Методика преподавания таблицы умножения с использованием мнемотехники и визуализации | Плотникова Екатерина Владимировна. Работа №350625
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к обучению младших школьников таблице умножения с использованием мнемотехники и визуализации. Описываются основные приемы, направленные на упрощение запоминания и формирования навыка быстрого счета, что способствует повышению интереса к изучению математики и снижению уровня тревожности перед новым материалом. Рассматривается роль мнемотехнических приемов и визуальных средств, способствующих долговременному усвоению таблицы умножения и развитию логического мышления.
Ключевые слова: таблица умножения, мнемотехника, визуализация, начальная школа, методика преподавания, математическая грамотность, обучение.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Плотникова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Алексея Фатьянова», г. Вязники
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к обучению младших школьников таблице умножения с использованием мнемотехники и визуализации. Описываются основные приемы, направленные на упрощение запоминания и формирования навыка быстрого счета, что способствует повышению интереса к изучению математики и снижению уровня тревожности перед новым материалом. Рассматривается роль мнемотехнических приемов и визуальных средств, способствующих долговременному усвоению таблицы умножения и развитию логического мышления.
Ключевые слова: таблица умножения, мнемотехника, визуализация, начальная школа, методика преподавания, математическая грамотность, обучение.
Освоение таблицы умножения является одним из важных этапов в обучении математике в начальной школе. Этот навык закладывает основу для более сложных математических операций, таких как деление, умножение многозначных чисел и решение задач. Для многих младших школьников запоминание таблицы умножения оказывается непростым, требующим от них усилий и практики. Однако современные методики позволяют значительно облегчить этот процесс, делая его более понятным и увлекательным для ребенка. Одним из таких подходов является использование мнемотехники и визуализации, которые помогают детям быстрее и легче усвоить материал, укрепить навыки и сделать обучение более интересным.
Мнемотехника — это система приемов, направленных на упрощение запоминания информации. В контексте обучения таблице умножения она помогает детям ассоциировать цифры и результаты умножения с образами, словами или рифмами, что значительно облегчает запоминание. Например, чтобы запомнить произведение 4 и 6, дети могут использовать ассоциацию с понятием времени: 4 умножить на 6 — это 24, как и 24 часа в сутках. Использование таких ассоциаций позволяет сделать материал менее абстрактным и ближе к повседневному опыту детей, что повышает эффективность запоминания и снижает страх перед объемом информации, который предстоит выучить.
Визуализация также играет значимую роль в обучении таблице умножения. Представление чисел и произведений в виде картинок, диаграмм, карточек с рисунками помогает детям лучше воспринимать и усваивать информацию. В начальной школе у детей доминирует наглядно-образное мышление, поэтому визуальные средства становятся важной опорой в обучении. Например, можно использовать таблицы с цветовым кодированием, где каждая строка умножения выделена отдельным цветом, или карточки с изображениями, на которых числа ассоциированы с рисунками, например, "8" изображается как снежная бабочка, символизируя зиму и ассоциируясь с понятием "замороженного числа", что помогает детям запомнить "8 х 8 = 64". Визуальные образы не только облегчают запоминание, но и делают процесс более увлекательным, способствуют формированию положительного отношения к обучению.
Мнемотехника в сочетании с визуализацией также способствует развитию логического мышления, так как помогает детям не просто заучивать таблицу, но и понимать принципы умножения. Одним из подходов является использование принципа последовательности. Обучение начинают с наиболее простых чисел, таких как 1, 2 и 5, которые легче всего поддаются запоминанию. Впоследствии дети могут отмечать, что умножение на 1 не изменяет число, умножение на 2 удваивает его, а умножение на 5 даёт числа, оканчивающиеся на 0 или 5. Таким образом, младшие школьники не просто заучивают, но и осознают закономерности в таблице умножения, что способствует лучшему пониманию материала и развитию их аналитических способностей.
Важным элементом обучения является также использование рифм и стихов, которые помогают детям запомнить результаты умножения, связывая их с легко запоминающимися звуковыми образами. Например, рифмованные строки для сложных сочетаний, таких как "семь раз восемь — пятьдесят шесть, скажешь быстро, не завис", помогают детям преодолеть трудности запоминания. Подобные стихи и фразы служат мнемоническими крючками, которые дети могут воспроизводить в памяти, когда сталкиваются с конкретным примером. Использование стихов, рифм и ритмических фраз делает процесс заучивания веселым и позволяет сделать материал более доступным.
Сюжетные рассказы и истории также могут служить эффективным методом мнемотехники при изучении таблицы умножения. Учитель может придумывать и рассказывать детям истории, в которых числа выступают в роли персонажей. Например, в "стране умножения" каждая цифра имеет свой дом, и когда числа "встречаются", они "умножаются" друг на друга и дают новый результат, который становится новым "жителем". Такие истории помогают сделать абстрактные математические операции более понятными и наглядными, добавляют в процесс обучения элемент игры, что особенно важно для младших школьников.
Важно отметить, что использование мнемотехники и визуализации требует системного подхода и постепенного увеличения сложности. На начальных этапах, когда дети только начинают осваивать основы умножения, учителю следует использовать простые и наглядные примеры, постепенно вводя более сложные элементы. Постепенное включение в работу мнемотехнических приемов, таких как ассоциации, образы и рифмы, позволяет учащимся постепенно привыкнуть к новым методам запоминания, адаптироваться к их использованию и применять их самостоятельно.
Применение мнемотехники и визуализации в обучении таблице умножения также способствует развитию интереса к предмету. На уроках, где используется такой подход, дети чувствуют себя более уверенно и мотивированно, так как видят, что у них получается запоминать и решать примеры быстрее и легче. Учащиеся не только запоминают таблицу умножения, но и начинают понимать и чувствовать математику как увлекательный предмет, который может приносить радость. Для учителя начальных классов важно поддерживать этот интерес, использовать различные визуальные и мнемонические приемы, чтобы каждый ученик мог почувствовать успех и удовлетворение от выполненной работы.
Таким образом, методика преподавания таблицы умножения с использованием мнемотехники и визуализации позволяет значительно упростить процесс запоминания и сделать его увлекательным. Этот подход способствует развитию логического мышления, памяти и внимания у младших школьников, помогает им осваивать новые знания с легкостью и интересом. Учителю важно применять разнообразные приемы, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя подходящий способ запоминания, который сделает его обучение более комфортным и успешным. В результате учащиеся не только освоят таблицу умножения, но и приобретут уверенность в своих математических способностях, что станет основой для дальнейшего изучения предмета.
Список литературы
1. Баракина Т. В. Технологии начального математического образования : учебное пособие : в 2 частях / Т. В. Баракина. — Омск : ОмГПУ, [б. г.]. — Часть 1 — 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-8268-2091-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111565
2. Каирова Л. А. Методика преподавания математики в начальной школе : учебно-методическое пособие / Л. А. Каирова. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 166 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112172