МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ | Назаренко Даниил Алексеевич. Работа №307984
Специальная выносливость является сановным звеном в современном футболе и в структуре физической подготовленности спортсменов. Именно специальная выносливость во многом определяет исход встречи футболистов, так как на высоком уровне техническое и тактическое мастерство велико, и примерно равно. Тем не менее, на сегодня сложилось мнение, что в футболе успех определяет в первую очередь техника работы с мячом и скорость [16].
Спортсмен на протяжении всего матча выполняет специфические игровые действия, качество которых зависит от степени его утомления. Но стоит отметить, что чем выше уровень развития специальной выносливости у спортсмена, тем меньше он совершает ошибок в игровых ситуациях на фоне усталости и утомления [48].
На сегодня в системе подготовки юных футболистов наметился подход программного принципа организации тренировочного процесса [28]. Поиск способов интенсификации тренировочного процесса обусловил необходимость и целесообразность широкого использования такого методического приема, как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки, в основе которого лежат сведения об особенностях протекания процессов утомления и восстановления, о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений и поддержания высокого уровня работоспособности в заданных количественных условиях нагрузки [26,29].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высоких спортивных результатов в футболе невозможно без качественной специальной физической подготовки спортсменов. Высокий уровень специальной выносливости – это один из главных факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности футболистов [18]. Вот почему по мнению ряда авторов важен процесс развития данного физического качества в тренировочном процессе футболистов 12-13 лет [18,48].
Развитие физических качеств спортсменов, в частности, специальной выносливости, заключается в необходимости рационального планирования тренировочного процесса[2,5].
В связи с этим проблема исследования заключается в возникновении потребности оптимизации процесса специальной физической подготовки футболистов из-за отсутствия современных методик развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет. На сегодня применяемые в спортивных школах методики работают в основном в долгосрочном периоде и результат спортсменами достигается спустя достаточно длительное время.
Цель исследования – разработать методику развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет.
Объект исследования – специальная выносливость футболистов 12-13 лет.
Предмет исследования – методика развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет.
При этом были поставлены следующие задачи.
1. Провести анализ научной и методической литературы по теме развития специальной выносливости футболистов.
2. Разработать методику развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики развития специальной выносливости у футболистов 12-13 лет.
Гипотеза – предполагалось, что внедрение в тренировочный процесс спортсменов, разработанной методики, направленной на развитие специальной выносливости футболистов 12-13 лет, состоящей из двух комплексов упражнений, чередующихся между собой, приведет к значительному повышению уровня развития данных способностей без чрезмерных физических нагрузок.
БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарного образования и спорта
Кафедра теории физической культуры
НАЗАРЕНКО ДАНИИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По направлению 49.03.01 «Физическая культура»
Квалификация: бакалавр
Студент:
Назаренко Д. А.
/_______________/
подпись расшифровка
Научный руководитель:
Лосев А. В., к.п.н., ст. преподаватель
/_______________/
подпись расшифровка
Допущен к защите:
«____» ______________ г.
Зав. кафедрой
Лосев В.Ю. к.п.н., доцент
/_______________/
подпись расшифровка
Сургут, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Специальная выносливость является сановным звеном в современном футболе и в структуре физической подготовленности спортсменов. Именно специальная выносливость во многом определяет исход встречи футболистов, так как на высоком уровне техническое и тактическое мастерство велико, и примерно равно. Тем не менее, на сегодня сложилось мнение, что в футболе успех определяет в первую очередь техника работы с мячом и скорость [16].
Спортсмен на протяжении всего матча выполняет специфические игровые действия, качество которых зависит от степени его утомления. Но стоит отметить, что чем выше уровень развития специальной выносливости у спортсмена, тем меньше он совершает ошибок в игровых ситуациях на фоне усталости и утомления [48].
На сегодня в системе подготовки юных футболистов наметился подход программного принципа организации тренировочного процесса [28]. Поиск способов интенсификации тренировочного процесса обусловил необходимость и целесообразность широкого использования такого методического приема, как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки, в основе которого лежат сведения об особенностях протекания процессов утомления и восстановления, о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений и поддержания высокого уровня работоспособности в заданных количественных условиях нагрузки [26,29].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высоких спортивных результатов в футболе невозможно без качественной специальной физической подготовки спортсменов. Высокий уровень специальной выносливости – это один из главных факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности футболистов [18]. Вот почему по мнению ряда авторов важен процесс развития данного физического качества в тренировочном процессе футболистов 12-13 лет [18,48].
Развитие физических качеств спортсменов, в частности, специальной выносливости, заключается в необходимости рационального планирования тренировочного процесса[2,5].
В связи с этим проблема исследования заключается в возникновении потребности оптимизации процесса специальной физической подготовки футболистов из-за отсутствия современных методик развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет. На сегодня применяемые в спортивных школах методики работают в основном в долгосрочном периоде и результат спортсменами достигается спустя достаточно длительное время.
Цель исследования – разработать методику развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет.
Объект исследования – специальная выносливость футболистов 12-13 лет.
Предмет исследования – методика развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет.
При этом были поставлены следующие задачи.
Провести а
нализ научно
й и
методической литературы
по
теме развития специальной выносливости футболистов.
Разработать методику
развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет
.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики развития специальной выносливости у футболистов 12-13 лет.
Гипотеза – предполагалось, что внедрение в тренировочный процесс спортсменов, разработанной методики, направленной на развитие специальной выносливости футболистов 12-13 лет, состоящей из двух комплексов упражнений, чередующихся между собой, приведет к значительному повышению уровня развития данных способностей без чрезмерных физических нагрузок.
ГЛАВА 1. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Виды специальной выносливости
Специальной выносливостью является способность эффективно выполнять двигательную активность, несмотря на возникающее утомление [13].
Существует несколько видов специальной выносливости:
1) скоростная;
2) силовая;
3) координационная [45].
Рассмотрим более подробно содержание задач, направленных на развитие выносливости:
1. Развитие скоростной выносливости.
Данный вид выносливости развивается с помощью средств циклического характера, например, бег. Здесь упражнения выполняются с разной скоростью. Спортсмен, способный поддерживать установленный тем передвижения дольше, чем его соперник считается более выносливым. Время выполнения циклических упражнений зависит от скорости движения спортсмена. Чем выше его скорость, тем меньше окажется длительность работы, и, соответственно, наоборот [3,34].
Выносливость вступает в работу тогда, когда у спортсмена начинают проявляться признаки усталости. При высоком уровне развития специальной выносливости признаки утомления и снижение скорости при прохождении дистанции у спортсменов проявляются гораздо позже. Скоростная выносливость наиболее развивается тогда, когда спортсмен утомляется, поэтому организм отвечает в данной ситуации реагирует повышением уровнем развития выносливости [42,44].
Главный подход к развитию скоростной выносливости в любой зоне мощности заключается в использовании на тренировках более интенсивной работы по сравнению с той, которая характерна для нее в различных возрастных группах [7]. Подобная работа представляет собой передвижение со скоростью, превышающей соревновательную, на расстояниях, попадающих в соответствующую зону. Безусловно, дистанция будет короче соревновательной, поэтому воздействие на организм будет низким. С целью достижения необходимых ответных реакций организма отрезки в 1 упражнении преодолеваются по несколько раз [13].
В тренировочном процессе используется, главным образом, повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90-95% от максимальной и длительностью 10-20 секунд. Число повторений упражнения в каждой серии 3-4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды 2-3, для хорошо тренированных людей 4-6. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. Для увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но с максимальной интенсивностью [39].
Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость, либо темп движений [12].
Преодоление различных дистанций со скоростью, превышающей соревновательную является доминирующим фактором развития скоростной выносливости [1].
В работе субмаксимальной мощности скоростная выносливость у футболистов в большей степени проявляется в упражнениях продолжительностью от 50 секунд до 5 минут, работа совершается в аэробно-анаэробном режиме и обеспечивается в большей степени за счет анаэробно-гликолитическогго механизма энергообеспечения и часто аэробного [44].
Скоростная выносливость в работе в зоне большой мощности выражается в упражнениях, реализация которых может достигать около 2-10 минут. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы [10].
Основным способом развития скоростной выносливости в большой мощности является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, равной ей или немного её превышающей. По своему воздействию такая работа должна вызывать максимальное потребление кислорода в организме, а также позволять более длительное время удерживать его на высоком уровне. Процесс обеспечения энергией работающих мышц – смешанный, аэробно – анаэробный с преобладанием аэробного компонента [27]. С целью развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы.
Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка выполняется следующим образом: различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при одинаковых отрезках дистанции поочередно с высокой и низкой скоростью. По мере роста подготовленности для развития скоростной выносливости выполняется интервальный метод, он характеризуется большим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скоростью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха [11].
Скоростная выносливость в работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревновательной деятельности составляет от 9 до 10 минут и до 1-1,5 часа и более [39].
В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях, прежде всего, лежит емкость аэробного механизма энергопродукции, то есть гликогена в мышцах и печени, а также жирных кислот. Информативные показатели – уровень порога анаэробного обмена (ПАНО) по отношению к максимальному потреблению кислорода (МПК) и скорость на уровне ПАНО [25]. ПАНО соответствует такой интенсивности работы, при которой кислорода не хватает для полного энергообеспечения, резко увеличиваются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты [16]. Увеличение уровня порога анаэробного обмена позволяет бегуну пройти большую часть дистанции в аэробных условиях и использовать анаэробные резервы во время финишного ускорения [35].
Основными способами развития скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях являются циклические упражнения, например, бег, выполняемые с субкритической скоростью [15]. Совершенствование выносливости осуществляется с помощью методов непрерывного и прерывного упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью, составляющей 75-80% от критической в течение 20 минут и более [14]. Подобный режим работы создает оптимальные условия для совершенствования функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма. С целью повышения выносливости посредством переменного метода важно соблюдать оптимальный уровень скорости передвижения и не завышать его, чтобы излишне не активизировать анаэробные процессы. Она должна изменяться в диапазоне 60-80% от критической [35].
2. Развитие силовой выносливости.
Силовая выносливость - способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия одна из наиболее значимых физических способностей. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной [24]. От уровня ее развития во многом зависит успешность профессиональной и спортивной двигательной деятельности.
Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением – 30-75% от максимума [14].
Силовая выносливость имеет различные формы проявления в зависимости от характера выполняемого двигательного действия. В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют динамическую и статическую силовую выносливость [21].
Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна «быстрая» сила. Упражнения силового динамического характера могут выполняться с различной величиной отягощения (интенсивностью) и числом возможных повторений (объема) [30].
Показатели силовой динамической выносливости в значительной мере зависят от уровня развития максимальной силы («запаса силы»). Для развития силовой динамической выносливости используются в основном разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки [50].
Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных и умеренных напряжений, необходимых главным образом для сохранения определенной позы. Для развития статической силовой выносливости применяются различные изометрические упражнения, выполнение которых должно ограничиваться стадией компенсаторного утомления, т.е. статическими нагрузками 82-86% от максимальной («до отказа») [48]. С их помощью можно воздействовать практически на любые мышечные группы. При этом важно, чтобы исходное положение и суставные углы были такими, при которых включаются в работу именно те мышечные группы, выносливость которых нужна для повышения результата в данном упражнении [47].
В комплексы изометрических упражнений входят обычно не более 6-9 упражнений. Длительность статического напряжения мышц должна продолжаться более 12-20 секунд [9]. Между максимальной силой мышц и их статической выносливостью нет прямой связи. При повышении максимальной силы, например, мышц спины их статическая выносливость, как правило, изменяется незначительно. С возрастом силовая выносливость к статическим усилиям постоянно увеличивается. Наибольший прирост выносливости к статическому усилию наблюдается в период 13-16 лет, т.е. в период полового созревания: у девочек он составляет в среднем – 32%, у мальчиков – 29% [50]. Статические упражнения монотонны, требуют значительных психических напряжение, неинтересны и быстро приводят к утомлению. Увлекаться ими при проведении занятий не следует. Выполнение изометрических упражнений силового характера связано с большой нагрузкой на весь организм. Применять их в возрасте 7-14 лет надо осторожно, в малых объемах, избегать длительных предельных статических напряжений и придерживаться следующих методических положений [17]:
статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц, усиливающей кровообращение (легкий бег трусцой, общеразвивающие упражнения)
[46]
;
в занятиях не следует применять дополнительных отягощений или они должны быть небольшими (1-3 кг)
[46]
;
статические упражнения надо обязательно чередовать с упражнениями на растягивание мышц и их произвольное расслабление
[41]
;
чем больше статическая нагрузка, тем более продолжительным должен быть отдых
[41]
;
статические упражнения в занятии нужно выполнять в конце основной части урока, но при условии, что заключительная часть будет более продолжительной и динамичной
[4
1]
.
3. Развитие координационной выносливости.
Координационная выносливость проявляется в большей степени в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико–тактических действий. Методические аспекты повышения координационной выносливости разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними [18].
Следует отменить, для того чтобы тренировать специальную выносливость, нужна интервальная работа, выбирая разные комплексы упражнений, мы редко тренируем только одну разновидность выносливости, тело работает в нескольких направлениях, тем самым увеличивая эффективность развития специальной выносливости.
1.2. Особенности развития специальной выносливости и зоны относительной мощности
Путем развития специальной выносливости являются упражнения, которые выполняются в осложненных, затрудненных, облегченных, либо обычных условиях, приближенных по форме к соревновательным. В основном все виды специальной выносливости обусловлены степенью развития анаэробной способности организма, поэтому с этой целью используются упражнения, включающие в себя работу большой группы мышц и позволяющие преодолевать ее с максимальной интенсивностью [10].
С целью повышения анаэробных способностей организма в тренировочный процесс включаются следующие упражнения:
упражнения,
применяемые
в режиме повторного выполнения, сериями,
способствующие
увеличению
алактатных анаэробных способностей
организма спортсмена. П
род
олжительность
работы
при применении данных упражнений с максимальной интенсивностью составляет
10-15 секунд
[50]
;
упражнения,
применяемые с
интенсивностью 90-100% от максимально доступно
, продолжительность которых составляет 15-30
секунд. Такие упражнения
позволяю
т
одновременно
совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные
возможности организма;
упражнения,
применяемые с интенсивностью 85-90% от
максимально доступной
, работы 30-60 секунд. Данные упражнения
способствую
т
повышению лактатных анаэробных возможностей
организма;
упражнения,
применяемые с интенсивность 85-90%
от максимально доступной
,
продолжительность которых составляет 1-5 минут. Данные упражнения
позволяю
т одновременно
повышать
лактатные анаэробные и аэробные
способности организма
[
15
]
.
Следует помнить, при развитии выносливости одно и то же упражнение необходимо преодолевать с различной интенсивностью. Тогда продолжительность применяемого упражнения будет меняться (может достигать нескольких часов) [19]. Механизмы утомления, выносливости, а также требования, предъявляемые к организму, в этих случаях будут различными. Поэтому на этапе формирования дозировки нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе на этапе определения интенсивности двигательной активности для нормирования скоростных нагрузок следует исходить из знаний зон временных промежутков. Здесь выделяют зоны относительной мощности физической нагрузки, впервые выделенные одним из основоположников отечественной физиологии спорта – В. С. Фарфелем [40].
Существуют следующие зоны мощности:
зона максимальной мощности;
зона субмаксимальной мощности;
зона большой мощности;
зона умеренной мощности
[
35
].
1. Зона максимальной мощности.
В зоне максимальной мощности масимальное время работы не более 20 секунд, упражнения характеризуются бегом с максимальной скоростью на отрезка от 20 до 50 метров, а так же отрезках 20-40 метров. Работа в зоне максимальной мощности приносит организму определенные энергозатраты: расход энергии 4/1 кал/сек., ЧСС достигает 200 уд./мин., а характер данной работы определяет анаэробный окислительных процессов. Так же, не менее важным фактором являются данные реакции лактата (молочная кислота) в организме и крови. Концентрация молочной кислоты в организме человека, крови менее 4 ммоль/л. Потребление кислорода за период выполнения работы имеет незначительные показатели, гораздо ниже и по отношению к кислородному запросу (1/10), кислородный долг достигает до 8 л. Из этого следует, что нервно-мышечная работа в тренировочном процессе в данной зоне мощности происходит в бескислородных условиях, так же стоит отметить, что пульс в условиях такой работы уже является не информативным показателем для дозирования нагрузок.
В зоне максимальной мощности упражнения применяются в повторном методе, повторного выполнения (сериями). Серии беговых упражнений в серии подбирают и определют по функциональному состоянию, так же с помощью измерения ЧСС или регулирования скорости бега [37]. На начальном этапе следует выполнять упражнение при сниженном ЧСС до 120 уд/мин, скорость бега составляет примерно 70-75% от максимального резульатата. Между повторами целесообразно отдыхать 2-3 минут, характер отдыха в зависимости от указаний тренера активный или пассивный. Отдых должен быть активным, так как это ускоряет восстановление организма перед следующим повтором. [47].
Функциональным резервом считается способность нервных центров поддерживать высокий темп активности [35]. Креатин фосфат, АТФ и запас фосфагенов, являются главными источниками энергии в аэробных процессах.
2. Зона субмаксимальной мощности.
Время работы в зоне субмаксимальной мощности состаляет от 20 секунд до 4 минут, за редким исключением 5 минут, такая работа выполняется в беге на средние дистанции 600 м, 800 м, 1000 м, 1500 м. Работа на этих дистанциях является энергозатратным для организма в ней пульс спортсмена достигает 175-190 уд/мин, энергия расходуется примерно в пределах 0,5-3,5 калорий в секунду, мощность упражнений достигает 80-94% от максимума, это является основным средством для определения аэробно – анаэробного процесса. Кардио-респираторная система является главной физиологическкой системой в субмаксимальной зоне мощности [50]. Работа в данной системе является выносливостью нервных центров, так скорость выполнения в этой зоне в условиях кислородного голодания обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения. Поэтому работы характеризуется выполнением повышением. В зоне ПАНО лактат достигает своего максимума 4 ммоль/л. Концентрация лактата в крови максимальная 8,0-15 и более ммоль/л. Кислородной задолженности – кислородный запрос превышает его фактическое потребление (отношение потребления кислорода к кислородному запросу 1/3 к величине кислородного долга до 18 л). [35].
В данной зоне мощности следует развивать специальную выносливость с помощью бега или метания, упражнение должны быть циклического или ациклического характера, можно использовать различный инвентарь, а так же отягощение с изменением времени и подходов в упражнениях [27]. Комплексы могут включать в себя упражнения с разной биомеханической структурой, выполняться повторно и непрерывно, сериями. Отдых между упражнениями составляет от 3 до 6 минут, ЧСС во время отдыха должен восстановиться до ЧСС 110-120 ударов в минуту. Отдых между сериями должен варьироваться в пределах 3 – 5 минут пульс 110-120 ударов в минуту. Между повторами выполняют упражнение на восстановление (на дыхание, и расслабление мышц), так же можно включить комплекс на гибкость после выполнения последнего повтора [47].
3. Зона большой мощности.
В этой зоне время выполнения работы составляет примерно 4 до 40 минут. Работа в этой зоне характеризуется с выполнением бега на длинные дистанции от 3000 метров до 10000 метров и предъявляет определенные энергозатраты ораганизма: расход энергии находится пределах 0,4-0,5 калорий за 1 секунду. ЧСС находится в зоне 160 - 180 ударов в минуту, величина нагрузок определяется диапазоном интенсивности от 60-65% до 70-75% от максимально доступной, это определяет аэробно – анаэробный характер окислительных процессов. В этой зоне происходит кислородное голодание, кислородный запрос превышает, его потребление в ходе этой работы концентрация лактата в крови достигает высоких показателей можно сказать даже максимума 4,1 – 8,0 ммоль/л. Физиологические резервы в данной зоне мощности характеризуется максимальными возможностями механизмов аэробного энергообеспечения за счёт реакции окисления углевода - глюкозы, а, следовательно, максимальными возможностями системы дыхания и кровообращения, оптимальным перераспределением крови, резервов воды и механизмов физической терморегуляции.
В отличии от максимальной и субмаксимальной мощности восстановление энергетического потенциала мышц при нагрузках большой мощности происходит преимущественно во время работы, которая активизирует анаэробные процессы, в первую очередь анаэробные – гликолитические, а также метаболизм жиров [35].
ЧСС может достигать 180-200 ударов в минуту, а минутный объем дыхания 40-80 л/мин при частоте дыхания 45-60 цикл/мин.
Развитие выносливости осуществляется методом строго регламентированного упражнения и игровым методом, позволяющим с помощью повышенной эмоциональности достигать большего объема работы. Упражнения могут выполняться повторно с продолжительностью 3-5 минут и отдыхом в 6-8 минут [25]. Повторное выполнение упражнений осуществляется при достижении ЧСС до 110-115 ударов в минуту и минутного объема дыхания до уровня 110-120% от исходной величины. Выносливость в зоне больших нагрузок развивают в конце основной части урока на фоне начального утомления организма. Это позволяет снизить продолжительность выполнения упражнений до 1,5-2 мин и сократить интервалы отдыха, который включает упражнения на дыхание с ходьбой или малоинтенсивным бегом [47].
4. Зона умеренной мощности.
Время выполнения упражнения в умеренной зоне мощности достигает от 30 минут до 90, процентное соотношение нагрузок от максимума достигает от 55-60%, так циклические и ациклические упражнения подходит для продолжительной работе. Данная работа выполняется с выполнением больших и максимально больших расстояний - кросс, спортивная ходьба 30/50/100 километров, и выполняет максимальные энергозатраты организма: за одну секунду потребление энергии варьируется от 0,3-0,4 калорий. Зона умеренной мощности вызывает в работу активизацию пульса в диапазоне от 140 до 160 ударов в минуту, так вентиляция легких варьируется в максимальных диапазонах 15-45 л/мин, данный показатель определяет аэробный характер окислительных процессов. Характер работы характеризуется оптимизированным взаимодействием органов кровообращения и дыхания, так происходит их взаимная согласованность с двигательными действиями и в силу этого обладает относительным равенством между кислородным запасом и фактическим его потреблением. Уровень молочной кислоты в крови в начале работы повышается, в дальнейшем не изменяется и составляет 2,5-4,0 ммоль/л. Резервы воды, и солей, и эффективность процессов физической терморегуляции относят к важным условиям длительного обеспечения этой работы [35].
Таким образом, специальная выносливость – способность организма к длительному выполнению какой-либо работы, требующей повышенных энергозатрат. Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, от развитости сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, специальная выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма, позволяет снижать затраты энергии организма при совершении определенных действий, она, поэтому для развития специальной выносливости необходимо повышать аэробные и анаэробные возможности организма, используя специальные упражнения.
Следует помнить, возраст оказывает определённое влияние на характер и темп развития морфологических изменений и функциональных перестроек в организме, связанных с влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом, поэтому при планировании спортивной подготовки юных футболистов необходимо, в первую очередь, исходить из особенностей возрастного развития их функциональных систем в определённые возрастные периоды.
1.3. Возрастные особенности развития специальной выносливости в футболе для детей 12-13 лет
Возраст 12-13 лет относится к подростковому периоду. В это время происходит полное созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Физиологически, возраст 12-13 лет характеризуется увеличением развития ряда гормонов, таких как половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин [8]. Их одновременное и совместное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка.
В возрасте 12-13 лет происходит постепенная подготовка детского организма к взрослой жизни и соответствующим нагрузками [4]. Происходят не только количественные изменения - увеличение длины и массы тела, но и качественные - окончательное созревание и реструктуризация всех органов и систем [40].
В данном возрасте быстро растут и развиваются все части тела, в том числе ткани и органы. Но темпы роста не совпадают. Например, торс мальчиков растягивается после того, как длина плеч, ног и размеров таза в поперечном сечении достигает своего максимума. Неравномерный рост отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, непоследовательность и угловатость. В возрасте 13-14 лет наблюдается увеличение роста легких, довольно быстро растет и их общий объем - он увеличивается в 10 раз по сравнению с легкими новорожденного.
Подростковый возраст является поворотным моментом в развитии моторных функций ребенка. В возрасте 12-13 лет подростки овладевают основными двигательными действиями в беге, прыжках, метании, скалолазании и других видах спорта. У них есть очень благоприятные предпосылки для углубленной работы по развитию моторных способностей [5].
Для физического развития организма характерны следующие показатели.
1. Показатели телосложения: рост, масса тела, осанка, размеры отдельных частей тела, жироотложение - это характеристики биологических и морфологических особенностей.
2. Показатели здоровья: сердечно-сосудистая, дыхательная, центральная нервная система, выделительная, пищеварительная и другие.
3. Показатели развития физических качеств: сила, ловкость, гибкость, скоростные способности, выносливость [33].
Наибольшая выносливость характеризуется: в 8-11 лет мышечными разгибателями ствола, в 11-12 лет икроножными мышцами, в 13-14 лет сгибателями и разгибателями предплечья. В разные возрастные периоды выносливость изменяется неравномерно [20]. С 10 до 14 лет в упражнениях анаэробной силы отмечается значительное увеличение продолжительности работы, молодые спортсмены характеризуются большей выносливостью [10].
Возраст 10-11 лет в соответствии с возрастной физиологией является наиболее подходящим периодом для развития выносливости. Таким образом, в данном возрасте наиболее развивается общая выносливость, а уже позже и специальная [22].
Согласно данным советского легкоатлета, тренера и учёного в области спортивной педагогики - Озолина Н.Г., именно возраст 10 лет можно считать начальным этапом, на котором проявляются детские способности, причем снижения работоспособности при повторении упражнений на скорость не наблюдается [31].
Начинать развивать специальную выносливость можно с 12-13 лет. В целях развития выносливости объём бега одного учебного занятия может достигать 2000 м. Чтобы специальная выносливость развивалась успешно в таком возрасте, на каждом занятии ребенок должен преодолевать дистанцию длиной 800-1500 м, а в старшем возрасте нагрузка должна увеличиваться, поскольку длина дистанции может достигать 3000 м.
Большинство учёных считают, в 8-9 лет происходит резкий скачок выносливости, которая остается неизменной до 11 лет. Стабильной она становится только к 14-15 годам. Пик выносливости приходится на возраст 13 лет, а к 17-18 годам наблюдается ее снижение [23].
Правильно подобранные нагрузки, которые сопряжены с развитием выносливости, уже в раннем детстве способствуют повышению работоспособности, что в будущем поможет в достижении хороших результатов в спортивных состязаниях. Чтобы проблема воспитания выносливости в каждом возрасте была решена наиболее полно, необходимо рационально использовать нагрузки, подбирать средства, методы учебных занятий, которые будут соответствовать возрасту и уровню подготовленности школьников [36].
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Наше исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап (Ноябрь-Декабрь 2021 года). На первом этапе исследования был произведен поиск и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Работа на данном этапе проводилась с использованием источников научной библиотеки СурГУ, интернет источников.
2 этап (Январь-Март 2022 года). На втором этапе исследования были проведены контрольные испытания для оценки уровня развития специальной выносливости, посредством подобранных контрольных испытаний.
Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, таким образом, чтобы между группами по результатам предварительных тестов не было статистически значимых различий (табл. 1). Работа проводилась среди спортсменов спортивной школы ФШ «Искра» (ИП Пискунов Олег Юрьевич). Контрольные тестирования проводились в течение недели до педагогического эксперимента и в течение недели после его окончания. В понедельник проводился тест «Йо-йо», во вторник тест Хенмана, в среду тест Купера, в четверг был выходной день, в пятницу Бип-тест, в субботу выходной день, в воскресенье спринт тест 400 м. Данный порядок контрольных соблюдался до и после педагогического эксперимента. При распределении контрольных испытаний в течение недели мы отталкивались от того, чтобы у испытуемых были дни отдыха после тяжелых в функциональном плане тестов, чтобы они могли показывать максимальный результат в последующих. Следует отметить, что тренировки в ФШ «Искра» в большей степени направлены на развитие физических качеств детей, укрепление мышечного корсета и организма в целом.
Таблица 1 – Характеристика контрольной и экспериментальной групп
Характеристика
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Кол-во участников
10
10
Кол-во тренировочных занятий
3 раза в неделю
3 раза в неделю
Продолжительность тренировочного занятия
80 минут
80 минут
Продолжительность педагогического эксперимента
-
1 месяц
Содержание тренировочных занятий
По программе спортивной школы ФШ «Искра»
Программа спортивной школы ФШ «Искра» с включением разработанной методики развития специальной выносливости
3 этап (Апрель 2022 года). Третий этап был направлен на проведение педагогического эксперимента. Экспериментальная группа занималась по утвержденной руководителем школы учебно-тренировочной программе с внедрением разработанной методики. Эксперимент заключался в том, чтобы посредством применения разработанной методики на тренировках, улучшить специальную выносливость футболистов, следовательно, оценить эффективность применения разработанной методики, поэтому перед началом педагогического эксперимента и после него были проведены контрольные испытания для оценки физической подготовленности футболистов в области специальной выносливости. Педагогический эксперимент проходил 4 недели. Тренировочные занятия в контрольной и экспериментальной группах проходили в первом зале СурГПУ (ул. Артёма, 9). По окончанию эксперимента с помощью контрольных испытаний была произведена оценка уровня развития специальной выносливости футболистов, с целью обоснования эффективности применяемого комплекса упражнений (рис. 1).
Рисунок 1 – Модель педагогического эксперимента
2.2. Методы исследования
В данной работе нами были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научной и методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) математические методы:
расчёт средних значений показателей
контрольных тестов
,
расчёт отклонений в п
роцентном выражении,
методы математической
статистики
: t-критерий Стьюдента
,
уровень значимости достоверности различий был принят на уровне p<0,05
. Данный метод
был выбран, так как результаты в контрольной и экспериментальной группах
однородн
ы
,
4) контрольные испытания.
Нами будет проведено 5 контрольных тестов для оценки специальной выносливости футболистов [46], результаты которых помогут оценить потенциальные возможности футболистов эффективно тренироваться или играть в условиях нарастающего утомления, а также оценить реализацию этих потенциальных возможностей.
1. Тест «Йо-йо» – это челночный бег на 40-метровое расстояние между двумя фишками туда и обратно (Рис. 2). Особенностью данного теста является то, что промежуток между подаваемыми звуковыми сигналами с каждым разом сокращается, соответственно, занимающимся необходимо увеличить скорость бега для того, чтобы преодолеть дистанцию. Спортсмены, которые не успевают или уже не могут продолжать работу, сходят с дистанции. Результаты теста определяются в расстоянии, пройденном спортсменами [46].
Рисунок 2 – Тест «Йо-йо»
2. Тест Купера – 12-минутный бег, с помощью которого можно оценить уровень развития специальной выносливости. Тест представляет собой преодоление спортсменом максимально возможного расстояния с повышенной интенсивностью за 12 мин. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. Если тестируемый не справляется с задачей, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. Спортсмены начинают бег по команде. Спустя 12 минут бег останавливается по сигналу, пройденное спортсменом расстояние фиксируется в метрах [46].
3. Тест Хенмана подразумевает преодоление спортсменом за 1 минуту наибольшего количества 20-метровых отрезков. В месте проведения теста чертятся две параллельные линии на расстоянии 20 метров друг от друга. Спортсмен занимает положение высокого старта позади одной из линий. Спортсмен стартует и выполняет челночный бег от линии к линии. Спустя 1 минуту тренер издает сигнал (свисток), испытуемый обязан остановиться в том месте, где его застал сигнал. Полученный результат фиксируется. После свистка спортсмену даётся отдых на протяжении 1 минуты, после тест повторяется. Таким образом, тест включает в себя 5 рабочих отрезков челночного бега по 1 минуте с паузами в 1 минуту между ними. Результаты оцениваются в расстоянии, пройденном спортсменом [46].
4. Бип-тест подразумевает челночный бег между двумя линиями на расстоянии 20 метров (Рис. 3). Занимающийся встает на одной из линий и начинает бег по сигналу. Начальная скорость 8,5 км/ч. Занимающийся меняет направление бега по сигналу. Через 1 минуту издается сигнал о том, что происходит увеличение скорости на 0,5 км/ч. Если спортсмен добежал до линии перед тем, как прозвучит следующий сигнал, то он должен стоят и ждать сигнала. Если спортсмен не успел добежать до линии, он получает предупреждение и должен постараться успеть добежать в следующий раз. Тест останавливается, когда занимающийся не успевает добежать до линии [46].
Рисунок 3 – Бип тест
5. Спринт тест 400 м – бег на короткую дистанцию с максимальной скоростью спортсмена. Спортсмену необходимо преодолеть дистанцию в 400 м за максимально короткое время. Тест требует высокий уровень выносливости при предельных мощностях работы. Перед спортсменом стоит задача грамотно распределить свои силы на всей дистанции. Тест измеряется в секундах. [46].
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННОГО РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
3.1. Методика развития специальной выносливости футболистов
Для направленного развития специальной выносливости в тренировочном процессе футболистов в возрасте 12-13 лет, нами был разработан комплекс специальных упражнений.
Занятия на развитие выносливости проводились три раза в неделю в течении четырех недель.
В подготовительной части тренировки футболисты выполняли разминку (табл. 2), снижающую уровень возможного дискомфорта во время тренировок, а также уменьшающую риск получения травм. Физиологически разминка помогает кровеносной системе настроиться на занятия и улучшает снабжение рабочих мышц кислородом. Задача заключается в постепенном улучшении циркуляции крови по всему телу.
Таблица 2 – Упражнения подготовительной части тренировки
№
Упражнение
Дозировка
Отдых
1
Бег
2 мин.
0,5 мин. после каждого подхода
2
Семенящий бег
2x15м
3
Бег с захлёстыванием голени назад
2x15м
4
Бег с высоким подниманием бедра
2x15м
5
Бег приставным шагом правым боком вперёд
2x15м
6
Бег приставным шагом левым боком вперёд
2x15м
7
Выпрыгивание на каждый шаг
2x15м
8
Скрестный бег боком
2x15м
9
Ускорение к концу отрезка до максимальной скорости
2x15м
10
Челночный бег
5x5x15м
Для основной части тренировок нами были разработаны два комплекса упражнений на развитие специальной выносливости. Проводимые комплексы чередовались между собой.
Первый комплекс упражнений был составлен нами, опираясь на автора книг «Моделирование тренировки в футболе», «Технико-тактические действия футболистов» Лобановского В. В. Он включает в себя упражнения, направленные на интенсивные тренировки анаэробного характера. Главной особенностью таких тренировок является выполнение упражнений в интенсивном темпе, с большим числом повторений. При этом задействуются все мышцы спортсмена, повышается потребление кислорода, учащается сердцебиение, дыхание, повышается частота пульса, а также выносливость организма.
Второй комплекс упражнений был разработан, опираясь на автора книги «Технико-тактическая подготовка футболистов» Пащенко А. Ю. Данный комплекс направлен на технико-тактические действия, которые обеспечивают разностороннее владение техникой футбола и умение сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча, а также надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры.
Таким образом комплексы упражнений были проведены в следующем порядке:
1
, 3
недел
и
- комплекс, направленный на развити
е специальной выносливости (табл.
3
)
;
2, 4
недел
и
- комплекс, направленный на развитие
технико-тактических действий (т
абл
.
4
)
.
Данное чередование комплексов способствует одновременному развитию, как и специальной выносливости футболистов (Рис. 4), так и их технико-тактических навыков, что поможет постепенно футболистам развить специальную выносливость без чрезмерных физических нагрузок, перенапряжения, психологической усталости и травм.
Комплекс упражнений на развитие специальной выносливости, проводимый в 1 неделю, направлен на интенсивные нагрузки с большим числом повторений. В ходе таких занятий происходит развитие выносливости, к концу тренировочной недели спортсмены устают. С целью сохранения мотивации футболистов продолжать развитие навыка без психологического выгорания (со стороны педагогики), а также с целью развить навык без перенапряжения мышц и травм (со стороны физиологии), во вторую тренировочную неделю применяется комплекс упражнений, направленный на технико-тактические действия. Далее чередование повторяется.
Основная идея такой нелинейной периодизации заключается в том, что объем и нагрузки меняются чаще (еженедельно) [32]. Более лёгкие нагрузки чередуются с интенсивными, и нейромышечная система получает возможность восстанавливаться эффективнее. На протяжении каждой фазы выбирается один параметр в качестве фокуса, а остальные тренируются в поддерживающем режиме. Такой подход помогает футболистом развить специальную выносливость и сохранить при этом мотивацию и желание продолжать развитие данного навыка.
Рисунок 4 – Модель применения методики развития специальной выносливости
Комплексы упражнений выполнялись с применением двух видов мощности – субмаксимальной и большой.
Временной диапазон длительности работы субмаксимальной мощности находится в пределах от 20-30 с до 3-5 мин.
Длительность работы субмаксимальной мощности существенно возрастает по отношению к максимальной зоне. Данное обстоятельство объясняет причины большой напряженности функционирования многих систем организма во время работы. В физиологическом смысле это объясняется следующим:
работа выполняется на пределе работоспособности ЦНС и двигательного аппарата;
ра
бота осуществляется на предельно доступной скорости врабатывания по показателям дыхательной и, особенно, сердечно-сосудистой систем;
работа протекает в условиях значительных сдвигов во внутренней среде организма ввиду максимальной мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения
.
К концу работы легочная вентиляция возрастает до 120-140 л/мин, а частота сердечных сокращений (ЧСС), как правило, выходит на уровень 190-200 уд/мин.
Динамическая работа большой мощности совершается в пределах от 3-5 до 30-40 мин.
Осуществление работы характеризуется большой интенсивностью деятельности двигательного аппарата. Свидетельством уровня напряженности деятельности организма в этих условиях может служить рабочее потребление кислорода, достигающее 5-5,5 л/мин (т.е. уровня максимального потребления). При этом важно отметить, что минутный кислородный запрос равен 6-7 л. Иначе говоря, даже предельного рабочего потребления кислорода часто оказывается недостаточно для удовлетворения кислородного запроса. Поэтому ЧСС достигает предельных величин — 200 и более в 1 мин.
Рассмотрим комплексы упражнений более подробно.
Таблица 3 – Комплекс упражнений на развитие специальной выносливости, недели 1,3
Часть занятия
Упражнения
Дозировка
Примечание
ЧСС
Вторник
Основная часть
1. Переменный бег (бег с максимальной скоростью и бег в легком темпе)
1 мин. с макс. скоростью,
45 сек. легкий темп,
2 мин. с макс. скоростью,
1 мин. легкий темп,
3 мин. с макс. скоростью,
1,5 мин. легкий темп,
3 мин. с макс. скоростью,
1.5 мин. легкий темп,
2 мин. с макс. скоростью,
1 мин. медленно,
1 мин. с макс. скоростью,
После каждого упражнения и после отдыха контроль ЧСС. После каждого сигнала изменять темп бега.
180
уд/мин
45 сек. легкий темп
3,5 мин. отдых (ходьба)
2. Эстафета
Скоростная обводка конусов тремя разными способами (только правая нога, только левая, и двумя).
Первый человек в колонне выполняет ведение подряд тремя разными способами (вперед обводка только правой ногой, обратно только левой, вперед двумя ногами, мяч оставляет на линии и назад рывок и передача эстафеты следующему партнёру в колонне)
16 мин.
2 мин. отдых
Отдых после одного выполнения. Ждать своей очереди. Мяч оставлять строго на линии. Выполнять упражнение правильно.
160 уд/мин.
3. Игра в футбол
10 мин.
-
160 уд/мин.
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (Таблица 5)
10 мин.
-
95 уд/мин
Четверг
Основная часть
1. Бег на отрезках. - 5x100м, 5х50м, 5х30
В одной серии 5 ускорений с максимальной интенсивностью по 100м.
5 мин.
20 сек. отдых после каждого подхода
Вдох — носом, выдох — ртом
Позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений.
180 уд/мин.
15 мин.
2 мин. отдых
После каждого упражнения и после отдыха контроль ЧСС. После каждого отрезка изменять темп бега.
170 уд/мин
3. Передача мяча в тройках
10 мин.
1 мин. отдых
Передачи выполнять точно в ноги.
150 уд/мин.
4. Игра в футбол
12 мин.
-
160 уд/мин
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (табл. 5)
10 мин.
-
95 уд/мин
Суббота
Основная часть
1. Серия из 6 рывков по 100 м 600 м скоростной работы
12 мин.
40 сек. отдых после каждого подхода
Вдох — носом, выдох — ртом
Позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений.
180 уд/мин
2. Эстафета. Скоростная обводка конусов тремя разными способами (только правая нога, только левая, и двумя).
Первый человек в колонне выполняет ведение подряд тремя разными способами (вперед обводка только правой ногой, обратно только левой, вперед двумя ногами, мяч оставляет на линии и назад рывок и передача эстафеты следующему партнёру в колонне).
17 мин.
2 мин. отдых
Отдых после одного выполнения. Ждать своей очереди. Мяч оставлять строго на линии. Выполнять упражнение правильно.
170 уд/мин
3. Игра в футбол
15 мин.
-
160 уд/мин
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (табл. 5)
10 мин.
90 уд/мин
Таблица 4 – Комплекс упражнений на развитие технико-тактических действий, недели 2,4
Часть занятия
Упражнения
Дозировка
Примечание
ЧСС
Вторник
Основная часть
1. Бег 800 м
1 сигнал –ускорение
2 сигнал – бег в обычном темпе
4 мин.
2 мин. отдыха
После каждого упражнения и после отдыха контроль ЧСС. После каждого сигнала изменять темп бега.
170 уд/мин
2. Выходы на вратаря 1- 1, 2 -1, 3-1, 3-2,3-3
15 мин.
30 сек. отдыха
Упражнение выполнять с максимальной реализацией.
150 уд/мин
3. Передачи мяча в парах в разных вариациях.
18 мин.
30 сек. отдыха
Передачи выполнять точно в ноги.
150 уд/мин
3. Игра в футбол
10 мин.
-
160 уд/мин
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (табл. 5)
10 мин.
-
90 уд/мин
Четверг
Основная часть
Бег на отрезках 100м. 8x100 м
3 мин.
30 сек. отдых
Вдох — носом, выдох — ртом
Позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений.
160 уд/мин
2. Произвольное ведение мяча в группах на ограниченной площадке.
По сигналу сохранить свой мяч, выбить мяч соперника.
12 мин.
1 мин. отдых после каждого повторения
Ведение выполнять строго в ограниченной площадке, стараясь сохранить свой мяч и выбить мяч товарища по команде за переделы площадке.
170 уд/мин
3. Ведение и передача мяча в парах в различных условиях
8 мин.
30 сек. отдых
160 уд/мин
4. Игра в футбол
13 мин.
-
160 уд/мин
5. Удары по воротам (пенальти)
7 мин.
Удары выполнять с максимальной реализацией.
150 уд/мин
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (табл. 5)
10 мин.
-
90 уд/мин
Суббота
Основная часть
1. Серия из 10 рывков по 50 м (500 м скоростной работы).
5 мин.
30 сек.
отдых после каждого рывка
Вдох — носом, выдох — ртом
Позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений.
180 уд/мин
2. Ведение мяча. Первый человек в колонне выполняет ведение, мяч останавливает на линии и отдает передачу следующему партнёру в колонне., первый бежит назад.
5 мин.
1 мин. отдых
Ведение выполнять в максимальном темпе. Передача строго в ноги товарищу по команде. Мяч останавливать строго на линии.
160 уд/мин
3. Позиционная атака и позиционная защита с завершение ударами по воротам
16 мин.
30 сек. отдых
-
160 уд/мин
4. Игра в футбол (15-20 мин.)
15 мин.
-
160 уд/мин
5. Удары по воротам (пенальти)
7 мин.
Удары выполнять с максимальной реализацией.
150 уд/мин
Заключительная часть
Упражнения для восстановления и расслабления мышц (табл. 5)
10 мин.
-
90 уд/мин
В заключительной части тренировки спортсмены выполняли заминку, включающую упражнения на расслабление мышц и восстановления дыхания (табл. 5).
Таблица 5 – Заминка
№
Упражнение
Дозировка
1
Ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания.
3 мин.
2
Растяжка дельтовидной мышцы.
И.П. ноги на ширине плеч.
Левая рука к правому бедру, правой рукой необходимо взяться за локоть левой руки и тянуть его вниз и вправо.
1 мин.
3
Упражнение «Мельница».
И.П. ноги на ширине плеч, наклон туловища параллельно пола, руки в стороны.
Необходимо вращать корпус, дотрагиваясь пальцами руки до пальцев противоположной ноги.
1 мин.
4
Растяжка двуглавой мышцы бедра.
И.П. сед на пол, ноги вместе и выпрямлены в коленных суставах, стопы расслаблены и находятся в естественном положении, руки на полу рядом с бедрами.
Необходимо наклониться к ногам, опуская голову вниз, ноги не отрывать от пола. Наклоняясь, руки перемещаются вперед.
1 мин.
5
Растяжка икроножной мышцы.
И.П. упор к стене.
Левую ногу поставить вперед и согнуть чуть в колене, правую ногу поставить назад и не сгибать в коленном суставе. Необходимо наклониться вперед.
Повторить для каждой ноги.
1 мин.
6
Растяжка четырёхглавой мышцы бедра.
И.П. ноги вместе.
Необходимо перенести массу тела на одну ногу, а вторую поднять пяткой к ягодице. Одноименной рукой обхватить голеностоп, чтобы усилить натяжение. Противоположную руку разместите на талии. Поменять ноги.
1 мин.
7
Растяжка широчайших мышц спины.
И.П. широкая стойка, руки в стороны.
Необходимо развернуть левую стопу полностью влево, правую стопу — на 45 градусов в левую сторону, наклониться влево — левая рука должна оказаться около
левой стопы. Правая рука вверх. Затем наклон в другую сторону.
1 мин.
8
Расслабляющее упражнение для спины.
И. П. лежа на спине.
Согнуть ноги в коленях. На вдохе обхватить колени.
На выдохе обнять свои колени, прижав их к животу.
1 мин.
Следует отметить, что контроль за переносимостью нагрузки осуществлялся по частоте сердечных сокращений и полному восстановлению мышц. Так же отметим, что заключительная часть тренировки является немаловажным компонентом. Она позволяет постепенно привести частоту сердечных сокращений и артериальное давление к нормальному уровню -тому, на котором они были до тренировки.
3.2. Экспериментальное обоснование эффективности
Для оценки уровня развития специальной выносливости футболистов 12-13 лет, нами были проведены следующие контрольные испытания:
тест «Йо-йо»
(табл.
6
)
;
тест
Купера
(
табл.
7
)
;
тест
Хенмана
(
табл.
8
)
;
б
ип тест
(
табл.
9
)
;
с
принт тест 400 м
(
табл.
10
)
.
1. Тест «Йо-йо».
Таблица 6 – Результаты КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента в контрольном испытании «Йо-йо»
Период
КГ
10 человек
ЭГ
10 человек
Достоверность различий (КГдо и ЭГдо,
КГпосле и ЭГпосле)
До эксперимента, м
2895,6 ± 104
2922,7 ± 98,3
р>0,05
После эксперимента, м
2933,1 ± 91,5
2953,3 ± 61,9
р>0,05
Прирост, %
1%
1%
-
Достоверность различий
(КГдо и КГпосле, ЭГдо и ЭГпосле)
p<0,05
p<0,05
-
До эксперимента значения КГ и ЭГ 2895,6 ± 104 м и 2922,7 ± 98,3 м соответственно, при этом результаты групп достоверно не отличались (p>0,05), что говорит о том, что результаты групп до эксперимента в данном контрольном испытании были на одном уровне.
После эксперимента результат КГ составил 2933,1 ± 91,5 м, прирост результатов спустя месяц тренировок составил 1% (p>0,05), результат ЭГ после проведения педагогического эксперимента составил 2953,3 ± 61,9 м и прирост в 1% (p>0,05). Результаты обеих групп после эксперимента достоверно отличаются (p>0,05). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что обе группы спустя месяц тренировок смогли улучшить результаты в контрольном испытании «Йо-йо», при этом результаты обеих групп были на одном уровне как до эксперимента, так и после (р>0,05).
В разработанной методике в первом комплексе (1,3 недели) использовались упражнения с применением интервального метода, нагрузка возрастала, в связи с этим результат теста увеличился, так как характер работы в комплексе упражнений соответствует характеру работы в тесте «Йо-Йо». Данное увеличение результатов теста свидетельствует о том, что в организме занимающегося произошли следующие изменения – улучшилась выносливость, увеличились анаэробные и аэробные способности. Можно предположить, что это положительно скажется на характере соревновательной деятельности спортсменов, так как специальная выносливость способствует длительному перенесению нагрузок, соответственно, является неотъемлемой частью в футболе.
2. Тест Купера.
Таблица 7 – Результаты КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента в контрольном испытании «Тест Купера»
Период
КГ
10 человек
ЭГ
10 человек
Достоверность различий (КГдо и ЭГдо,
КГпосле и ЭГпосле)
До эксперимента, м
2435,8 ± 240,2
2515,1 ± 296,6
р>0,05
После эксперимента, м
2468,7 ± 222,8
2563,2 ± 275,5
р>0,05
Прирост, %
1%
2%
-
Достоверность различий
(КГдо и КГпосле, ЭГдо и ЭГпосле)
p>0,05
p<0,05
-
До эксперимента значения КГ и ЭГ составляли 2435,8 ± 240,2 м и 2515,1 ± 296,6 м соответственно, при этом результаты групп достоверно не отличались (p>0,05), что говорит о том, что спортсмены в обеих группах имеют одинаковый уровень подготовленности.
После эксперимента результат КГ составил 2468,7 ± 222,8 м, прирост результатов спустя месяц тренировок составил 1% (p>0,05), результат ЭГ после проведения педагогического эксперимента составил 2563,2 ± 275,5 м. Результаты КГ (при сравнении КГ до эксперимента и КГ после эксперимента) достоверно не отличаются (p>0,05). В ЭГ при сравнении результатов до и после эксперимента, то после эксперимента результаты достоверно отличаются (p<0,05). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у КГ спустя месяц тренировок значения результатов контрольного тестирования «Тест Купера» практически не изменились, значения результатов ЭГ достоверно отличаются от значений до эксперимента (p<0,05) и улучшились на 2%.
В разработанной методике в первом комплексе (1,3 недели) использовались упражнения с применением интервального метода, нагрузка возрастала, в связи с этим результат теста увеличился, так как характер работы в комплексе упражнений соответствует характеру работы в тесте Купера. Данное увеличение результатов теста свидетельствует о том, что в организме занимающегося произошли следующие изменения – улучшилась выносливость, увеличились анаэробные и аэробные способности. Можно предположить, что это положительно скажется на характере соревновательной деятельности спортсменов, так как специальная выносливость способствует длительному перенесению нагрузок, соответственно, является неотъемлемой частью в футболе.
3. Тест Хенмана.
Таблица 8 – Результаты КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента в контрольном испытании «Тест Хенмана»
Период
КГ
10 человек
ЭГ
10 человек
Достоверность различий (КГдо и ЭГдо,
КГпосле и ЭГпосле)
До эксперимента, м
1063,8 ± 69,3
1080,6 ± 54,2
р>0,05
После эксперимента, м
1106,2 ± 74,4
1177,1 ± 60,6
р<0,05
Прирост, %
4%
9%
-
Достоверность различий (КГдо и КГпосле, ЭГдо и ЭГпосле)
p<0,05
p<0,05
-
До эксперимента значения КГ и ЭГ составляли 1063,8 ± 69,3 м и 1080,6 ± 54,2 м соответственно, при этом результаты групп достоверно не отличались (p>0,05).
После эксперимента результат КГ составил 1106,2 ± 74,4 м, прирост результатов спустя месяц тренировок составил 4% (p<0,05), результат экспериментальной группы составил 1177,1 ± 60,6 м, прирост 9% (p<0,05). Результаты обеих групп (при сравнении КГ до эксперимента и КГ после эксперимента и при сравнении ЭГ до эксперимента и ЭГ после эксперимента) достоверно отличаются (p<0,05), так же при проверке достоверности различий результатов после эксперимента между КГ и ЭГ тоже определено, что результаты достоверно отличаются (p<0,05). Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: ЭГ улучшила свои показатели с наибольшим приростом, чем КГ.
В разработанной методике во втором комплексе (2,4 недели) использовались упражнения с применением интервального метода, результат теста увеличился, так как характер работы в комплексе упражнений соответствует характеру работы в тесте Хенмана. Данное увеличение результатов теста свидетельствует о том, что в организме занимающегося произошли следующие изменения – улучшилась выносливость, увеличились анаэробные и аэробные способности занимающегося. Можно предположить, что это положительно скажется на характере соревновательной деятельности спортсменов, так как специальная выносливость способствует длительному перенесению нагрузок, соответственно, является неотъемлемой частью в футболе.
4. Бип тест.
Таблица 9 – Результаты КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента в контрольном испытании «Бип тест»
Период
КГ
10 человек
ЭГ
10 человек
Достоверность различий (КГдо и ЭГдо,
КГпосле и ЭГпосле)
До эксперимента, отрезков
10,7 ± 1,3
11,6 ± 1
р>0,05
После эксперимента, отрезков
11,4 ± 1,2
12,9 ± 0,7
р<0,05
Прирост, %
7%
11%
-
Достоверность различий (КГдо и КГпосле, ЭГдо и ЭГпосле)
p<0,05
p<0,05
-
До эксперимента значения КГ и ЭГ составляли 10,7±1,3 отрезков и 11,6±1 отрезков соответственно, при этом результаты групп достоверно не отличались (p>0,05).
После эксперимента результат КГ составил 11,4±1,2 отрезков, прирост результатов спустя месяц тренировок составил 7% (p<0,05), результат ЭГ составил 12,9±0,7 отрезков, прирост 11% (p<0,05). Результаты обеих групп (при сравнении КГ до эксперимента и КГ после эксперимента и при сравнении ЭГ до эксперимента и ЭГ после эксперимента) достоверно отличаются (p<0,05), так же при проверке достоверности различий результатов между КГ и ЭГ тоже определено, что результаты после эксперимента достоверно отличаются (p<0,05). Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: ЭГ улучшила свои показатели с наибольшим приростом, чем КГ.
В разработанной методике в первом комплексе (1,3 недели) использовались упражнения с применением интервального метода, нагрузка возрастала, в связи с этим результат теста увеличился, так как характер работы в комплексе упражнений соответствует характеру работы в тесте «Бип тест». Данное увеличение результатов теста свидетельствует о том, что в организме занимающегося произошли следующие изменения – улучшилась выносливость, увеличились анаэробные и аэробные способности. Можно предположить, что это положительно скажется на характере соревновательной деятельности спортсменов, так как специальная выносливость способствует длительному перенесению нагрузок, соответственно, является неотъемлемой частью в футболе.
5) Спринт тест 400 м.
Таблица 10 – Результаты КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента в контрольном испытании «Спринт тест 400 м»
Период
КГ
10 человек
ЭГ
10 человек
Достоверность различий (КГдо и ЭГдо,
КГпосле и ЭГпосле)
До эксперимента, сек.
85 ± 7
83 ± 5
р>0,05
После эксперимента, сек.
86 ± 7
78 ± 2
р<0,05
Прирост, %
0,3%
4,1%
-
Достоверность различий (КГдо и КГпосле, ЭГдо и ЭГпосле)
p>0,05
p<0,05
-
До эксперимента значения КГ и ЭГ составляли 85 ± 7 сек. и 83 ± 5 сек. отрезков соответственно, при этом результаты групп достоверно не отличались (p>0,05).
После эксперимента результат КГ составил 86 ± 7 сек., прирост результатов спустя месяц тренировок составил -0,3% (p>0,05), результат ЭГ составил 78 ± 2 сек., прирост -4,1% (p<0,05). Результаты КГ (при сравнении КГ до эксперимента и КГ после эксперимента) достоверно не отличаются (p>0,05), ЭГ (при сравнении ЭГ до эксперимента и ЭГ после эксперимента) после эксперимента достоверно отличаются (p<0,05), так же при проверке достоверности различий результатов между КГ и ЭГ определено, что результаты после эксперимента достоверно отличаются (p<0,05). Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: ЭГ улучшила свои показатели с достаточно большим приростом, КГ.
В разработанной методике во втором комплексе (2,4 недели) использовались упражнения с применением интервального метода, результат теста увеличился, так как характер работы в комплексе упражнений соответствует характеру работы в контрольном испытании «Спринт тест 400 м». Данное увеличение результатов теста свидетельствует о том, что в организме занимающегося произошли следующие изменения – улучшилась выносливость, увеличились анаэробные и аэробные способности. Можно предположить, что это положительно скажется на характере соревновательной деятельности спортсменов, так как специальная выносливость способствует длительному перенесению нагрузок, соответственно, является неотъемлемой частью в футболе.
Мы провели тестирования до и после педагогического эксперимента в КГ и ЭГ, сравнили значения результатов, определили их прирост и достоверность различий. На основании результатов данных тестов можно сделать следующий вывод: и ЭГ и КГ спустя месяц тренировок улучшили свои результаты, при этом ЭГ улучшила свои результаты в среднем на 5% по всем тестированиям, КГ на 3%, исходя из этого видно, что проведение занятий с включением в программу тренировок разработанной методики, направленной на развитие специальной выносливости способствует более быстрому развитию специальной выносливости у футболистов 12-13 лет, что говорит об эффективности применения разработанной методики.
ВЫВОД
В результате проведенного анализа научной и методической литератур
ы, было выявлено,
что в настоящее время методики развития
специальной выносливости футболистов 12-13
лет представлены
в
недостаточном объеме для эффективной реализации тренировочного процесса спортсменов
данного возраста
[21
]
.
Так же следует отметить, что
на
сегодня стандартные методики работают в основном в долгосрочном периоде и результат спортсменами достигается спустя длительное время.
Разработан
а
методика развития специальной выносливости
,
о
собенность
ю которой
является то, что она состоит из двух комплексов упражнений.
Первый комплекс упражнений включает в себя упражнения, направленные на интенсивные тренировки анаэробного характера. Второй комплекс упражнений направлен на технико-тактические действия, которые обеспечивают разностороннее владение техникой футбола и умение сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча, а также
надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры.
Данное чередование комплексов
по
способств
овало
одновременному развитию, как и специальной выносливости футболистов, так и их технико-тактических навыков
.
Идея такой периодизации заключается в том, что б
олее лёгкие нагрузки чередуются с интенсивными, и нейромышечная система получает возможность восстанавливаться эффективнее.
3. До и после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах были проведены контрольные тестирования, результаты которых доказали эффективность разработанного комплекса упражнений. Так в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента относительно результатов до эксперимента показатели тестов «Йо-йо», Купера, Хенмана, бип и спринт тестов были достоверно выше (p<0,05). При этом результаты контрольных испытаний после эксперимента в экспериментальной группе значительно выше результатов контрольной группы (p<0,05). Но следует отметить, что и экспериментальная и контрольная группы спустя месяц тренировок улучшили свои результаты (p<0,05). Исходя из результатов видно, что проведение занятий с включением в программу тренировок методики, направленной на развитие специальной выносливости способствует более быстрому развитию специальной выносливости у футболистов 12-13 лет.
Список литературы
Алабин, В.
Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г.
Алабин,
, 1993.- 244 с
.
Андреев, С.
Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резе
рвов по футболу/ С. Н. Андреев,
19
88. - 21 с
.
Арестов
,
Ю.М. Подгото
вка футболистов высших разрядов/ Ю. М. Арестов, М. А. Годик
, 2011. – С. 18.
Арестов, Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания/ Ю.
М.
Арестов
, 1970. - 193 с
.
Асович, И.М. Исследования скоростно-силовых качеств у подростков
и юношей (на примере футбола)/
И.М.
Асович, , 1968. - 19
9 с
.
Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А.
Ашмарин: Фи
зкультура и спорт, 1978. - 223 с
.
Бажанов, В.В. Тюленьков С.Ю., Баринова С.В. Оценка скоростной выносливости в системе комплексного контроля за подготовкой юных футболистов // Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов
:
докл. IX Всесоюзной конф, 1984.
–
С. 63 - 64.
Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: восп
итание, образование, тренировка
/
1996.
- С. 23 - 25.
Бальсевич, В.К., Запорожанов В.А. Обучение спортивным движениям/ В.К
.
Бальсевич, 1986. – 13 с.
Бахрах, И.И., Дорохов Р.Н., Попов И.М. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации /
В.К. Бальсевич,
1978. - 164 с
.
Бойченко
,
Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы
отбора юных футболистов / Б. Ф.
Бойченко, 2010. – 122 с.
Бутин
,
И.М. Развитие физических
способностей детей / И.М. Бутин
, 2012. – 105 с.
Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных
футболистов/ В.А. Быстров
, 2000. -
64 с
.
Вавилов, Ю.Н. Физиологические о
сновы двигательной активности
/ Ю.Н.
Вавилов, 1991.
- 220 с
.
Вайнбаум, Я.С. Дозирование физи
ческих нагрузок
/ Я.С.
Вайнбаум, 1991. - С.21 - 38.
Верхошанский
,
Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте
/
Ю. В. Верхошанский
– М .: Торговый дом «Советский спорт»
, 2019. - 216 с.
Гагаева
,
Т.М. Пси
хология футбола / Т. М. Гагаева
, 2010. – 215 с
.
Губа
,
В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта // Теория и практика физической культуры
/
В.П
.
Губа,
200
7
.
- С.28 - 32.
Губа
,
В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальны
е особенности юных спортсменов/
В.П.
Губа,
Смоленск, 1997. - 219 с
.
Драндров
,
Г. Л.
Физическое воспитание школьников на основ
е углубленного изучения футбола
/ Г.
Л. Драндров, А. С. Зейнетдинов, 2
009. -138 с.
Драндров
,
Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учетом типологических свойств нервной системы
/
Г.Л. Драндров
,
2005. – 24 с.;
Зациорский
,
В.М.
Физические качества спортсмена
/ В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 200 с
.
Конеева
,
Е. В. Спортивные
игры: правила, тактика, техника
: учебное пособие для вузов /
Е. В. Конеева
. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2022. — 322 с.
Лалаков
,
Г. С., Ермолов
,
Ю. В.
Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допу
стимых тренировочных нагрузок/
Г. С.
Лалаков
, 2014. – 105 с.
Ланда
,
Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2010. – С. 8
Левин
,
В.С. Информационная технология оценки скоростно-силовых
способностей футболиста в игре
/ Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля
/
В.С
. Левин
, 2013 – С.126-130
Ловягина
,
А. Е. Психолог
ия физической культуры и спорта
: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Ловягина — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 338 с.
Лях, В. И.
Коорд
инационная тренировка в футболе
/
В. И
.
Лях
, 2010. –
215
с.
Никитушкин
,
В.Г. Теория и метод
ика юношеского спорта/
В.Г.
Никитушкин, 2010. – 202 с.
Никитушкин
,
В.Г. Теор
ия и методика юношеского спорта/
В.Г
.
Никитушкин, 2010. – 202 с.
Озолина
,
Н.Г.
Л
ёгкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры./ Н.Г
.
Озолина
, 1979. – 145 с.
Поликвин
,
Ч., Принципы П
оликвина
/
Ч. Поликвин
,
1997. – 138
с.
Слимейкер
,
Роб. Серьёзные тренировки для спортсменов на выносливость
/ Слимейкер Роб.
, 2007. – 68
с.
Солодков
,
А. С.
Ученые записки
университета им. П.Ф. Лесгафта
/ Физическая работоспособность спортсмено
в и общие принципы её коррекции/
А. С. Солодков
,
2014.
–
109
Солодков
,
А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека/ А. С. Солодков, 2005.- 528 с.
Тимакова, Т.С. Основные методические подходы к разработке и созданию системы спортивного отбора в процессе многолетней
подготовки
// Организационные и программно-методические аспекты системы отбора перспективных
спортсменов
/ Т.С.
Тимакова, 1988
.
- С. 6 - 24.
Тюленьков, С.Ю. Федоров А.А., Фут
бол в зале: система подготовки
/
С.Ю
.
Тюленьков, 2000. - С. 5 - 16, 63 - 64.
Тюленьков, С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретике методические аспекты управления подготовкой футболистов
/ С.Ю. Тюленьков, 1997. - 116 с
.
Фадеева-Костыленко, Н.А. Мини-футбол: техника игры /
/ Физическая культура в школе
/
Н.А. Фадеева-Костыленко,
2001
. - С. 67-72.
Фарфель, B.C. Развитие движений у детей школьного возраст/ B.C. Фарфель. М.: 1948 - 221 с.
Филатов, Л.
И.
Наедине с футболом
/
Л.И. Филатов, 2007. - 154с.
Филин
,
В.П. Теория методика юношеского спорта/ В. П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 128с.
Филонов
,
А
.В. Физическая культура в школе/ А.В. Филонов
, 2012. – 233 с.
Фриха, М.Х. Развитие координации движений и пространственной ориентации юных футбо
листов 11-13 лет. / М.Х
.
Фриха,
1998.
-
21с
.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2004, 480 с.
Шамардин
,
А.И., Российский С.А., Солопов И.Н., Шамардин А.А. Функциональная подготовка в футболе
/
А.И.
Шамардин
,
2010.
- 41с.
Шамардин, А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленно
сти футболистов. А.И. Шамардин
, 2000.
– 50 с
.
Шмельков
,
И.И. Исследование возрастных изменений выносливости у школьников и обосновани
е некоторых методов ее развития
/ И. И. Шмельков, 2010. – 264 с.
Ш
олих, М. Круговая тренировка/ М. Шолих, 2004
.
– 149 с.
Янсен
,
И. П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость/ И. П. Янсен, 2012. – 58 с.