Методика работы с нормативно-правовыми актами и документами на уроках права | Орлова И. Е.. Работа №340385
С 2022 года школы городского округа Дубна Московской области реализуют профильное обучение в предпринимательских классах. По мнению организаторов, предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся. В предпринимательских классах (10-11) гимназии я преподаю курс «Право» (профильный уровень).
В изучении курса «Право» мы очень часто сталкиваемся с различными юридическими документами, имеющими важное значение в организации и развитии предпринимательской деятельности. Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики.
Тема: «Методика работы с нормативно-правовыми актами и документами на уроках права»
Орлова Ирина Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №3 г. Дубна Московской области»
В 2022-2023 учебном году школы городского округа Дубна Московской области реализуют профильное обучение в предпринимательских классах. По мнению организаторов, предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся.
В МБОУ «Гимназия №3» организован такой класс. Обучение рассчитано на два года – 10-11 классы.
Обучение в предпринимательских классах обеспечивает обучающимся:
право на получение среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования;
профильный уровень изучения учебных предметов: математика, экономика, право;
курсы (модули) по выбору: основы предпринимательства, бизнес-проекты,
финансовая грамотность и др.;
участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, семинарах по профильным предметам, проектной деятельности.
В предпринимательских классах старшеклассники:
учатся выстраивать бизнес-процессы и управлять ими, запускать
стартапы
и оптимизировать бизнес;
осваивают маркетинговые коммуникации, технологии финансового и инвестиционного анализа;
изучают нормативные и правовые документы, регулирующие пр
едпринимательскую деятельность;
сотрудничают с представителями российского бизнес-сообщества и предпринимателями;
учатся работать в команде и организовыват
ь деятельность проектных коман
д
;
вовлекаются в научно-те
хническую, инновационную и исследовательскую деятельность.
Во время занятий школьники изучают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты, важные для успешного развития города и страны.
В предпринимательском 10 классе гимназии я преподаю курс «Право» (профильный уровень).
В изучении курса «Право» мы очень часто сталкиваемся с различными юридическими документами, имеющими важное значение в организации и развитии предпринимательской деятельности. Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики.
При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они осознают предметно.
На уроках целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:
источники права, нормативно-правовые акты (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления правительства, локальные правовые акты, Кодексы РФ);
правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.);
индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда, аренды и проч.);
заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).
Использование документов может осуществляться в процессе изучения новой темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. На уроках – практикумах учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы к документу, анализируют его, учатся переводить информацию из одной знаковой системы в другую (схема, таблица, текст и др.). На зачетах или тренингах старшеклассники работают с фрагментами научно-популярного текста или нормативно-правового акта. Задания направлены на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию; проверяют умение самостоятельно раскрывать смысл юридических понятий, связанных с содержанием прочитанного документа; нацеливают на применение полученных знаний, иллюстрацию примерами отдельных положений текста или документа с опорой на конкретные правовые знания.
В итоге у учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.
Обучение работе с документами осуществляется поэтапно.
Если школьники впервые сталкиваются с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь. Затем ученики под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.
Такой подход хорошо известен в методике обучения истории (М.М. Стасюлевич, М.Н. Коваленская, А.Ф. Гартвич, Н. А. Рожков и др.). Методисты выделяют такие этапы работы с документом:
1. Учитель дает образец разбора документа.
2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.
3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.
4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома. (Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части, выделить понятия, привести примеры из социальной жизни или юридической практики и т. д.)
Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.
Из опыта работы.
При изучении темы «Имущественные отношения в гражданском праве: вещи и собственность» я предлагаю своим ученикам для изучения следующие источники Гражданского законодательства:
Конституция РФ – как основной закон государства, который содержит в том числе и нормы гражданского права.
Гражданской кодекс РФ (ГК РФ) – отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт.
Специальные федеральные законы, содержащие гражданско-правовые нормы (о банкротстве, об акционерных обществах, о приватизации, о защите прав потребителей и т. д.).
Работая с документами, ребята находят ответы на поставленные учителем вопросы, раскрывают смысл юридических понятий, выполняют задания к документу, анализируют его, учатся переводить информацию из одной знаковой системы в другую (схема, таблица, текст и др.).
Например,
Задание 1.
1.Какие основные формы собственности существуют в Российской Федерации?
Обращаемся к документу.
Гражданский кодекс РФ. Статья 212. Субъекты права собственности
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Права всех собственников защищаются равным образом.
На основе анализа документа и под руководством учителя, ребята заполняют таблицу. Целью данной работы является формирование у обучающихся представления о субъектах и объектах гражданского права.
Формы собственности и их субъекты
Определение понятия и объект права собственности
Источники права собственности
Частная собственность физического лица
Форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат физическим лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с законом исключено из права частной собственности. Количество и стоимость имущества не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом
Труд физического лица
в качестве наемного работника, собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли, и предпринимательская деятельность
Частная собственность юридического лица
Форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат юридическим лицам. Это любое имущество, кроме того, что в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности
Государственная собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации
Форма собственности, при которой государству принадлежат средства и продукты производства. Это имущество, которое принадлежит всему обществу в целом
Земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности у граждан. Налоги, пошлины и сборы — это правовые формы изъятия у части собственников определенной доли их имущества для общегосударственных нужд.
Особые способы приобретения права собственности — реквизиция, конфискация, национализация.
Муниципальная собственность
Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Это имущество предназначено для удовлетворения общих интересов жителей муниципального образования
Выделена из государственной собственности и во многом схожа с ней по источникам
В итоге коллективного обсуждения приходим к выводам:
- Право собственности – системообразующий институт гражданского права. Без права собственности и свободы предпринимательской деятельности невозможно представить гражданское право, как собственно, и рыночную или смешанную экономику.
- Право собственности – это фундамент, без которого невозможен весь оборот товаров и услуг, поскольку невозможно продать или купить, завещать или унаследовать то, что кому-то не принадлежит на праве собственности.
Собственность – это принадлежность объектов, средств и продуктов производства субъектам гражданских правоотношений.
Рефлексия.
Определите, кому из субъектов права могут принадлежать:
а) земля;
б) жилье;
в) атомный реактор;
г) сельскохозяйственное предприятие;
д) военный полигон;
е) музей;
ж) школа;
з) таможня.
Задание 2.
2. Каковы основные принципы отношения государства к собственности? Что означает право собственности?
Обращаемся к документу.
Конституция РФ. Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4.Право наследования гарантируется.
Анализируя статью Конституции РФ и текст параграфа в учебнике, старшеклассники развивают умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию; проверяют умение самостоятельно раскрывать смысл юридических понятий, связанных с содержанием прочитанного документа и научного текста.
Задача учеников – составить опорный конспект в рабочей тетради, раскрыв смысл юридического и экономического содержания собственности.
Юридическое содержание собственности
Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов: владение, пользование, распоряжение.
Владение — фактическое обладание данным имуществом, закреплённое юридически.
Пользование — процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и получение плодов и доходов.
Распоряжение — возможность изменить состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т. п.).
Также внутри правомочий пользования различают еще два содержания:
Аренда — право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться.
Траст (от англ. trust — доверие) —право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу без права вмешательства в его действия.
Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.
Экономическое содержание собственности раскрывается через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.
Способы прекращения и приобретения права собственности
Национализация
(от лат. natio — народ)
Приватизация
(от лат. privatus — частный)
Передача собственности из частных рук
в руки государства.
Передача собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.
В итоге работы обсуждения и анализа документа приходим к выводам:
Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения принадлежности имущественных благ, возможности владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также правовые средства защиты прав собственника.
Право собственника в субъективном смысле – есть мера возможного поведения лица, выраженная в праве собственника.
Рефлексия
Домашнее задание - составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Собственность как институт права в РФ»
В заключении хотелось бы отметить, что включение документального материала в урочную и внеурочную познавательную деятельность учащихся позволяет решить ряд общедидактических задач: активизировать восприятие, мышление, эмоциональную деятельность.
Юридические документы, включенные в учебную деятельность на уроках права, часто производят на старшеклассников большое впечатление, позволяют почувствовать «пульс» времени, при этом документальная информация обычно хорошо запоминается и потому часто выступает в качестве опоры при изучении материала в целом.
Особое значение работы с юридическими документами приобретают на уровне профильного изучения курса права. Профильное обучение праву обеспечивает развитие умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации, формирует критическое мышление, благодаря использованию юридических источников. Также создаёт основу для становления правовой компетентности, способствует развитию информационной культуры учащихся.
Психологи выделяют особый тип мышления – предпринимательское. Определённый процент людей имеет такой тип мышления с рождения, но его можно развить. Основными особенностями этого мышления называют инициативность, умение идти на риск, готовность к неудачам, ответственность, коммуникабельность.
Реализация проекта «Предпринимательский класс» позволит школам в ходе предпрофессионального образования стимулировать у учащихся предпринимательское мышление, формировать навыки проектного управления, генерации бизнес-идей и созданию стартапа с целью последующего осознанного выбора профессии в сфере предпринимательства.