Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика преподавания темы "Системы счисления" на уроках информатики | Плохова Инна Николаевна. Работа №343026

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается методика преподавания темы "Системы счисления" на уроках информатики. Описываются основные подходы и методы, которые способствуют эффективному освоению данной темы учащимися. Приводятся примеры упражнений и наглядных материалов, которые помогают школьникам понять принципы работы с различными системами счисления и применять полученные знания на практике. Рассматриваются способы активизации познавательной деятельности учащихся и повышения их интереса к теме.

Ключевые слова: системы счисления, информатика, методика преподавания, уроки, учащиеся, десятичная система, двоичная система, обучение.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ "СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ" НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Плохова Инна Николаевна, учитель информатики

МАОУ города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №15»

 

Аннотация. В статье рассматривается методика преподавания темы "Системы счисления" на уроках информатики. Описываются основные подходы и методы, которые способствуют эффективному освоению данной темы учащимися. Приводятся примеры упражнений и наглядных материалов, которые помогают школьникам понять принципы работы с различными системами счисления и применять полученные знания на практике. Рассматриваются способы активизации познавательной деятельности учащихся и повышения их интереса к теме.

Ключевые слова: системы счисления, информатика, методика преподавания, уроки, учащиеся, десятичная система, двоичная система, обучение.

 

Тема «Системы счисления» занимает важное место в курсе информатики, так как понимание принципов работы с различными системами счисления необходимо для успешного изучения программирования, алгоритмов и работы компьютеров. Для многих школьников эта тема может оказаться сложной из-за её абстрактного характера, поэтому преподавателю важно использовать эффективные методики и подходы, которые помогут учащимся глубже понять материал и научиться применять его на практике.

Преподавание темы «Системы счисления» обычно начинается с объяснения десятичной системы, так как она является привычной для большинства учащихся. Учителю следует начать с объяснения структуры десятичной системы, в которой используются десять цифр (от 0 до 9), и как числа в этой системе строятся по степеням числа 10. Важно акцентировать внимание на том, что десятичная система является позицией, то есть значение цифры зависит от её положения в числе. Для лучшего усвоения можно использовать наглядные примеры, такие как разбор числа 374, где 3 – это сотни, 7 – десятки, а 4 – единицы.

После этого можно переходить к объяснению двоичной системы счисления, которая является одной из ключевых в информатике. Важно отметить, что двоичная система используется в компьютерах, так как она основана на двух значениях — 0 и 1. Преподавателю следует подробно объяснить, как в двоичной системе числа строятся по степеням числа 2, что поможет школьникам понять, почему компьютеры используют именно эту систему. На этом этапе рекомендуется использовать таблицы соответствия между десятичными и двоичными числами, что поможет учащимся визуализировать и лучше запомнить правила преобразования.

Примером упражнения может быть задача: «Преобразуйте десятичное число 13 в двоичную систему». Учитель пошагово показывает, как число 13 делится на 2 с остатком, пока не будет получен результат: 13 в двоичной системе — это 1101. Такие примеры помогают учащимся закрепить навык преобразования чисел из одной системы в другую.

Следующим этапом может быть изучение восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления, которые также часто используются в информатике. Учителю важно объяснить, что восьмеричная система основана на числе 8, а шестнадцатеричная — на числе 16, и в последней используются не только цифры, но и буквы (от A до F). Для лучшего усвоения материала рекомендуется проводить практические упражнения, где учащиеся будут переводить числа из одной системы счисления в другую. Например, можно предложить задачу: «Преобразуйте двоичное число 101110 в восьмеричную систему». Учитель показывает, как группировать цифры по три (так как 8 = 2^3) и затем преобразовывать полученные группы в восьмеричные цифры.

Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать игровые и интерактивные методы. Например, можно предложить учащимся поработать в парах или группах и решить несколько задач на перевод чисел из разных систем счисления, соревнуясь, кто быстрее справится. Такие упражнения помогают школьникам не только закрепить материал, но и развивают навыки коллективной работы и умение применять знания в соревновательной обстановке.

Одним из ключевых аспектов методики преподавания темы «Системы счисления» является использование наглядных материалов. Учителю следует подготовить таблицы с примерами преобразования чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Также можно использовать интерактивные задания, где учащиеся будут работать с программами или онлайн-инструментами, которые автоматически переводят числа из одной системы счисления в другую. Это помогает сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным.

Для углубления понимания можно использовать логические задачи и головоломки на основе систем счисления. Например, учащимся можно предложить следующую задачу: «Какое число больше в двоичной системе: 101101 или 11001?» Такая задача учит школьников сравнивать числа в различных системах счисления и развивает навыки анализа.

Также важно обратить внимание на практическое применение знаний о системах счисления в реальной жизни и в программировании. Учителю следует объяснить, как двоичная система используется в компьютерах для представления данных и выполнения операций. Например, можно показать, как число 255 (максимальное значение байта) представляется в двоичной системе (11111111) и как это используется в компьютерных системах.

Для проверки усвоения материала можно использовать тестовые задания с выбором ответа или задания на соответствие, где учащиеся должны перевести числа из одной системы счисления в другую. Такие задания помогают быстро оценить, насколько учащиеся усвоили материал и умеют применять его на практике.

Таким образом, можно утверждать, что методика преподавания темы «Системы счисления» на уроках информатики должна быть основана на использовании разнообразных методов и подходов, которые помогают учащимся не только понять теоретические аспекты, но и активно применять их на практике. Практические упражнения, наглядные материалы, логические задачи и игровые методы способствуют эффективному освоению материала и повышению интереса к теме.

 

Список литературы

Касимова, О. А. Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления» / О. А. Касимова, А. Г. Орлов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 11-15.

Сусуйкина

А.А.

М

етодическое описание учебного модуля по теме «системы счисления» в рамках курса информатики для 8 класса в модели персонализированного обучения

//

Международный научный журнал «

Вестник науки

» № 12 (69) Том 2.

декабрь

2023 г

. – С. 785-793.

Хомякова, Е. А. Системы счисления / Е. А. Хомякова, В. П.

Батунина

. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С.

 

72-

 

76.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×