Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика разработки практических занятий по налогообложению: от расчетов налогов до составления отчетности | Мамаева Татьяна Павловна. Работа №353418

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике разработки практических занятий по налогообложению для студентов среднего профессионального образования (СПО). В ней раскрываются основные подходы к формированию практико-ориентированных заданий, направленных на развитие профессиональных компетенций. Рассмотрены ключевые этапы разработки таких занятий: от изучения расчетов налогов до составления налоговой отчетности. Приведены примеры упражнений и кейсов, а также даны рекомендации по внедрению интерактивных методов обучения. 

Ключевые слова: методика, налогообложение, практические занятия, расчет налогов, налоговая отчетность, СПО, профессиональные компетенции, интерактивное обучение. 

Методика разработки практических занятий
по налогообложению: от расчетов налогов
до составления отчетности

 

Мамаева Татьяна Павловна, преподаватель

ФГБОУ ВО «ДОННУЭТ» Донецкий колледж экономики,

технологии и дизайна

 

Аннотация. Статья посвящена методике разработки практических занятий по налогообложению для студентов среднего профессионального образования (СПО). В ней раскрываются основные подходы к формированию практико-ориентированных заданий, направленных на развитие профессиональных компетенций. Рассмотрены ключевые этапы разработки таких занятий: от изучения расчетов налогов до составления налоговой отчетности. Приведены примеры упражнений и кейсов, а также даны рекомендации по внедрению интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: методика, налогообложение, практические занятия, расчет налогов, налоговая отчетность, СПО, профессиональные компетенции, интерактивное обучение.

 

Обучение налогообложению в системе СПО представляет собой важный этап подготовки студентов к профессиональной деятельности. Практические занятия по этой дисциплине позволяют формировать у студентов умение применять теоретические знания в условиях, приближенных к реальной работе. Однако разработка таких занятий требует от преподавателя четкого понимания их целей, содержания и методов реализации.

Первый этап подготовки к практическому занятию — это определение его целей. Например, при изучении темы «Расчеты налогов» основной целью может быть развитие навыков самостоятельного расчета налоговых обязательств организации и физических лиц. При изучении составления налоговой отчетности акцент следует сделать на формировании навыков работы с реальными формами и бланками. Важно учитывать, что студенты СПО часто не имеют значительного опыта, поэтому задания должны быть пошаговыми, с постепенным усложнением.

Основой любого практического занятия являются примеры, которые преподаватель подбирает или разрабатывает самостоятельно. Важно, чтобы они соответствовали актуальному законодательству. Например, при изучении НДС студентам можно предложить рассчитать налог по следующим данным: организация закупила материалы на сумму 1 000 000 рублей, ставка НДС 20%, а затем продала готовую продукцию за 1 800 000 рублей. Задание может включать несколько вопросов: определить сумму НДС к уплате в бюджет, рассчитать вычет по входящему НДС, составить проводки. Такие задания помогают студентам увидеть взаимосвязь между расчетами и бухгалтерским учетом.

Следующим этапом разработки занятия является выбор формы работы. Для СПО особенно актуальны такие формы, как разбор кейсов, выполнение расчетных заданий, работа в группах. Например, при изучении темы «Налог на прибыль» можно организовать групповую работу, в которой каждая команда анализирует данные компании и определяет налогооблагаемую базу. Это позволит не только закрепить материал, но и развить у студентов навыки коммуникации и работы в команде.

Не менее важно использовать современные цифровые технологии. Программное обеспечение, такое как 1С:Бухгалтерия или электронные таблицы, помогает создать условия, максимально приближенные к реальной практике. Например, преподаватель может подготовить базу данных с условными операциями компании, а студенты будут рассчитывать налоги и формировать отчетность с использованием программы. Это не только повышает уровень вовлеченности студентов, но и учит их работать с инструментами, которые они будут использовать в своей будущей профессии.

Для повышения мотивации студентов полезно внедрять игровые элементы и конкурсные задания. Например, можно организовать соревнование на лучшее выполнение задания по заполнению декларации 3-НДФЛ. Студенты получают разные исходные данные: размер доходов, расходы на обучение, лечение, приобретение имущества. Победитель определяется по скорости и точности выполнения работы. Такой подход не только делает обучение более увлекательным, но и формирует здоровую конкуренцию.

Завершающим этапом любого практического занятия является анализ ошибок. Преподаватель должен уделить внимание разбору типичных ошибок, которые допускают студенты при выполнении расчетов или составлении отчетов. Например, при изучении страховых взносов распространенной ошибкой является некорректное применение ставок или расчет базы для начисления взносов. Обсуждение таких ошибок позволяет не только исправить их, но и предупредить повторное допущение в будущем.

Одним из перспективных направлений в преподавании налогообложения является интеграция с другими дисциплинами. Например, в рамках междисциплинарного проекта студенты могут выполнить комплексное задание: разработать бизнес-план, рассчитать налоги, составить налоговую отчетность. Это помогает формировать у студентов системное мышление и понимание взаимосвязи различных аспектов профессиональной деятельности.

В заключение следует отметить, что методика разработки практических занятий по налогообложению должна быть направлена не только на освоение учебного материала, но и на подготовку студентов к реальной профессиональной деятельности. Грамотно подобранные примеры, использование современных технологий, внедрение игровых элементов и анализ ошибок помогают сделать занятия эффективными и интересными. Преподавателю важно помнить, что именно практические занятия являются ключом к формированию у студентов уверенности в своих профессиональных навыках и готовности к работе в области финансов.

 

 

Список литературы

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. —

Текст :

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, май 2015 г.). —

Казань :

Бук, 2015. — С. 161-164. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/

Майбуров

И. А.

, Иванов

Ю. Б.

, Лялина

Ж. И.

Десятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» // Экономика. Налоги. Право. 2018.

№5.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

desyatyy

-

mezhdunarodnyy

-

simpozium

-

teoriya

-

i

-

praktika

-

nalogovyh

-

reform

Междисциплинарный подход к преподаванию правовых и налоговых дисциплин как условие успешной реализации профессиональных стандартов в налоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. 2016.

№2.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

mezhdistsiplinarnyy

-

podhod

-

k

-

prepodavaniyu

-

pravovyh

-

i

-

nalogovyh

-

distsiplin

-

kak

-

uslovie

-

uspeshnoy

-

realizatsii

-

professionalnyh

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×