Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика развития связной речи | Линина Марина Владимировна. Работа №235511

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Линина Марина Владимировна
В статье даны методические рекомендации развития связной речи у детей с ОНР

Методика развития связной речи.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду

осуществляется:

- в процессе разнообразной практической деятельности,

-при проведении игр,

- в режимных моментах,

- при наблюдении за окружающим и др.,

- так и на специальных коррекционных занятиях.

 

Рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения:

В I периоде первого года обучения

(

сентябрь - ноябрь) овладение навыками составления прост

ых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во

II

периоде ( декабр

ь-

март ) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета,

коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде

(

апрель - июнь ) предусматривается обучение составлению рассказа по теме ( в том числе – с приду

мыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).

Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения пред

усматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений

из собственного опыта.

 

Формы связной речи

Диалог

Монолог

Разговорная лексика и фразеология.

Использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.

Краткость.

Фрагментарность, непроизвольность.

Простые и сложные бессоюзные предложения.

Кратковременное предварительное обдумывание.

Стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника)

Имеет более сложное строение.

Выражает мысль одного человека.

Более длительное предварительное обдумы

вание высказывания.

Высказывание содержит более полную формулировку информации.

Развернутость высказывания.

Синтаксическая

оформленность

.

Законченность, логическая завершенность.

Исп

ользование неречевых средств (жесты, мимика и др.).

Стимулируется внутренними мотивами

говорящего

Виды рассказывания:

п

о восприятию

,

п

о памяти

,

т

ворческое рассказывание

 

Задачи по обучению рассказыванию:

закрепление и развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации,

формирование навыков построения связных монологических высказываний,

развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,

воздействие на активизацию и развитие психических процессов

(

восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций),

 

Принципы логопедического воздействия:

принцип опоры

на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме

;

овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и

др

;

принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей;

Общедидактические

принципы ( систематичность и п

оследовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальн

о-

психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ).

 

Задачи при обучении детей грамматически правильной связной речи:

коррекционное формирование и включение в "речевой арсенал" детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических

)

средств построения связных высказываний;

усвоени

е норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

обеспечение достаточной речевой практики как основы практическог

о усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения

 

Подготовительная работа.

Цель: достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для

составления разных видов развернутых высказываний.

Подготовительная работа включает:

формирование лексического и грамматического базиса связной речи,

развитие и закрепление навыков построения предложений раз

ной структуры,

развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

 

Задачи подготовительного этапа:

развитие направленного восприя

тия речи педагога и внимания к речи других детей;

формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на

вопросы в виде развернутых предложений;

формирование умений адекватно передавать в

речи

изображенные на картинках простые действия;

усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических

(

слова-определения, глагольная лексика и др.);

практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;

формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания

 

Методика обучения

Упражнения в составлении предложений по картинкам. Для упражнений используются картинки двух видов:

картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;

картинки с изображением одного или

нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

При подборе картинок следует также учитывать упражнения в составлении ряда последовательных предложений путем распространения начальной структуры П + С.

Например: Мальчик пишет - Мальчик пишет письмо.

 

Игровые упражнения:

В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с "двойной предикативностью.

Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми, например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету«

Упражнения в составлении таких предложений м

ожно проводить на основе разнообразных дидактических игр

(

например, и

грового занятия "Кто что любит?»

)

В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с "двойной предикативностью.

Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми, например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету«

Упражнения в составлении таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических игр

(

например, игрового занятия "Кто что любит?«)

 

Составление предложений.

Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распрост

ранением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения.

(Мальчик ест яблоко.

Мальчик ест сочное сладкое яблоко.

Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропус

к слов.

(Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

Составление предложений по "живым картинкам" (предметные картинк

и вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на

фланелеграфе

.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в ре

чи многие предлоги, употребление пред ложно-надежных конструкций (Петух, забор — Петух взлетел на забор.

Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе.

Петух ищет корм за забором и т. д.)

Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами, дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

Отбор слов из названных логопедом, и сост

авить с ни ми предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз ( в 3-4 и более

слов ). Дети усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего

"опорные" содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов-высказываний, начинающихся с повторения последнего слова ( или словосочетания ) из вопроса педагога. Например: «Что делает мальчик? Мальчик... Мальчик сажает дерево ( ответ ребенка ).

Развивающие речевые игры и упражнения.

Лексические упражнения:

"

Подбер

и слово", "На что похоже" (подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета

"Кому что нужно?" (подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наимен

ований действия и наоборот)

;

Игра-упражнение "Скажи по-другому", "А как

наобо

-рот

?", подбор антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия)

"Скажи по-другому". Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.

Лексико-грамматические упражнения

"Закончи фразу»

("Цветы растут на/ в

...», по слогу/по звуку:

«В лесу растут г... и я…»

)

;

Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: "Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.

о

ставление предложений по данным словам (предлагаются вначале в правильной, а затем - в измененной последовательности ), например: "Медведь, мед, сладкий, любит";

упражнение в составлении предложений по данному слову ("Под деревом" - "на дереве"; "Перед домом" - "за домом«). Используются соответствующие предметные картинки.

Упражнения для развития "поэтического слуха", в

т.ч

. в подборе рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе. Приводим пример: упражнение "Давай вместе расскажем веселые стихи"

(

дополнение предложений нужными по смыслу словами-

анто

-

нимами

). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение

Д.Чиарди

"Другое эхо".

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР РАССКАЗЫВАНИЮ.

Занятия по пересказу

При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На начальном этапе работы

(

2 период первого года обучения ) используются:

небольшие тексты (в дальнейшем их объем увеличивается);

тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов;

тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут слу

жить "Умей обождать«,

К.Д.Ушинского

, "Скучная шуба"

Л.Е.Улицкой

, сказка "Рукавичка» и др.

Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на 2х занятиях ( в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий - на 3х )

 

Структура занятий:

организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений,

- чтение произведения,

- разбор текста ( "языковой" и "содержательный") ( 1-е занятие ); - пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов (2-е занятие ).

Цель подготовительных упр.:

- организовать внимание детей,

- подготовить их к восприятию рассказа ( отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте;

- демонстрация соответствующих картинок и др.

Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.

 

Разбор содержания произведения.

проводится в вопросно-ответной форме. В процессе разбора применяется иллюстративный материал. Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо проведение специального языкового

(

лексического ) разбора текста ( также в вопросно-ответной форме, с и

спользованием наглядности ).

Лексический разбор включает

: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций

, служащих для характеристики предметов ("Что говорится в сказке о березе / речке / лисе?" и т.д.; "Вспомните, как сказано о ней, какая она?"), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательны

х действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом отношений сло

в, образующих

основное «ядро» т

екста

Обучение рассказыванию по картинам.

Виды занятий с картинным материалом:

составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета ("Игры на детской площадке»).

составление рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на 1 план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины ("Ледоход", "Река замер-зла» из серий картин О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).

рассказывание по сериям сюжетных картинок. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Гриб", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева ( серия "На-ходка" и т.д). На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий - составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена ( серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова, сюжетные серии из пособия Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше и др. ).

обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий ( по опорным вопросам ). С этой целью можно использовать картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и др. ( 42, 46 ).

описание пейзажной картины.

Методические приёмы:

образец рассказа педагога по картине или ее части,

направляющие вопросы,

предваряющий план рассказа,

составление рассказа по фрагментам картины,

коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Методика обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок:

на 1ом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии;

на 2ом занятии они поочередно составляют рассказы

по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию

(

по вопросам педагога или данному образцу ).

Схема последовательного описания:

называют время года,

перечисляют предметы ландшафта в последов

ательности, определяемой их пространственным расположением,

дают описание изображенных объектов по вопросам

(

как выглядит лес, река, берег, луг и др.).

При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: "А теперь расскажи о березках, какие они" и т.п.

Составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта:

задания включаются в III периоде перво

го года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей. Такие задания целесообразно включать

взанятия

на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий - утренников, экскурсий, "досуговых мероприятий« и т.д.

Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми.

Составление рассказов из коллективного опыта может

проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении. В качестве "опорного" наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр

соответствующих видеофильмов. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях

(

проводимых по плану логопеда ). Составлению рассказов из опыта может предшествовать организация выставок детских рисунко

в по той же тематике.

Обучение рассказу-описанию предметов.

Описание - особый вид связной

монологичес

-кой

речи. Коммуникативная задача высказывания-описания

состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

В

процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Задачи при обучении детей с ОНР описанию предметов

развитие умения выд

елять существенные признаки и основные части

(

детали ) предметов;

формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предметов;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развернутому описанию предмета (с включением

различных

признаков-

микр

отем

);

закрепление полученных навыков составления рассказа-описания;

усвоение первоначальных навыков сравнительного описани

я предметов

Упражнения на узнавание предмета по его описанию

рекомендуются, сравнение предметов по основным признакам,

упражнени

я на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий

(

тематические лото, пособие "Предмет и изображение"), игрушек и муляжей предметов.

Например, при работе с лото детям раздаются карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог дает развернутое словесное описание одного из них, и дети должны определить, о каком предмете идет речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы педагога, направленные на выделение некоторых отличительных его признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием "Предмет и изображение", где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребенок должен соотнести объемную модель предмета с его графическим изображением на карте

Составления описаний по вопросам педагога:

для описания подбираются игрушки и другие предметы с ярко

выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками

(

мяч, арбуз, морковь и т.п. ). Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков

(

форма, цвет, величина, материал ) и н

екоторых отличительных свойств: например: "Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют".

составление описания ребенком предваряетс

я образцом, который дает педагог, например: "Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый". Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания-описания и ориентирует их на

фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

Описанию предметов по предваряющему плану-схеме:

дети должны усвоить

определенную

с х е м у высказывания-описания; у них фо

рмируются представления об основных структурных частях описательного текста.

Предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов :

1. Вначале нужно определить объект описания ("Это кукла"; "Здесь - кошка" и т.п. );

2. ( во второй части описания ) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности;

3. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе ("Мебель", "Домашнее животное" ), на его назначение ( в шкафу хранят одежду ), приносимую пользу ( собака охраняет дом ).

Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы (см стр. 68)

Приёмы описания предмета:

по выполненному рисунку

является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного опис

ания. Ребенку предлагается выполнить рисунок какого-либо предмета или игрушки

(

по выбору ), а затем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Зат

ем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах.

о

писание предметов по памяти

(предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка по темам: "Моя

любимая игрушка", "Наши верные друзья" и др. Описание по памяти проводится на основе впечатлений, пол

ученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания (примеры игр см. на стр. 70, 71)

Сравнительное описание двух предметов:

В конце третьего периода первого года обучения

рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей

(

на основе пройденных лексических тем). Занятия проводятся с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата и могут проводиться воспита

телем по плану логопеда. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения:

дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета ("У гуся

шея длинная, а у утки...");

составление предложений по вопросам

(

типа:

"Каковы на вкус лимон и

апель-син

?" и т.п.);

выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов

(

апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий и т.д.);

последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы

(

ель и береза, белый гриб и мухомор и др. ).

Можно использовать прием параллельного описания двух предметов - педагогом и ребенком ( описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д. ). Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения.

Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Творческие рассказы - придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания ( ситуаций, действий, образов ), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей ( учебной ) деятельности.

Виды рассказывания с элементами творчества.

рассказы по аналогии,

придумывание продолжения и завершения рассказа,

составлени

е его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также налич

ие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения ( зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и

др

). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в рабо

те с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится, в основном, на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера ( см. табл. а стр. 75)

Виды занятий:

для формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества:

составление рассказа по аналогии

;

придумывание продолжения

(окончания) незавершенного рассказа;

составление сюжетного рассказа

п

о набору игрушек;

сочинение на заданную тему

по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.

В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

беседу - обсуждение предложенной темы

(

активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа );

обсуждение

(

коллективное составление ) плана будущего рассказа;

“направляющие” указания к составлению рассказов

(

дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дает

ся установка, как можно на-

чать

рассказ и др. );

обсуждение и анализ детских рассказов

(

по магнитофонной записи или видео-фильму );

“домашние задания”: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумывание других рассказов на ту же тему.

Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе ( 24, 43 и др. ).

 

Использованная литература:

Т. А. Ткаченко. Конспекты по формированию связной речи у детей с ОНР на весь учебный год (старшая группа);

В. П. Глухов. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с СНР

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×