочитанном;
общественно-политической);
– сочинения.
– творческие задания по
жизненным наблюдениям
учеников или по тексту
произведения.
В школьной практике методы переплетаются и интегрируются.
Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.
Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация
(предполагает
включение
учащихся
в
активную
интеллектуальную
деятельность);
целеполагание
(учащиеся
самостоятельно
формулируют
цели
урока
по
схеме
«вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению
на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся
знаний для ее
решения
недостаточно);
коммуникация
(поиск
новых знаний
в
паре,
в
группе);
взаимопроверка,
взаимоконтроль
;
рефлексия
(осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и
чему
научился на
уроке).
Современный урок литературы – это проблемно-диалогический урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов.
Современные педагогические технологии, применяемые в преподавании
литературы.
Педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Классификация педагогических технологий
Критерий
Виды
Уровень применения
- общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
- локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
Организационная форма
- классно-урочные;
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективных способов обучения;
- дифференцированного обучения;
- альтернативные;
- академические;
- клубные.
Характер содержания и структуры
- обучающие;
- воспитательные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- гуманистические;
- светские;
- религиозные;
- технократические;
-моно- и политехнологии;
- проникающие.
Тип управления познавательной деятельностью
- традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
- дифференцированное (система малых групп, система
«репетитор»);
- программированное (компьютерное, программное, система
«консультант»).
Ориентация на личностные структуры
- информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
- эвристические (развивают творческие способности учащихся);
- операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
- технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
- прикладные (обеспечивают формирование действенно- практической сферы личности).
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, основой которых выступает деятельностный характер, ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от неэффективного традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии, выбор которых зависит от целей урока, предметного содержания, уровня подготовленности и возрастной категории обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов.
Особое место в преподавании литературы занимают проектные технологии. Проектная деятельность на уроках литературы – это вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.
Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.
Организационные особенности проектной деятельности связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа, которые необходимы для подготовки и реализации проекта по литературе (на примере исследовательского проекта):
Этап
ориентирования.
Этап
планирования.
Этап
сбора
информации
(ознакомление
с
научной
литературой).
Этап
обработки
материала
(структурирование
информации).
Этап
реализации
проекта
(выполнение).
Этап
оформления
результатов
работы:
создание
проектной
папки
и
постера
для
презентации.
Этап
презентации
результатов
проекта
(защита).
Этап
оценивания
проекта.
Этап рефлексии.
В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности.