Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика проведения интегрированных уроков русского языка и литературы с музыкой и изобразительным искусством | Каургина Людмила Васильевна. Работа №342234

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты проведения интегрированных уроков русского языка и литературы с включением элементов музыки и изобразительного искусства. Рассматриваются примеры интеграции предметов, предлагаются практические рекомендации по организации таких занятий, а также анализируются образовательные и воспитательные эффекты от их проведения. Особое внимание уделяется роли учителя в создании благоприятной среды для творческого развития учащихся.

Ключевые слова: интегрированные уроки, русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, художественно-эстетическое воспитание.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

 

Каургина Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Колымская национальная СОШ им. Н. И. Таврата»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты проведения интегрированных уроков русского языка и литературы с включением элементов музыки и изобразительного искусства. Рассматриваются примеры интеграции предметов, предлагаются практические рекомендации по организации таких занятий, а также анализируются образовательные и воспитательные эффекты от их проведения. Особое внимание уделяется роли учителя в создании благоприятной среды для творческого развития учащихся.

Ключевые слова: интегрированные уроки, русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, художественно-эстетическое воспитание.

 

Современное образование стремится к развитию у учащихся не только предметных знаний и умений, но и к формированию метапредметных компетенций, включающих креативность, критическое мышление и эмоциональный интеллект. Одним из эффективных способов достижения этих целей являются интегрированные уроки, где соединяются элементы различных дисциплин, таких как русский язык, литература, музыка и изобразительное искусство. Такие занятия помогают школьникам осмыслить учебный материал с разных точек зрения, развивают их творческие способности и способствуют более глубокому усвоению знаний.

Интегрированные уроки представляют собой учебные занятия, в которых объединяются элементы различных предметов. Основной целью таких уроков является создание целостного восприятия учебного материала, где школьники могут видеть взаимосвязи между разными дисциплинами. Это способствует формированию у них более комплексного и системного мировоззрения, развитию творческого мышления и способности к междисциплинарному анализу.

Проведение интегрированных уроков основывается на знаниях психолого-педагогических особенностей детей. Важным аспектом является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Интеграция различных видов деятельности — словесного, музыкального и визуального — позволяет активизировать различные зоны мозга, что способствует более эффективному обучению. Кроме того, такие уроки повышают мотивацию учащихся, делают процесс обучения более интересным и увлекательным.

Музыка, как вид искусства, тесно связана с литературой и может существенно обогатить восприятие литературных текстов. Например, на уроках литературы можно использовать музыкальные произведения, которые соответствуют определенной эпохе или теме, рассматриваемой в произведении. Это помогает учащимся глубже понять атмосферу времени, в котором создавался литературный текст, а также почувствовать эмоциональное состояние героев. Например, на уроке, посвященном анализу поэзии Михаила Лермонтова, можно включить романсы, написанные на его стихи, или музыку Глинки, которая поможет учащимся лучше почувствовать романтическое настроение произведений.

Музыка может быть использована для анализа ритма и интонации стихотворений, что способствует лучшему пониманию их художественных особенностей. Например, ритм стихотворения может быть сопоставлен с музыкальным ритмом, а интонации поэтического текста — с мелодическими линиями. Например, анализ стихотворений Александра Блока в сопоставлении с музыкой эпохи Серебряного века помогает учащимся уловить особенности поэтического ритма и музыкальности текста.

Одним из эффективных методов интеграции музыки и литературы является использование творческих заданий, где учащиеся создают собственные музыкально-литературные произведения. Это может быть написание стихотворения под определенную мелодию, создание литературного сценария для музыкального произведения или постановка школьного спектакля, где объединяются музыка и литературный текст. Например, учащиеся могут создать сценарий школьного спектакля по произведению А.С. Пушкина, включив в него музыкальные номера, которые передают настроение и атмосферу произведения.

Изобразительное искусство предоставляет возможность визуализировать литературные произведения, что помогает учащимся лучше понять их содержание и символику. На уроках литературы можно использовать картины, иллюстрации и фотографии, которые связаны с темами произведений. Например, при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" можно использовать иллюстрации, созданные знаменитыми художниками, что позволит учащимся глубже проникнуть в атмосферу и понять символику произведения.

Творческое задание по созданию иллюстраций к литературным произведениям позволяет школьникам выразить свое видение текста через визуальные образы. Это не только развивает их художественные навыки, но и способствует более глубокому осмыслению литературного материала. Например, учащиеся могут создать собственные иллюстрации к произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", пытаясь через визуальные образы передать внутренние переживания героев и основную идею произведения.

На уроках русского языка и литературы можно анализировать произведения изобразительного искусства, которые связаны с темой или эпохой изучаемого литературного текста. Это помогает учащимся осмыслить художественные образы и темы через призму разных видов искусства. Например, при изучении произведений А.П. Чехова можно сопоставлять их с картинами русских художников конца XIX — начала XX века, что позволит учащимся лучше понять атмосферу времени и особенности чеховского стиля.

Интегрированные уроки, объединяющие литературу, музыку и изобразительное искусство, играют важную роль в воспитании учащихся. Они помогают развивать у детей художественный вкус, критическое мышление, способность к эмпатии и эмоциональной восприимчивости. Через взаимодействие с различными видами искусства школьники учатся видеть мир во всей его многообразии, что способствует формированию их личностных и гражданских качеств.

Таким образом, методика проведения интегрированных уроков русского языка и литературы с музыкой и изобразительным искусством открывает перед учителями новые возможности для развития учащихся. Такие уроки способствуют не только глубокому осмыслению литературных текстов, но и формированию у школьников художественно-эстетического восприятия, креативности и эмоциональной культуры. Учитель, владея методами интеграции предметов, может создать уникальные условия для творческого и личностного роста учащихся, что является одной из важнейших задач современного образования.

 

Список литературы

Кубанцева

Е.И. «Философские основания музыкально-эстетического воспитания», «Искусство и образование

»,  №

3, 2015 г.

Ходякова

Л.А. Связь уроков русского языка и изобразительного искусства в работе по развитию речи.

М.,-

Просвещение.- 2019 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×