Название статьи:
Методика работы над пересказом как средство развития связной устной речи младших школьников | Куренкова Юлия Владимировна. Работа №341217. Номер работы: №341217
Дата публикации:
25.08.2024
Автор:
Куренкова Юлия Владимировна
Описание:
Аннотация. Статья посвящена методике работы над пересказом как эффективному инструменту для развития связной устной речи у младших школьников. Описываются этапы подготовки и проведения занятий по пересказу, а также важные аспекты формирования навыков логического мышления и структурирования текста. Приводятся примеры заданий и упражнений, способствующих улучшению речевых навыков детей.
Ключевые слова: методика пересказа, связная речь, младшие школьники, логическое мышление, структурирование текста, этапы занятий, упражнения.
Методика работы над пересказом как средство развития связной устной речи младших школьников
Куренкова Юлия Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1357, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена методике работы над пересказом как эффективному инструменту для развития связной устной речи у младших школьников. Описываются этапы подготовки и проведения занятий по пересказу, а также важные аспекты формирования навыков логического мышления и структурирования текста. Приводятся примеры заданий и упражнений, способствующих улучшению речевых навыков детей.
Ключевые слова: методика пересказа, связная речь, младшие школьники, логическое мышление, структурирование текста, этапы занятий, упражнения.
Основные принципы методики работы над пересказом в развитии связной устной речи у младших школьников опираются на следующие принципы:
1. Принцип поэтапности. Работа над пересказом должна быть структурирована и проводиться последовательно, от простых форм пересказа к более сложным. Это поможет детям постепенно освоить навыки пересказа и улучшить свою устную речь.
2. Принцип систематичности. Для достижения результатов необходимо проводить занятия по пересказу регулярно и систематически. Это поможет закрепить полученные навыки и улучшить речевую практику.
3. Принцип индивидуализации. Учитывая особенности развития каждого ребенка, необходимо подходить к работе над пересказом индивидуально, учитывая уровень речевого развития и способности каждого ученика.
4. Принцип позитивного подхода. Процесс работы над пересказом должен быть ориентирован на поощрение и мотивацию детей, создавая положительное и поддерживающее обучающее окружение.
5. Принцип игрового элемента. Включение игровых элементов в методику работы над пересказом помогает сделать процесс увлекательным и интересным для младших школьников, способствуя их активному участию и развитию речевых навыков.
Пересказ играет важную роль в развитии связной устной речи у младших школьников. Этот метод помогает детям не только улучшить навыки передачи информации, но также развивает их способность структурировать свои мысли и выражать их последовательно. Через пересказ дети учатся выбирать ключевую информацию, сжимать текст, использовать синонимы и связующие слова. Эти навыки полезны не только для устной речи, но и для обогащения словаря, понимания текста и развития аналитического мышления. Поэтому методика работы над пересказом является эффективным способом совершенствования связной устной речи у детей младшего школьного возраста.
Этапы работы над пересказом в обучении младших школьников начинаются с выбора текста для анализа. Важно предложить ребенку материал, который будет интересен и понятен, подходящий для его возраста и уровня знаний. Затем проводится знакомство с текстом, обсуждение ключевых моментов и основной идеи. Далее следует подробный разбор текста по частям и выделение главных событий и персонажей. После этого проводится работа над структурой пересказа, выделяются основные моменты и подготавливается план. Следующим этапом является собственно пересказ текста младшими школьниками с использованием полученного плана, что поможет им более осознанно и связанно излагать мысли устно. В завершение происходит обсуждение пересказа, выявление ошибок и неточностей, а также дается обратная связь и рекомендации по улучшению навыков пересказа. Каждый из этих этапов имеет свою важность и позволяет развивать у школьников умение грамотно и связно излагать мысли устно, что способствует развитию их устной речи.
Для эффективной работы над развитием пересказа у младших школьников необходимо использовать разнообразные методики и приемы. Важно, чтобы занятия были интересными и понятными для детей. Прежде всего, необходимо уделить внимание развитию слухового восприятия у учеников, что способствует лучшему пониманию услышанного материала. Затем можно проводить упражнения на воспроизведение содержания текста с использованием своими словами. Постепенно давать детям более сложные тексты для пересказа, поощрять выражение своего мнения и подробности изучаемой темы. Важно также обращать внимание на грамматическую правильность и связность изложения. Предлагать ученикам пересказывать тексты как устно, так и письменно, что способствует развитию навыков обоих видов речи. Необходимо создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки на занятиях, что поможет детям чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли.
Список литературы
Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи СДО - 2019. - №5 с. 12–21
Гаврилова, И. А. Как я учу детей краткому пересказу текста / И. А. Гаврилова // Начальная школа.-2015. - № 10.
Скачать работу
Куренкова Юлия Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1357, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена методике работы над пересказом как эффективному инструменту для развития связной устной речи у младших школьников. Описываются этапы подготовки и проведения занятий по пересказу, а также важные аспекты формирования навыков логического мышления и структурирования текста. Приводятся примеры заданий и упражнений, способствующих улучшению речевых навыков детей.
Ключевые слова: методика пересказа, связная речь, младшие школьники, логическое мышление, структурирование текста, этапы занятий, упражнения.
Основные принципы методики работы над пересказом в развитии связной устной речи у младших школьников опираются на следующие принципы:
1. Принцип поэтапности. Работа над пересказом должна быть структурирована и проводиться последовательно, от простых форм пересказа к более сложным. Это поможет детям постепенно освоить навыки пересказа и улучшить свою устную речь.
2. Принцип систематичности. Для достижения результатов необходимо проводить занятия по пересказу регулярно и систематически. Это поможет закрепить полученные навыки и улучшить речевую практику.
3. Принцип индивидуализации. Учитывая особенности развития каждого ребенка, необходимо подходить к работе над пересказом индивидуально, учитывая уровень речевого развития и способности каждого ученика.
4. Принцип позитивного подхода. Процесс работы над пересказом должен быть ориентирован на поощрение и мотивацию детей, создавая положительное и поддерживающее обучающее окружение.
5. Принцип игрового элемента. Включение игровых элементов в методику работы над пересказом помогает сделать процесс увлекательным и интересным для младших школьников, способствуя их активному участию и развитию речевых навыков.
Пересказ играет важную роль в развитии связной устной речи у младших школьников. Этот метод помогает детям не только улучшить навыки передачи информации, но также развивает их способность структурировать свои мысли и выражать их последовательно. Через пересказ дети учатся выбирать ключевую информацию, сжимать текст, использовать синонимы и связующие слова. Эти навыки полезны не только для устной речи, но и для обогащения словаря, понимания текста и развития аналитического мышления. Поэтому методика работы над пересказом является эффективным способом совершенствования связной устной речи у детей младшего школьного возраста.
Этапы работы над пересказом в обучении младших школьников начинаются с выбора текста для анализа. Важно предложить ребенку материал, который будет интересен и понятен, подходящий для его возраста и уровня знаний. Затем проводится знакомство с текстом, обсуждение ключевых моментов и основной идеи. Далее следует подробный разбор текста по частям и выделение главных событий и персонажей. После этого проводится работа над структурой пересказа, выделяются основные моменты и подготавливается план. Следующим этапом является собственно пересказ текста младшими школьниками с использованием полученного плана, что поможет им более осознанно и связанно излагать мысли устно. В завершение происходит обсуждение пересказа, выявление ошибок и неточностей, а также дается обратная связь и рекомендации по улучшению навыков пересказа. Каждый из этих этапов имеет свою важность и позволяет развивать у школьников умение грамотно и связно излагать мысли устно, что способствует развитию их устной речи.
Для эффективной работы над развитием пересказа у младших школьников необходимо использовать разнообразные методики и приемы. Важно, чтобы занятия были интересными и понятными для детей. Прежде всего, необходимо уделить внимание развитию слухового восприятия у учеников, что способствует лучшему пониманию услышанного материала. Затем можно проводить упражнения на воспроизведение содержания текста с использованием своими словами. Постепенно давать детям более сложные тексты для пересказа, поощрять выражение своего мнения и подробности изучаемой темы. Важно также обращать внимание на грамматическую правильность и связность изложения. Предлагать ученикам пересказывать тексты как устно, так и письменно, что способствует развитию навыков обоих видов речи. Необходимо создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки на занятиях, что поможет детям чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли.
Список литературы
Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи СДО - 2019. - №5 с. 12–21
Гаврилова, И. А. Как я учу детей краткому пересказу текста / И. А. Гаврилова // Начальная школа.-2015. - № 10.