Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика скорочтения для младших школьников: как развить скорость и понимание чтения | Агаева Гюллу Гулаят кызы. Работа №346294

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методики скорочтения, адаптированные для младших школьников, и их значение для повышения скорости и понимания чтения. Обсуждаются основные техники, которые можно использовать на уроках, а также примеры упражнений, способствующих развитию этих навыков у детей. Статья подчеркивает важность формирования позитивного отношения к чтению и представления его как увлекательного процесса.

Ключевые слова: скорочтение, младшие школьники, методика, скорость чтения, понимание текста, развитие навыков.

Методика скорочтения для младших школьников:

как развить скорость и понимание чтения

 

Агаева Гюллу Гулаят кызы, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования г. Ноябрьск

 

Аннотация. В статье рассматриваются методики скорочтения, адаптированные для младших школьников, и их значение для повышения скорости и понимания чтения. Обсуждаются основные техники, которые можно использовать на уроках, а также примеры упражнений, способствующих развитию этих навыков у детей. Статья подчеркивает важность формирования позитивного отношения к чтению и представления его как увлекательного процесса.

Ключевые слова: скорочтение, младшие школьники, методика, скорость чтения, понимание текста, развитие навыков.

 

Скорочтение становится все более актуальным в современном мире, где объем информации стремительно растет. Умение быстро и эффективно воспринимать текст является необходимым навыком, который может значительно облегчить учебный процесс и повысить успеваемость младших школьников. Однако важно не только развить скорость чтения, но и сохранить понимание прочитанного, что является основной задачей при обучении скорочтению. В начальной школе дети формируют свои читательские навыки, и именно в этот период можно внедрять элементы скорочтения, адаптированные под их возрастные особенности и психоэмоциональное состояние.

Первым шагом в обучении скорочтению является развитие фонематического восприятия и понимания текста. У младших школьников часто встречаются трудности с выделением главной мысли и пониманием содержания текста. Для этого можно использовать различные игры и задания, которые помогут детям сосредоточиться на прочитанном. Например, можно предложить им прочитать короткий текст и затем ответить на вопросы по его содержанию. Это развивает не только скорость чтения, но и критическое мышление, помогает детям учиться выделять ключевые моменты. Важно не просто проверять, сколько слов они успели прочитать, а акцентировать внимание на том, насколько хорошо они понимают и осмысляют прочитанное.

Вторым важным аспектом является использование различных техник скорочтения, которые можно адаптировать для младших школьников. Одной из таких техник является «сканирование», которая помогает детям быстро находить нужную информацию в тексте. Учитель может подготовить текст с вопросами, на которые дети должны быстро ответить, просматривая материал. Эта методика развивает не только скорость, но и способность к анализу, что крайне важно для успешного освоения учебной программы.

Кроме того, можно использовать метод «приглашения к чтению», который включает в себя использование визуальных и аудиовизуальных материалов. На начальном этапе обучения скорочтению можно применять различные мультимедийные ресурсы, такие как интерактивные книги, видеоролики с озвучкой и другие визуальные элементы. Это позволяет привлечь внимание детей и мотивировать их к чтению. Например, учитель может продемонстрировать детям анимационный фильм, основанный на книге, и затем предложить прочитать оригинал. Это не только развивает скорость чтения, но и помогает детям понять, как литературное произведение может быть адаптировано в другие форматы.

Методы работы с текстами могут включать в себя и использование карточек со словами или фразами, что поможет развить скорость чтения. Учитель может создавать карточки с ключевыми словами и фразами из прочитанного текста, которые затем ученики должны расположить в правильном порядке. Это упражнение поможет детям сосредоточиться на главных идеях и запомнить ключевые слова, а также улучшит их навыки чтения.

Еще одним полезным инструментом в обучении скорочтению является чтение в парах. Ученики могут работать вместе, по очереди читая текст и обсуждая его содержание. Это помогает создать поддержку среди учащихся и развивает их коммуникативные навыки. Кроме того, такой подход позволяет ученикам учиться друг у друга, что может значительно повысить их мотивацию и интерес к чтению. Например, можно предложить детям организовать «читающий клуб», где они смогут обсуждать прочитанные книги и делиться впечатлениями, а также ставить цели по улучшению своей скорости чтения.

Важно помнить, что дети младшего школьного возраста могут быстро уставать, поэтому занятия по скорочтению должны быть короткими и динамичными. Важно избегать перегрузок и делать упор на положительный опыт чтения. Регулярные короткие упражнения, направленные на развитие скорости чтения, могут быть более эффективными, чем длительные занятия. Например, можно использовать таймер для отслеживания времени, за которое ребенок сможет прочитать текст, что добавляет элемент игры и соревновательности.

При обучении скорочтению следует также учитывать эмоциональный аспект. Учитель может использовать положительные подкрепления, чтобы повысить мотивацию детей. Например, можно организовать небольшие конкурсы, где ученики будут соревноваться в скорости чтения, получая за это маленькие призы или грамоты. Это создает атмосферу дружелюбия и помогает детям развивать не только навыки чтения, но и уверенность в себе.

Важным аспектом методики скорочтения является и чтение с предсказанием. Дети могут предсказывать, о чем будет текст, глядя на заголовок или картинки. Это не только развивает их аналитические способности, но и помогает им понимать структуру текста. После прочтения учитель может обсудить с детьми, насколько их предсказания совпали с реальным содержанием. Это упражнение способствует развитию навыков критического мышления и помогает ученикам стать более осознанными читателями.

Таким образом, методика скорочтения для младших школьников является важным аспектом формирования их читательских навыков. Развитие скорости и понимания чтения возможно через использование различных техник и подходов, адаптированных для детской аудитории. Игровые элементы, использование мультимедийных ресурсов, чтение в парах и положительное подкрепление помогут создать увлекательную и поддерживающую атмосферу, способствующую успешному обучению. Главная задача учителя — сформировать у детей позитивное отношение к чтению и развить их способности, что, в свою очередь, обеспечит успешное освоение учебного материала и подготовит их к будущим учебным достижениям.

 

 

Список литературы

Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Г. Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок [и др.] – М.: АСТ, 2017. – 112 с.

Андреев О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. 192 с.

Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. // Образовательные технологии: сборник материалов. - М. : Баласс, 2008. - С. 65-89.

Прокина, Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×