Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика занятий по гидропонике во внеурочное время: первые шаги для юных исследователей | Елесина Мария Александровна. Работа №350971

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике проведения занятий по гидропонике для школьников в рамках дополнительного образования. В статье рассмотрены основные принципы работы с гидропонными системами, подходы к организации внеурочных занятий, а также практические рекомендации для педагогов, которые хотят привлечь детей к исследовательской деятельности в области экологии и агрономии. Важное внимание уделено развитию у детей навыков самостоятельного эксперимента, исследовательского подхода и экологического сознания через создание мини-лабораторий гидропонных систем.

Ключевые слова: гидропоника, методика занятий, дополнительное образование, исследовательская деятельность, экология, агрономия, технологии, юные исследователи, внеурочная деятельность.

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ГИДРОПОНИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ: ПЕРВЫЕ ШАГИ ДЛЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

Елесина Мария Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 633, г. Санкт-Петербург

Аннотация. Статья посвящена методике проведения занятий по гидропонике для школьников в рамках дополнительного образования. В статье рассмотрены основные принципы работы с гидропонными системами, подходы к организации внеурочных занятий, а также практические рекомендации для педагогов, которые хотят привлечь детей к исследовательской деятельности в области экологии и агрономии. Важное внимание уделено развитию у детей навыков самостоятельного эксперимента, исследовательского подхода и экологического сознания через создание мини-лабораторий гидропонных систем.

Ключевые слова: гидропоника, методика занятий, дополнительное образование, исследовательская деятельность, экология, агрономия, технологии, юные исследователи, внеурочная деятельность.

 

Современное дополнительное образование активно развивает проектный и исследовательский подходы к обучению, предоставляя детям возможность не только получать знания, но и проводить научные эксперименты, создавать собственные проекты. В последние годы особую популярность среди школьников приобрела тема устойчивого сельского хозяйства и альтернативных методов выращивания растений. Одним из таких методов является гидропоника – технология выращивания растений без почвы, с использованием водных растворов питательных веществ.

Гидропоника привлекает внимание не только своей экологичностью, но и тем, что позволяет выращивать растения в любых условиях, независимо от качества почвы, что особенно важно в условиях городской среды. Включение гидропоники в программу внеурочных занятий дает педагогам возможность развивать у детей навыки исследования, эксперимента, работы с технологическими новинками, а также формировать экологическое сознание и ответственность за природу.

Гидропоника – это метод выращивания растений, в котором используется не почва, а водный раствор питательных веществ. Такие системы могут быть очень простыми и доступны для использования в школьных лабораториях и в домашних условиях. Основные компоненты гидропонной системы включают:

Контейнер с раствором питательных веществ. Раствор готовится на основе воды и добавления в нее необходимых микроэлементов и макроэлементов для роста растений (например, азота, фосфора, калия).

Субстрат для поддержания корней растений. Это может быть перлит, вермикулит, кокосовое волокно или другие материалы, которые не содержат питательных веществ, но создают среду для корней.

Система подачи раствора. В некоторых системах используется капельный полив, в других – более сложные механизмы для циркуляции раствора.

Освещение. Растениям в гидропонных системах необходимы условия для фотосинтеза, что может включать использование специальных ламп.

Занятия по гидропонике могут быть интересными и познавательными, поскольку они дают детям возможность увидеть, как работает эта система в реальном времени. Например, уже через несколько недель можно наблюдать рост семян, которые начинают развиваться благодаря питательному раствору, а не почве.

Первое занятие следует посвятить теоретическому знакомству с понятием гидропоники, объяснению ее преимуществ и принципов работы. Педагог может использовать презентацию с изображениями различных гидропонных систем, объяснить, как такие системы используются в сельском хозяйстве и какие проблемы они решают (например, нехватка плодородной земли или возможность выращивания растений в условиях города).

Практическая часть: дети могут рассмотреть несколько видов гидропонных систем, таких как:

Система с питательным раствором (

NFT

), где растения размещаются на длинных трубках, по которым циркулирует раствор.

Система капельного полива, при которой раствор капает на корни растений.

Вертикальные фермы, в которых растения выращиваются в вертикальных установках.

Эта часть занятия помогает детям понять, как работают различные системы и какие растения можно выращивать с помощью гидропоники.

На следующем этапе учащиеся могут приступить к созданию собственных мини-гидропонных установок. Для этого можно использовать простые материалы, доступные в школьных условиях:

Пластиковые бутылки, картон, пластиковые контейнеры.

Специальные жидкости для гидропоники или готовые питательные растворы, которые можно купить или приготовить самостоятельно.

Простой субстрат, например, кокосовое волокно.

Этапы работы:

А) Подготовка материалов. Ученики готовят контейнеры для раствора, а также решают, какой субстрат будет использоваться для поддержания корней (например, вермикулит или перлит).

Б) Сборка системы. Создание установки, в которой корни будут погружены в раствор, а растения могут получать необходимое количество питательных веществ.

В) Посев семян. Дети могут выбрать растения для выращивания. Обычно для таких опытов подходят быстрые в росте растения, такие как базилик, салат, руккола, горох или зелень.

Г) Наблюдение за ростом. На протяжении нескольких недель дети будут следить за ростом растений, записывать изменения, делать наблюдения.

Пример эксперимента: учителя могут предложить детям провести эксперимент с различными условиями (например, с разными концентрациями питательных веществ или с разным количеством света), чтобы они могли на практике убедиться в том, как эти параметры влияют на рост растений.

Важной частью занятий является ведение дневника наблюдений, где дети будут записывать все изменения, происходящие с растениями. Такой подход помогает развивать у детей навыки научной работы, учит их анализировать результаты и делать выводы.

Пример записи в дневник:

Дата: 1 апреля. Мы посадили семена салата в гидропонную систему. Вода с питательным раствором была подготовлена.

Дата: 7 апреля. Семена начали прорастать. Проростки стали зелеными, корни начали расти.

Дата: 14 апреля. Растения растут быстрее, чем в почве. Мы заметили, что они начинают тянуться к свету.

Развитие исследовательских навыков. Занятия по гидропонике помогают детям научиться наблюдать за природными процессами, анализировать результаты и делать выводы, что является основой научной работы.

Экологическая осознанность. Процесс выращивания растений без использования химических удобрений и почвы способствует развитию у детей чувства ответственности за природу и понимания важности устойчивых методов сельского хозяйства.

Инновационный подход. Гидропоника – это высокотехнологичный метод, который позволяет знакомить детей с современными аграрными и экологическими технологиями. Дети могут видеть, как наука и техника могут решать реальные проблемы.

Развитие творческого подхода. Процесс создания гидропонных систем и экспериментов стимулирует творческое мышление детей, что способствует их более глубокому вовлечению в учебный процесс.

В заключение можно отметить, что занятия по гидропонике являются отличным инструментом для педагогов дополнительного образования, позволяющим вовлечь детей в познавательную и исследовательскую деятельность. Такой подход развивает у школьников не только технические навыки и знание экологии, но и стимулирует интерес к науке и исследовательской работе. Организация простых гидропонных систем, проведение экспериментов и наблюдений за ростом растений помогает детям лучше понять принципы устойчивого сельского хозяйства, а также формирует у них ответственность за сохранение природы и решение экологических проблем.

 

Список литературы

Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред.

В.А.

Горского

. - 2-е

изд

. - М.:

Просвещение

, 201

9

. - 111с.

Евладова

, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б.

Евладова

// Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 201

9

. - №4. – с.15-21.

Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 201

9

. – 98с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×