Методика РКМ в обучении детей с нарушением интеллекта | Мой кабинет. Работа №353734
Ценность данной технологии (РКМ) в том, что она учит слушать и слышать, развивать речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность,познавательный интерес, поюбуждает детей к действию. поэтому работают все, уходит страх.Учитель и обучающийся вместе участвуют в добывании знаний. Основы методики РКМ включают три стадии или три этапа урока: вызов, осмысление, размышления.
«Элементы методики развития критического мышления в обучении детей с нарушением интеллекта».
Ценность данной технологии (РКМ) в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Основы методики развития критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, диаграмма ВЕНН, дневник двойной записи, развивающая лекция, ЖИГСО I, ЖИГСО II, изложение в паре, углы и др.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися.
Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Обучение критическому мышлению – нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:
учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
учитель должен верить в способности каждого ученика.
Можно отметить следующие преимущества технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”:
У учеников повышается интерес к самому процессу обучения;
Появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;
В конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.
Есть замечательное изречение Сократа: “Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд, технология развития критического мышления помогает достичь поставленной перед нами обществом цели, способствует реализации данного изречения.