Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика преподавания литературы | Михайлова Галина Евграфьевна. Работа №316210. Номер работы: №316210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Статья состоить из двух частей.

     В первой части рассказывается о методах приёмах и средствах обучения литературе. Содержится классификация методов обучения Н.И. Кудряшева и И.Я. Лернера. В виде таблицы представлены методы обучения, приемы и виды учебной деятельности литературы по Н.И. Кудряшеву.

 

     Во второй части речь идёт о современных педагогических технологиях, применяемых в преподавании литературы, которые представлены в данной статье в виде таблицы. Здесь же рассматриваются проектные технологии.

Методика преподавания литературы

 

Методы,

приемы

и средства

обучения

литературе.

Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету, и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Рассмотрим классификацию методов обучения литературе по Н.И. Кудряшеву и И. Я. Лернеру.

Н.И. Кудряшев выделил методы обучения литературе:

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический

или

частично-поисковый;

Метод

творческого

чтения.

 

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический

или

частично-поисковый;

Объяснительно-иллюстративный,

или

информационно

рецептивный;

Метод

проблемного

изложения.

Методы обучения, а также приемы и виды учебной деятельности литературы по Н.И. Кудряшеву:

Метод

Методические приемы

Виды учебной деятельности

Репродуктивный

рассказ учителя о жизни и

– запись плана или конспекта

метод

творчестве писателя;

лекции учителя;

 

обзорная лекция;

составление плана, конспекта

 

задания по учебнику, учебным

или тезисов прочитанных

 

пособиям.

статей учебника, критических

 

 

статей;

 

 

составление

 

 

синхронистических таблиц;

 

 

подготовка устных ответов по

 

 

материалам лекции учителя;

 

 

подготовка докладов,

 

 

сочинений.

Исследовательский

выдвижение учителем

самостоятельный анализ

метод

проблемы;

произведения;

 

подготовка докладов и

сопоставление двух или

 

выступлений в качестве

нескольких произведений;

 

оппонента;

сопоставление произведения с

 

самостоятельный анализ

его экранизацией;

 

произведения, не изучаемого в

самостоятельная оценка

 

классе;

спектакля, фильма;

 

выполнение заданий

написание докладов,

 

творческого характера.

выступлений, статей.

Эвристический, или

построение логически четкой

подбор материала из

частично-поисковый

системы для эвристической

художественных произведений,

метод

беседы;

из критической статьи,

 

построение системы заданий по

учебника и других пособий для

 

тексту художественных

ответа на заданный вопрос;

 

произведений или по

пересказ с элементами

 

критическим статьям;

анализа текста;

 

постановка проблемы учителем

анализ эпизода, сцен, всего

 

или по его предложению

произведения по заданию

 

учащимися;

учителя;

 

проведение диспута.

составление плана как прием

 

 

анализа;

 

 

анализ образа героя;

 

 

конспектирование;

 

 

выступление на диспуте и др.

Метод творческого

выразительное

чтение художественных

чтения

(художественное) чтение

произведений в классе и дома;

 

учителя;

выразительное чтение;

 

чтение мастеров

заучивание наизусть;

 

художественного слова;

слушание;

 

обучение выразительному

составление плана;

 

чтению учащихся;

пересказ, близкий к тексту;

 

комментированное чтение;

художественное

 

беседа, активизирующие

рассказывание;

 

непосредственные впечатления

составление сценариев,

 

учащихся;

иллюстрирование прочитанного

 

постановка на уроках проблемы

произведения рисунками;

 

(художественной, нравственной,

отзывы о прочитанном;

 

общественно-политической);

– сочинения.

 

творческие задания по

 

 

жизненным наблюдениям

 

 

учеников или по тексту

 

 

произведения.

 

В школьной практике методы переплетаются и интегрируются.

Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.

Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация

(предполагает

включение

учащихся

в

активную

интеллектуальную

деятельность);

целеполагание

(учащиеся

самостоятельно

формулируют

цели

урока

по

схеме

«вспомнить → узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению

на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся

знаний для ее

решения

недостаточно);

коммуникация

(поиск

новых знаний

в

паре,

в

группе);

взаимопроверка,

взаимоконтроль

;

рефлексия

(осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и

чему

научился на

уроке).

Современный урок литературы – это проблемно-диалогический урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов.

 

Современные педагогические технологии, применяемые в преподавании

литературы.

Педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Классификация педагогических технологий

 

Критерий

Виды

Уровень применения

- общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

- локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

Организационная форма

- классно-урочные;

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективных способов обучения;

- дифференцированного обучения;

- альтернативные;

- академические;

- клубные.

Характер содержания и структуры

- обучающие;

- воспитательные;

- общеобразовательные;

- профессиональные;

- гуманистические;

- светские;

- религиозные;

- технократические;

-моно- и политехнологии;

- проникающие.

Тип управления познавательной деятельностью

- традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

- дифференцированное (система малых групп, система

«репетитор»);

- программированное (компьютерное, программное, система

«консультант»).

Ориентация на личностные структуры

- информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

- эвристические (развивают творческие способности учащихся);

- операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

- технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);

- прикладные (обеспечивают формирование действенно- практической сферы личности).

 

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, основой которых выступает деятельностный характер, ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от неэффективного традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии, выбор которых зависит от целей урока, предметного содержания, уровня подготовленности и возрастной категории обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов.

 

Особое место в преподавании литературы занимают проектные технологии. Проектная деятельность на уроках литературы – это вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.

Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.

Организационные особенности проектной деятельности связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа, которые необходимы для подготовки и реализации проекта по литературе (на примере исследовательского проекта):

Этап

ориентирования.

Этап

планирования.

Этап

сбора

информации

(ознакомление

с

научной

литературой).

Этап

обработки

материала

(структурирование

информации).

Этап

реализации

проекта

(выполнение).

Этап

оформления

результатов

работы:

создание

проектной

папки

и

постера

для

презентации.

Этап

презентации

результатов

проекта

(защита).

Этап

оценивания

проекта.

Этап рефлексии.

В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×