Методика развития ловкости в старшем дошкольном возрасте посредством игры в мяч | Татьяна Александровна Овсянникова. Работа №330016
Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в мяч
Ловкость, проявляемая в упражнениях с мячом и другими предметами, называется ручной ловкостью. Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность [1].
Развитие ловкости у детей 6-7 лет происходит при использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости, способов и амплитуды выполнения упражнений, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра.
Методика обучения дошкольников ловкости представляет собой формирование и закрепление навыков ловкости в разных видах движений и физических упражнений; начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.
Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры в мяч
Составила:
воспитатель
Овсянникова Татьяна Александровна
Ловкость, проявляемая в упражнениях с мячом и другими предметами, называется ручной ловкостью. Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность [1].
Развитие ловкости у детей 6-7 лет происходит при использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости, способов и амплитуды выполнения упражнений, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра.
Методика обучения дошкольников ловкости представляет собой формирование и закрепление навыков ловкости в разных видах движений и физических упражнений; начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.
Подбор игр и упражнений с мячом для развития ловкости определяется общими дидактическими принципами. При этом необходимо учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:
- движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на его быстрое выполнение. Исправить недостатки в технике движения при быстром выполнении невозможно;
- продолжительность упражнений должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась, и не наступало утомление;
- упражнения не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
- важным условием для успешного выполнения ловких движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие ловкость, целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки [2].
Для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста посредством игры в мяч, необходимо учить их:
- перекладывать мяч, а затем и перебрасывать из руки в руку;
- подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой;
- ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360°, приседания).
Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у старших дошкольников только при условии, если педагог разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почему именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скоростью и в определенном направлении. Но для сознательного отношения к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа, необходимо дать возможность детям упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
Общеразвивающие упражнения с мячами разных размеров включаются на физкультурные, музыкальные занятия, а также, в самостоятельную двигательную деятельность детей. Это могут быть упражнения в перекладывании мяча из руки в руку, подбрасывании и ловле, катании мяча из разных исходных положений: бросках мяча двумя руками, правой и левой рукой на дальность и в горизонтальную и вертикальную цели.
Различные по содержанию подвижные игры в наибольшей степени позволяют проследить разнообразие подходов к развитию ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Играм типа «Ловишки с мячом» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, развитие ловкости [3].
Ловкость у дошкольников проявляется и в точных движениях руки, поэтому для ее развития используются и такие игры, как: «Бильбоке» (для игры берется чашка на палочке и деревянный шарик, прикрепленный шнуром к палочке. Держа палочку, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в чашку); «Удочка» (в комплект входит деревянная, суживающаяся кверху усеченная полая пирамидка и привязанные к ней на шнурках деревянные шарики. Движением кисти играющий подбрасывает шарики и старается поймать их в пирамидку) [4].
Воспитание ручной ловкости детей шести-семи лет также успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх.
Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения. Игры требуют правильного педагогического руководства, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
В целях развития ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой используются подвижные игры, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета [5].
Таким образом, подбор игр и упражнений для развития ручной ловкости старших дошкольников осуществляется в соответствии с возрастом, подготовленностью ребенка, постепенным усложнением, повторением заданий. Детей старшего дошкольного возраста обучают тем действиям с мячом, которые:
- составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом;
- доступны детям старшего дошкольного возраста;
- дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Как подчеркивают педагоги и психологи, в процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с ним. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения. Осуществляя развитие ручной ловкости детей в процессе действий с мячом необходимо давать возможность им упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
Список использованной литературы
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных
учреждениях: учеб. пособие /
Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М.
Самодурова
.
– М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.
Щебеко
, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. Пособие / В.Н.
Щебеко
, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – 4-е изд.,
испр
. – М.: Академия, 2020. – 172 с.
Кудрявцев, В.Т Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2010. – 296 с.
Полтавцева
, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве / Н.В.
Полтавцева
, Н.А.
Гордова
. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.