Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира | Богданова Елизавета Михайловна. Работа №349400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье представлена методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе. Обоснована значимость виртуальных экскурсий как современного педагогического метода, позволяющего повысить познавательную активность учащихся и углубить их знания об окружающем мире. Рассматриваются этапы подготовки, организации и проведения виртуальных экскурсий, а также обсуждаются преимущества и трудности, с которыми может столкнуться учитель. В завершение статьи отмечается влияние виртуальных экскурсий на развитие у детей критического мышления и исследовательского интереса.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, окружающий мир, методика обучения, начальная школа, познавательная активность, исследовательский интерес.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Богданова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 684 «Берегиня» г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье представлена методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе. Обоснована значимость виртуальных экскурсий как современного педагогического метода, позволяющего повысить познавательную активность учащихся и углубить их знания об окружающем мире. Рассматриваются этапы подготовки, организации и проведения виртуальных экскурсий, а также обсуждаются преимущества и трудности, с которыми может столкнуться учитель. В завершение статьи отмечается влияние виртуальных экскурсий на развитие у детей критического мышления и исследовательского интереса.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, окружающий мир, методика обучения, начальная школа, познавательная активность, исследовательский интерес.

 

С каждым годом информационные технологии занимают всё более значимое место в образовательном процессе, открывая новые возможности для обучения и познания. В начальной школе одним из предметов, тесно связанных с развитием познавательного интереса у детей, является курс «Окружающий мир». Для педагогов становится важным найти подходы, позволяющие не только передавать знания, но и сделать процесс обучения увлекательным и доступным для всех учеников. В этом контексте использование виртуальных экскурсий становится актуальным и перспективным методом, позволяющим создавать яркие образовательные впечатления и расширять представления детей о мире.

Виртуальная экскурсия — это формат образовательного занятия, при котором ученики с помощью цифровых технологий могут «посетить» исторические, культурные или природные объекты, находящиеся на значительном расстоянии или даже в труднодоступных местах. Этот метод предоставляет уникальную возможность преодолевать географические и временные ограничения, знакомя учащихся с миром с помощью интерактивных карт, 3D-туров, видеоматериалов и других цифровых ресурсов. Применение виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе помогает значительно расширить восприятие детей, активизируя их когнитивную деятельность и углубляя понимание учебного материала.

Одним из ключевых аспектов эффективного использования виртуальных экскурсий является подготовительный этап, который включает в себя выбор темы и подбор соответствующих материалов. Учителю важно определить образовательные цели экскурсии и решить, какие знания и навыки будут развиваться у учеников в процессе. Например, экскурсия по заповедникам и национальным паркам может быть полезна для изучения темы экологии и биоразнообразия, а знакомство с музеями и памятниками культуры — для обсуждения истории и культурного наследия. Современные образовательные платформы и ресурсы, такие как Google Earth, National Geographic и различные виртуальные музеи, предоставляют учителям доступ к широкому спектру качественных материалов, которые можно интегрировать в урок.

Этап организации виртуальной экскурсии требует от педагога особого внимания к процессу планирования занятия и подготовке оборудования. Технические аспекты играют важную роль, так как они должны быть настроены таким образом, чтобы дети могли максимально эффективно и беспрепятственно взаимодействовать с ресурсами. Учитель должен не только проверить доступность нужных платформ, но и убедиться в простоте использования ресурсов для учеников начальных классов. Кроме того, педагог должен продумать структуру урока с учётом возрастных особенностей учеников. Принцип постепенного погружения помогает лучше воспринимать информацию: сначала стоит кратко познакомить детей с объектом экскурсии, объяснив его значимость, а затем плавно переходить к виртуальному изучению. Четкая структура занятия позволяет поддерживать интерес и внимание детей на протяжении всего урока.

Непосредственно в процессе виртуальной экскурсии учителю важно создать атмосферу сотрудничества и исследовательского интереса. Учащиеся могут вместе с педагогом наблюдать за достопримечательностями и уникальными природными объектами, задавать вопросы, делать предположения и сравнивать полученную информацию с ранее изученной. Этот процесс позволяет развивать у детей критическое мышление и аналитические навыки, а также укрепляет командное взаимодействие. Важным элементом также является организация рефлексии: после экскурсии ученики могут обсудить свои впечатления, высказать мнение о наиболее запомнившихся моментах и обобщить полученные знания. Это помогает закрепить пройденный материал, а также развивает у детей способность осмыслять собственные ощущения и эмоции, что является важным аспектом их личностного роста.

Преимущества виртуальных экскурсий очевидны: они делают процесс обучения более увлекательным и разнообразным, мотивируют детей к самостоятельному исследованию и изучению мира. Кроме того, этот метод помогает восполнить недостаток живого общения с природой и культурой, который может быть характерен для современных школьников, особенно проживающих в городах. Виртуальные экскурсии дают возможность каждому ребёнку увидеть уникальные уголки мира, которые иначе были бы недоступны, и способствуют формированию у младших школьников экологического сознания и чувства уважения к культурному наследию.

Тем не менее, важно учитывать и некоторые сложности, которые могут возникнуть при использовании виртуальных экскурсий в учебной практике. Одной из основных трудностей является необходимость тщательного отбора материалов, поскольку не все цифровые ресурсы одинаково подходят для начальной школы. Учителю необходимо уметь адаптировать содержание экскурсии к уровню понимания учеников и избегать чрезмерной сложности, чтобы виртуальное путешествие не утратило своей привлекательности. Кроме того, в некоторых случаях ограничение взаимодействия с реальной средой может снизить эмоциональную вовлечённость учеников, поскольку виртуальный опыт не может полностью заменить впечатления от живого восприятия. Однако при правильной организации и интеграции в учебный процесс виртуальные экскурсии становятся мощным инструментом в арсенале учителя, помогая достигать высоких результатов в обучении и воспитании.

Подводя итоги, можно отметить, что методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира предоставляет педагогам широкие возможности для обогащения учебного процесса и создания условий для гармоничного развития личности младшего школьника. Виртуальные экскурсии позволяют ученикам не только получать новые знания, но и погружаться в увлекательный мир открытий, способствуют формированию у них исследовательского интереса и повышают мотивацию к обучению. Этот метод отвечает требованиям современной школы и помогает детям чувствовать себя полноценными участниками глобального информационного пространства, пробуждая в них желание узнавать новое и активно участвовать в учебной деятельности.

 

Список литературы

1. Кривоногова Н. Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н. Н. Кривоногова, Р. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 368-370.

2. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Наука и перспективы. 2017. № 2. С. 70 – 74.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×