Методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира | Богданова Елизавета Михайловна. Работа №349400
Аннотация. В статье представлена методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе. Обоснована значимость виртуальных экскурсий как современного педагогического метода, позволяющего повысить познавательную активность учащихся и углубить их знания об окружающем мире. Рассматриваются этапы подготовки, организации и проведения виртуальных экскурсий, а также обсуждаются преимущества и трудности, с которыми может столкнуться учитель. В завершение статьи отмечается влияние виртуальных экскурсий на развитие у детей критического мышления и исследовательского интереса.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, окружающий мир, методика обучения, начальная школа, познавательная активность, исследовательский интерес.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Богданова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье представлена методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе. Обоснована значимость виртуальных экскурсий как современного педагогического метода, позволяющего повысить познавательную активность учащихся и углубить их знания об окружающем мире. Рассматриваются этапы подготовки, организации и проведения виртуальных экскурсий, а также обсуждаются преимущества и трудности, с которыми может столкнуться учитель. В завершение статьи отмечается влияние виртуальных экскурсий на развитие у детей критического мышления и исследовательского интереса.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, окружающий мир, методика обучения, начальная школа, познавательная активность, исследовательский интерес.
С каждым годом информационные технологии занимают всё более значимое место в образовательном процессе, открывая новые возможности для обучения и познания. В начальной школе одним из предметов, тесно связанных с развитием познавательного интереса у детей, является курс «Окружающий мир». Для педагогов становится важным найти подходы, позволяющие не только передавать знания, но и сделать процесс обучения увлекательным и доступным для всех учеников. В этом контексте использование виртуальных экскурсий становится актуальным и перспективным методом, позволяющим создавать яркие образовательные впечатления и расширять представления детей о мире.
Виртуальная экскурсия — это формат образовательного занятия, при котором ученики с помощью цифровых технологий могут «посетить» исторические, культурные или природные объекты, находящиеся на значительном расстоянии или даже в труднодоступных местах. Этот метод предоставляет уникальную возможность преодолевать географические и временные ограничения, знакомя учащихся с миром с помощью интерактивных карт, 3D-туров, видеоматериалов и других цифровых ресурсов. Применение виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе помогает значительно расширить восприятие детей, активизируя их когнитивную деятельность и углубляя понимание учебного материала.
Одним из ключевых аспектов эффективного использования виртуальных экскурсий является подготовительный этап, который включает в себя выбор темы и подбор соответствующих материалов. Учителю важно определить образовательные цели экскурсии и решить, какие знания и навыки будут развиваться у учеников в процессе. Например, экскурсия по заповедникам и национальным паркам может быть полезна для изучения темы экологии и биоразнообразия, а знакомство с музеями и памятниками культуры — для обсуждения истории и культурного наследия. Современные образовательные платформы и ресурсы, такие как Google Earth, National Geographic и различные виртуальные музеи, предоставляют учителям доступ к широкому спектру качественных материалов, которые можно интегрировать в урок.
Этап организации виртуальной экскурсии требует от педагога особого внимания к процессу планирования занятия и подготовке оборудования. Технические аспекты играют важную роль, так как они должны быть настроены таким образом, чтобы дети могли максимально эффективно и беспрепятственно взаимодействовать с ресурсами. Учитель должен не только проверить доступность нужных платформ, но и убедиться в простоте использования ресурсов для учеников начальных классов. Кроме того, педагог должен продумать структуру урока с учётом возрастных особенностей учеников. Принцип постепенного погружения помогает лучше воспринимать информацию: сначала стоит кратко познакомить детей с объектом экскурсии, объяснив его значимость, а затем плавно переходить к виртуальному изучению. Четкая структура занятия позволяет поддерживать интерес и внимание детей на протяжении всего урока.
Непосредственно в процессе виртуальной экскурсии учителю важно создать атмосферу сотрудничества и исследовательского интереса. Учащиеся могут вместе с педагогом наблюдать за достопримечательностями и уникальными природными объектами, задавать вопросы, делать предположения и сравнивать полученную информацию с ранее изученной. Этот процесс позволяет развивать у детей критическое мышление и аналитические навыки, а также укрепляет командное взаимодействие. Важным элементом также является организация рефлексии: после экскурсии ученики могут обсудить свои впечатления, высказать мнение о наиболее запомнившихся моментах и обобщить полученные знания. Это помогает закрепить пройденный материал, а также развивает у детей способность осмыслять собственные ощущения и эмоции, что является важным аспектом их личностного роста.
Преимущества виртуальных экскурсий очевидны: они делают процесс обучения более увлекательным и разнообразным, мотивируют детей к самостоятельному исследованию и изучению мира. Кроме того, этот метод помогает восполнить недостаток живого общения с природой и культурой, который может быть характерен для современных школьников, особенно проживающих в городах. Виртуальные экскурсии дают возможность каждому ребёнку увидеть уникальные уголки мира, которые иначе были бы недоступны, и способствуют формированию у младших школьников экологического сознания и чувства уважения к культурному наследию.
Тем не менее, важно учитывать и некоторые сложности, которые могут возникнуть при использовании виртуальных экскурсий в учебной практике. Одной из основных трудностей является необходимость тщательного отбора материалов, поскольку не все цифровые ресурсы одинаково подходят для начальной школы. Учителю необходимо уметь адаптировать содержание экскурсии к уровню понимания учеников и избегать чрезмерной сложности, чтобы виртуальное путешествие не утратило своей привлекательности. Кроме того, в некоторых случаях ограничение взаимодействия с реальной средой может снизить эмоциональную вовлечённость учеников, поскольку виртуальный опыт не может полностью заменить впечатления от живого восприятия. Однако при правильной организации и интеграции в учебный процесс виртуальные экскурсии становятся мощным инструментом в арсенале учителя, помогая достигать высоких результатов в обучении и воспитании.
Подводя итоги, можно отметить, что методика проведения виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира предоставляет педагогам широкие возможности для обогащения учебного процесса и создания условий для гармоничного развития личности младшего школьника. Виртуальные экскурсии позволяют ученикам не только получать новые знания, но и погружаться в увлекательный мир открытий, способствуют формированию у них исследовательского интереса и повышают мотивацию к обучению. Этот метод отвечает требованиям современной школы и помогает детям чувствовать себя полноценными участниками глобального информационного пространства, пробуждая в них желание узнавать новое и активно участвовать в учебной деятельности.
Список литературы
1. Кривоногова Н. Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н. Н. Кривоногова, Р. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 368-370.
2. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Наука и перспективы. 2017. — № 2. — С. 70 – 74.