Методика развития связной речи | Линина Марина Владимировна. Работа №235511
Автор: Линина Марина Владимировна
В статье даны методические рекомендации развития связной речи у детей с ОНР
Методика развития связной речи.
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду
осуществляется:
- в процессе разнообразной практической деятельности,
-при проведении игр,
- в режимных моментах,
- при наблюдении за окружающим и др.,
- так и на специальных коррекционных занятиях.
Рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения:
В I периоде первого года обучения
(
сентябрь - ноябрь) овладение навыками составления прост
ых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
Во
II
периоде ( декабр
ь-
март ) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета,
коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
В III периоде
(
апрель - июнь ) предусматривается обучение составлению рассказа по теме ( в том числе – с приду
мыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).
Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения пред
усматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений
из собственного опыта.
Формы связной речи
Диалог
Монолог
Разговорная лексика и фразеология.
Использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.
Краткость.
Фрагментарность, непроизвольность.
Простые и сложные бессоюзные предложения.
Кратковременное предварительное обдумывание.
Стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника)
Имеет более сложное строение.
Выражает мысль одного человека.
Более длительное предварительное обдумы
вание высказывания.
Высказывание содержит более полную формулировку информации.
Развернутость высказывания.
Синтаксическая
оформленность
.
Законченность, логическая завершенность.
Исп
ользование неречевых средств (жесты, мимика и др.).
Стимулируется внутренними мотивами
говорящего
Виды рассказывания:
п
о восприятию
,
п
о памяти
,
т
ворческое рассказывание
Задачи по обучению рассказыванию:
закрепление и развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации,
формирование навыков построения связных монологических высказываний,
развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,
воздействие на активизацию и развитие психических процессов
(
восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций),
Принципы логопедического воздействия:
принцип опоры
на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме
;
овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и
др
;
принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей;
Общедидактические
принципы ( систематичность и п
оследовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальн
о-
психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ).
Задачи при обучении детей грамматически правильной связной речи:
коррекционное формирование и включение в "речевой арсенал" детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических
)
средств построения связных высказываний;
усвоени
е норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
обеспечение достаточной речевой практики как основы практическог
о усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения
Подготовительная работа.
Цель: достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для
составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включает:
формирование лексического и грамматического базиса связной речи,
развитие и закрепление навыков построения предложений раз
ной структуры,
развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Задачи подготовительного этапа:
развитие направленного восприя
тия речи педагога и внимания к речи других детей;
формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на
вопросы в виде развернутых предложений;
формирование умений адекватно передавать в
речи
изображенные на картинках простые действия;
усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических
(
слова-определения, глагольная лексика и др.);
практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания
Методика обучения
Упражнения в составлении предложений по картинкам. Для упражнений используются картинки двух видов:
картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;
картинки с изображением одного или
нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.
При подборе картинок следует также учитывать упражнения в составлении ряда последовательных предложений путем распространения начальной структуры П + С.
Например: Мальчик пишет - Мальчик пишет письмо.
Игровые упражнения:
В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с "двойной предикативностью.
Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми, например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету«
Упражнения в составлении таких предложений м
ожно проводить на основе разнообразных дидактических игр
(
например, и
грового занятия "Кто что любит?»
)
В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с "двойной предикативностью.
Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми, например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету«
Упражнения в составлении таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических игр
(
например, игрового занятия "Кто что любит?«)
Составление предложений.
Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распрост
ранением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения.
(Мальчик ест яблоко.
Мальчик ест сочное сладкое яблоко.
Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)
Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропус
к слов.
(Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).
Составление предложений по "живым картинкам" (предметные картинк
и вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на
фланелеграфе
.
Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в ре
чи многие предлоги, употребление пред ложно-надежных конструкций (Петух, забор — Петух взлетел на забор.
Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе.
Петух ищет корм за забором и т. д.)
Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами, дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)
Отбор слов из названных логопедом, и сост
авить с ни ми предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз ( в 3-4 и более
слов ). Дети усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего
"опорные" содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов-высказываний, начинающихся с повторения последнего слова ( или словосочетания ) из вопроса педагога. Например: «Что делает мальчик? Мальчик... Мальчик сажает дерево ( ответ ребенка ).
Развивающие речевые игры и упражнения.
Лексические упражнения:
"
Подбер
и слово", "На что похоже" (подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета
"Кому что нужно?" (подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наимен
ований действия и наоборот)
;
Игра-упражнение "Скажи по-другому", "А как
наобо
-рот
?", подбор антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия)
"Скажи по-другому". Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.
Лексико-грамматические упражнения
"Закончи фразу»
("Цветы растут на/ в
...», по слогу/по звуку:
«В лесу растут г... и я…»
)
;
Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: "Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.
о
ставление предложений по данным словам (предлагаются вначале в правильной, а затем - в измененной последовательности ), например: "Медведь, мед, сладкий, любит";
упражнение в составлении предложений по данному слову ("Под деревом" - "на дереве"; "Перед домом" - "за домом«). Используются соответствующие предметные картинки.
Упражнения для развития "поэтического слуха", в
т.ч
. в подборе рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе. Приводим пример: упражнение "Давай вместе расскажем веселые стихи"
(
дополнение предложений нужными по смыслу словами-
анто
-
нимами
). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение
Д.Чиарди
"Другое эхо".
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР РАССКАЗЫВАНИЮ.
Занятия по пересказу
При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На начальном этапе работы
(
2 период первого года обучения ) используются:
небольшие тексты (в дальнейшем их объем увеличивается);
тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов;
тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут слу
жить "Умей обождать«,
К.Д.Ушинского
, "Скучная шуба"
Л.Е.Улицкой
, сказка "Рукавичка» и др.
Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на 2х занятиях ( в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий - на 3х )
Структура занятий:
организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений,
- чтение произведения,
- разбор текста ( "языковой" и "содержательный") ( 1-е занятие ); - пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов (2-е занятие ).
Цель подготовительных упр.:
- организовать внимание детей,
- подготовить их к восприятию рассказа ( отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте;
- демонстрация соответствующих картинок и др.
Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.
Разбор содержания произведения.
проводится в вопросно-ответной форме. В процессе разбора применяется иллюстративный материал. Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо проведение специального языкового
(
лексического ) разбора текста ( также в вопросно-ответной форме, с и
спользованием наглядности ).
Лексический разбор включает
: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций
, служащих для характеристики предметов ("Что говорится в сказке о березе / речке / лисе?" и т.д.; "Вспомните, как сказано о ней, какая она?"), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательны
х действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом отношений сло
в, образующих
основное «ядро» т
екста
Обучение рассказыванию по картинам.
Виды занятий с картинным материалом:
составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета ("Игры на детской площадке»).
составление рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на 1 план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины ("Ледоход", "Река замер-зла» из серий картин О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
рассказывание по сериям сюжетных картинок. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Гриб", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева ( серия "На-ходка" и т.д). На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий - составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена ( серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова, сюжетные серии из пособия Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше и др. ).
обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий ( по опорным вопросам ). С этой целью можно использовать картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и др. ( 42, 46 ).
описание пейзажной картины.
Методические приёмы:
образец рассказа педагога по картине или ее части,
направляющие вопросы,
предваряющий план рассказа,
составление рассказа по фрагментам картины,
коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Методика обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок:
на 1ом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии;
на 2ом занятии они поочередно составляют рассказы
по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию
(
по вопросам педагога или данному образцу ).
Схема последовательного описания:
называют время года,
перечисляют предметы ландшафта в последов
ательности, определяемой их пространственным расположением,
дают описание изображенных объектов по вопросам
(
как выглядит лес, река, берег, луг и др.).
При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: "А теперь расскажи о березках, какие они" и т.п.
Составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта:
задания включаются в III периоде перво
го года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей. Такие задания целесообразно включать
взанятия
на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий - утренников, экскурсий, "досуговых мероприятий« и т.д.
Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми.
Составление рассказов из коллективного опыта может
проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении. В качестве "опорного" наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр
соответствующих видеофильмов. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях
(
проводимых по плану логопеда ). Составлению рассказов из опыта может предшествовать организация выставок детских рисунко
в по той же тематике.
Обучение рассказу-описанию предметов.
Описание - особый вид связной
монологичес
-кой
речи. Коммуникативная задача высказывания-описания
состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
В
процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Задачи при обучении детей с ОНР описанию предметов
развитие умения выд
елять существенные признаки и основные части
(
детали ) предметов;
формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Виды работы:
подготовительные упражнения к описанию предметов;
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
описание предметов по основным признакам;
обучение развернутому описанию предмета (с включением
различных
признаков-
микр
отем
);
закрепление полученных навыков составления рассказа-описания;
усвоение первоначальных навыков сравнительного описани
я предметов
Упражнения на узнавание предмета по его описанию
рекомендуются, сравнение предметов по основным признакам,
упражнени
я на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий
(
тематические лото, пособие "Предмет и изображение"), игрушек и муляжей предметов.
Например, при работе с лото детям раздаются карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог дает развернутое словесное описание одного из них, и дети должны определить, о каком предмете идет речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы педагога, направленные на выделение некоторых отличительных его признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием "Предмет и изображение", где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребенок должен соотнести объемную модель предмета с его графическим изображением на карте
Составления описаний по вопросам педагога:
для описания подбираются игрушки и другие предметы с ярко
выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками
(
мяч, арбуз, морковь и т.п. ). Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков
(
форма, цвет, величина, материал ) и н
екоторых отличительных свойств: например: "Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют".
составление описания ребенком предваряетс
я образцом, который дает педагог, например: "Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый". Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания-описания и ориентирует их на
фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.
Описанию предметов по предваряющему плану-схеме:
дети должны усвоить
определенную
с х е м у высказывания-описания; у них фо
рмируются представления об основных структурных частях описательного текста.
Предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов :
1. Вначале нужно определить объект описания ("Это кукла"; "Здесь - кошка" и т.п. );
2. ( во второй части описания ) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности;
3. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе ("Мебель", "Домашнее животное" ), на его назначение ( в шкафу хранят одежду ), приносимую пользу ( собака охраняет дом ).
Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы (см стр. 68)
Приёмы описания предмета:
по выполненному рисунку
является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного опис
ания. Ребенку предлагается выполнить рисунок какого-либо предмета или игрушки
(
по выбору ), а затем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Зат
ем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах.
о
писание предметов по памяти
(предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка по темам: "Моя
любимая игрушка", "Наши верные друзья" и др. Описание по памяти проводится на основе впечатлений, пол
ученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.
Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания (примеры игр см. на стр. 70, 71)
Сравнительное описание двух предметов:
В конце третьего периода первого года обучения
рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей
(
на основе пройденных лексических тем). Занятия проводятся с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата и могут проводиться воспита
телем по плану логопеда. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения:
дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета ("У гуся
шея длинная, а у утки...");
составление предложений по вопросам
(
типа:
"Каковы на вкус лимон и
апель-син
?" и т.п.);
выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов
(
апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий и т.д.);
последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы
(
ель и береза, белый гриб и мухомор и др. ).
Можно использовать прием параллельного описания двух предметов - педагогом и ребенком ( описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д. ). Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения.
Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Творческие рассказы - придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания ( ситуаций, действий, образов ), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей ( учебной ) деятельности.
Виды рассказывания с элементами творчества.
рассказы по аналогии,
придумывание продолжения и завершения рассказа,
составлени
е его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также налич
ие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения ( зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и
др
). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в рабо
те с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития.
Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится, в основном, на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера ( см. табл. а стр. 75)
Виды занятий:
для формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества:
составление рассказа по аналогии
;
придумывание продолжения
(окончания) незавершенного рассказа;
составление сюжетного рассказа
п
о набору игрушек;
сочинение на заданную тему
по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.
В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:
беседу - обсуждение предложенной темы
(
активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа );
обсуждение
(
коллективное составление ) плана будущего рассказа;
“направляющие” указания к составлению рассказов
(
дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дает
ся установка, как можно на-
чать
рассказ и др. );
обсуждение и анализ детских рассказов
(
по магнитофонной записи или видео-фильму );
“домашние задания”: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумывание других рассказов на ту же тему.
Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе ( 24, 43 и др. ).
Использованная литература:
Т. А. Ткаченко. Конспекты по формированию связной речи у детей с ОНР на весь учебный год (старшая группа);
В. П. Глухов. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с СНР