Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА По теме «Актуальные проблемы организации воспитательной работы в школе-интернате» | Галина Викторовна Афонина. Работа №346042

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основное назначение  воспитательной работы – научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий жизни, сформировать навык анализа последних для себя жизненных событий, научить выстраивать воображаемую картину взаимосвязи жизненных событий и представлять ее в будущем. Важным аспектом этой работы является эмоционально-волевой аспект, позволяющий формировать адекватное реагирование на нежелательные варианты перспектив и содержательно анализировать их возможные последствия.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По теме «Актуальные проблемы организации воспитательной работы в школе-интернате»

 

Личностная позиция ребенка, его интересы, желания,

потребности, ценности

 

ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ВОЛШЕБНИКОМ?..

ЕСЛИ БЫ У ТЕБЯ БЫЛА ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА?..

 

Цель: определить направленность потребностей, желаний младшего школьника.

Ребятам предлагается назвать три своих желания, которые они хотели бы осуществить.

Анализ ответов может быть представлен в следующей таблице:

 

Фамилия, имя

Желания

 

для себя

для других

 

 

для близких (семья)

для людей вообще

 

 

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

 

Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний: не от них самих, а от рыбки зависит, исполнится или нет названное желание.

«Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?».

Для создания особого настроения необходимо «ввести» ребенка в роль, сказочную ситуацию. Можно при проведении методики ввести игровые элементы: например, волшебную палочку, разыграть сценку с появлением золотой рыбки или вырезать рыбку из бумаги – пусть она «Подплывет» к каждому.

 

ИГРА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

 

Цель: определить направленность потребностей, устремления ребенка, его желаний.

Ребятам читают (рассказывают), напоминают сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Можно просмотреть инсценировку, мультфильм или диафильм. Каждому малышу вручают сделанный из бумаги цветик-семицветик и предлагают «встать на место девочки Жени», проговорить или записать желания на лепестках цветка. Часть лепестков с желаниями дети могут передать тому, кому они адресованы. Можно задание конкретизировать: написать желание для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей. Дети вправе выбрать, как распределить свои желания.

Обработать результаты можно следующим образом:

1. выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу;

2. сгруппировать: а) материальные (вещи, игрушки…); б) нравственные (иметь животных…);

3. познавательные (научиться чему-либо, стать кем-то);

4. разрушительные (сломать, выбросить…).

 

«ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ»

 

Цель: определить направленность желаний ребенка.

 

Воспитатель обращается к ребенку: «Ты слышал, что существует поверье: если видишь, как падает звезда, - загадай желание. Оно должно исполниться.

Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Скажи мне тихонько, по секрету, что бы ты загадал?»

 

АНКЕТА «МОИ ЖЕЛАНИЯ»

 

Из списка разных желаний ребенку предлагают выбрать «свои» желания:

- стать известным в школе, городе, стране, мире;

- иметь много друзей;

- приносить радость близким людям;

- заниматься любимым делом;

- стать богатым;

- иметь куклу Барби;

- научиться играть на компьютере;

- каждый день есть мороженое;

- …

 

Список желаний ребята могут продолжить сами. Данная анкета может быть предложена школьникам от 8 лет и старше.

 

«РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ»

 

Цель: выяснить, каковы ценностные ориентации младшего школьника.

Данную методику можно реализовать разными способами.

I. Ребенку предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда…

Больше всего я огорчаюсь, если…

II. Лист бумаги делят на две части, каждая из которых имеет свой символ: солнце и тучи (день ночь). Ребята в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения, а могут и написать о них.

III. Каждый ребенок получает лепесток ромашки; на одной его стороне он пишет о своих радостях, на другой – об огорчениях. По окончании работы лепестки собирают в ромашку.

При анализе ответов можно использовать следующую схему:

 

 

Фамилия, имя

Радости и огорчения

 

связанные с собственной жизнью

связанные с коллективом (классом, кружком)

 

IV. Можно предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя, руководителей?..»

 

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

Цель: выявить некоторые особенности характера ребенка.

Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.

Анализ рисунков проводится в зависимости от расположения их на листе бумаги, выполнения ребенком отдельных элементов рисунка.

1. Положение рисунка на листе бумаги:

- ближе к верху – высокая самооценка;

- в центре – норма;

- внизу, в уголке, - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

2. Положение головы:

- повернута вправо (зеркальное отражение) – ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;

- повернута влево – говорит о нерешительности, рефлексии, т.е. сомнениях ребенка в правильности выполнения задания;

- фас говорит об эгоцентризме, обращении на себя.

3. Нос: большой и длинный – любопытство.

4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для ребенка.

5. Рот:

- рот с языком – значимость того, что говорят о нем;

- рот с зубами – некоторая агрессия – возможно, в качестве защитной реакции;

- рот с губами – чувственность;

- рот закрыт – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.

6. Глаза: размер глаз – показатель степени страха (чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвержен страхам).

- 7. Опора животного:

- крупные толстые лапы – основательность, рационализм;

- тонкие, длинные лапы – некоторое легкомыслие, мечтательность.

8. Множество конечностей (рук, ног, крыльев, хвостов) – широта взглядов.

9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере.

10. контур рисунка:

- четкий, заметный – уверенность в себе;

- тонкий, штриховой – неуверенность.

11. Человекоподобие животного – детскость.

12. Присутствие каких-либо признаков пола – сексуальность.

 

«КЕМ БЫТЬ?»

 

Цель: выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.

Детям предлагается:

а) нарисовать, кем бы ребенок хотел стать в будущем.

Под рисунком сделать подпись, которая позволит лучше понять содержание рисунка;

б) написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?»;

в) сделать рисунок «Моя мама (мой папа) на работе»;

Обработка материалов может включать:

- классификацию профессий;

- классификацию мотивов их выбора;

- сравнение рисунков и ответов;

- влияние на выбор профессии примера родителей;

г) дописать предложение: «Я хотел бы стать…, потому что…»;

д) игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть, «защитить» нравящуюся им профессию, показать ее при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи.

При анализе работ следует обратить внимание на то, насколько точно детям удается показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для ее «защиты».

 

«МОЕ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО»

 

Цель: выявить наиболее популярные занятия детей.

Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

- Что ты любишь делать больше всего?

- Твои любимые занятия. Чем ты любишь заниматься?

 

«МОЙ ГЕРОЙ»

 

Цель: выяснить ценностные ориентации младшего школьника.

Данная методика может иметь несколько вариантов.

1. Вопросы детям:

- На кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- Есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы быть похожим? Почему? (Если в классе нет образца, сделать выбор среди всех знакомых ребенку детей.)

- На кого из знакомых взрослых ты хотел бы быть похожим?

2. Выбор одного из предъявленных образов поведения детей:

а) Вася был очень спокойный мальчик: он никогда не дрался, очень любил ловить рыбу; в классе он обычно сидел тихо, в стороне, и что-нибудь рисовал.

б) Петя всегда старался быть впереди всех: первым приносил бумагу, первым вызывался убирать класс. Если ему что-то удавалось, он гордо говорил: «А у меня лучше всех!»

в) Костя обычно с удовольствием работал вместе с ребятами, умел организовать всех, чтобы никто не ссорился; мог придумать интересное дело.

Вопрос после чтения примеров поведения детей: «Кто тебе больше понравился, почему?»

3. Выбрать, на кого ребенку хочется быть похожим больше всего:

на папу;

на маму;

на сестру;

на брата;

на свою учительницу;

на своего друга;

на героя из книги;

на героя из кинофильма, телепередачи.

4. Сочинение на тему: «Я хочу быть таким же» (для 3-4 классов)

5. Рисунки (для 1-2 классов) «Я хочу быть, как…».

При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто является примером для подражания, но и почему именно такой выбор сделал ребенок.

 

«ХОЧУ – НЕ ХОЧУ»

 

Цель: выявить те примеры, которым хотят подражать дети.

Дети отвечают на вопросы:

1. «Каким ты хочешь стать?»:

- Очень-очень хочу… (во-первых).

- Очень хочу… (во-вторых).

- Хочу … (в-третьих).

2. «Какие качества тебе нравятся больше всего:

- у ребят;

- у взрослых;

- у самого себя?»

3. «Какие качества тебе не нравятся:

- у ребят;

- у взрослых;

- у самого себя?»

 

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»

 

Цель: выявить интересы, увлечения, умения детей, формировать интерес, внимание друг к другу.

Дети по кругу рассказывают о себе (что любят, чем увлекаются, где занимаются).

Совет: начать должен взрослый (старший), особенно если ребятам 6-8 лет, чтобы задать верный тон разговору. Обстановка разговора должна быть свободной, доброжелательной, спокойной. Хорошо, если дети сядут в кружок и будут передавать друг другу – от одного участника разговора к другому – воздушный шар, какую-нибудь игрушку, может быть, собирать матрешки, что будет означать: «Я сказал все, что хотел, теперь твой черед».

 

«ПОДАРОК»

 

Цель: выяснить ценностные ориентации детей.

Ребенку задают вопрос: «У тебя скоро день рождения. Какой бы ты хотел получить подарок?»

Продолжением данной методики может стать вопрос: «Что ты хотел бы подарить маме, папе, бабушке, своему товарищу?..»

 

«СКАЗОЧНЫЕ»

 

Эти методики адресованы в первую очередь ребятам 6-8 лет.

 

«ДРУГ ИЗ СКАЗКИ»

 

Цель: выяснить, какие качества ценятся детьми, выявить мотивы их выбора.

Детям предлагается из героев названных сказок выбрать себе друга и объяснить, почему выбран именно этот герой.

Петушок из сказки «Золотой петушок» А.С. Пушкина.

Портняжка из сказки «Голый король» братьев Гримм.

Золушка из сказки «Золушка» Ш.Перро.

Золотая рыбка из сказки «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

(Список может быть продолжен.)

Если ребенок не остановил свой выбор ни на одном из предложенных вами героев, пусть он приведет свой пример.

 

«ПИСЬМО»

 

Цель: выяснить интересы ребенка, что его волнует, кого он считает своим другом.

Ребенку предлагается написать письмо любимому сказочному герою и рассказать в этом письме, о чем захочется.

 

«ДОМИК»

 

Цель: выяснить, на что, на кого ориентируется ребенок в ситуации затруднения.

- Представь себе, что ты заблудился в лесу. Долго ты ходил по лесу и искал выход. И вот вышел на полянку, где стоит домик. Скажи, кого ты хотел бы встретить в нем? Почему?

 

«ОСКОЛОК»

 

- Ты, конечно, знаешь сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Как считаешь, мог бы тебе в сердце попасть осколок Снежной королевы?

 

«ГОСТИ»

 

Цель: выяснить, какие качества, поступки ценит ребенок.

- Ты, конечно, знаешь много сказок, помнишь сказочных героев. Представь себе, что ты можешь пригласить их к себе в гости. Кого из героев сказок ты пригласишь в гости? Нарисуй их.

«СЧАСТЬЕ»

 

Цель: выяснить, умеют ли дети понимать состояние близкого, любимого человека, свое; как они понимают, что такое счастье.

Детям предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что нужно маме для счастья?»

Если ребенок затрудняется в определении понятия «счастье», можно заменить его понятиями «радость», «улыбка».

Этот вопрос можно задать относительно других членов семьи, самого ребенка.

Диагностировать реальное поведение ребят позволяют различные ситуации, возникающие естественно в их деятельности, в процессе общения, но могут быть созданы и намеренно (специально). Смысл создания проблемной ситуации в том, что она ставит ребенка перед необходимостью выбора решения проблемы.

 

«КОНВЕЙЕР»

 

Цель: выявить поведение детей в конфликтной ситуации (в разных по составу группах).

Каждая группа строится по конвейеру.

- 1-я операция – обвести трафарет флажка.

- 2-я операция – вырезать флажок.

- 3-я операция – приклеить на две стороны флажка украшения (3 операция – наиболее трудоемкая, она задерживает работу конвейера, вокруг нее возникает конфликт).

- 4-я операция – сделать загиб на флажке.

- 5-я операция – сложить готовые флажки.

 

1-я серия проводится просто как выполнение задания.

2-я серия – перед началом работы взрослый ставит задачу: проявить себя во время работы хорошим товарищем.

1-й вариант – методика проводится в обычной обстановке.

2-й вариант – методика проводится в форме конкурса «Самые быстрые и умелые».

 

Схема обработки:

Фами-

лия,

имя

Высказывания

Действия

Примечания

 

За оказание помощи самим

За оказание помощи кем-то

Высказывал недовольство задержкой

За оказание помощи самим

За оказание помощи кем-то

Высказывал недовольство задержкой

 

 

«ПОЖАЛУЙСТА»

 

Цель: выявить, честно ли поступает ребенок при самостоятельном выборе поведения; как поведут себя ребята при нарушении кем-нибудь правил игры; как будут складываться их взаимоотношения.

Проводится игра на внимание. Ведущий дает разные команды. Они выполняются в том случае, если сказано слово «пожалуйста». Ребенок, который неверно выполнил команду, сам, без указания взрослого, товарища, должен выйти из игры.

Схема обработки результатов:

Фамилия, имя

Честно выполнял правила игры

Нечестно вел себя

Колебался при выходе из игры

Не колебался

Примечания

 

В таблице записываются высказывания и действия детей, связанные с нарушением кем-либо правил игры.

 

«КОНСТРУКТОР»

 

Цель: выявить, предпочитает ли ребенок играть один или вместе с другими детьми, как помогает другим детям в игре; проследить поведение одних и тех же детей в различных группах.

Ребенку дают «конструктор» и возможность рассмотреть его, потрогать, немного поиграть. После этого задают вопросы:

- Ты рассмотрел конструктор. Умеешь ли ты из него что-нибудь делать? Хочешь ли с ним играть?

- Будешь ли ты с конструктором играть один или позовешь кого-нибудь из ребят? Если хочешь, выбери себе для игры двух-трех товарищей.

Если ребенок говорит, что будет играть один, его оставляют одного и наблюдают за его индивидуальной игрой. Если ребенок выражает желание играть с другими детьми, составляется команда единомышленников по игре.

 

УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

«Рисунок рассказывает»

Ребенку можно предложить нарисовать, что будет, если он остался дома один.

Можно предложить рисунок на тему «Что я делаю дома сам».

Для уточнения нарисованного сделать подписи под рисунком или на обратной его стороне.

Методики, связанные с ответом на вопросы

- Если бы ты стал совсем самостоятельным на один день, что бы ты делал?

- Хотел бы ты в своей жизни все решать и делать сам?

- Ты считаешь себя самостоятельным? Почему?

- Почему ты хочешь стать самостоятельным?

Малышам можно предложить составить галерею «самостоятельных» героев сказок, мультфильмов, книг.

«Подчеркни правильно»

 

Каждый получает листок, на котором написано:

«Ребята все решать и делать могут:

- без взрослых;

- сами, не советуясь со взрослыми;

- только вместе с ними;

- только под руководством взрослых;

- не знаю, трудно сказать.

Подчеркни, что ты выбираешь. Почему так думаешь?»

 

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА

 

Цель: предоставить возможность выбора поведения.

- Представь себе, что учительница вынуждена уйти с урока. Тебе могут ее заменить или ты сам станешь заниматься? Твой выбор?

- Ты собираешь из конструктора трактор. Тебе нравится этим заниматься, но вот беда: ты никак не можешь приладить прицеп. У тебя две возможности: самому еще и еще раз попробовать, добиваться выполнения задуманного или обратиться за помощь к кому-нибудь. Как ты поступишь? Почему?

 

«ПОДАРОК»

 

Цель: выявить, проявит ли ребенок самостоятельность, творчество, инициативу по собственному желанию.

Детям читают ситуацию:

«На уроке учитель предложил сделать игрушку-подарок для детей детского сада. Учитель показал и рассказал, как можно ее сделать. Петя и Игорь сидят за одной партой. Петя быстро взялся за работу и точно сделал ее по данному образцу. Игорь думал о чем-то другом, примерял. Раздался звонок. У Пети работа готова, а Игорь еще не окончил ее, но учитель похвалил Игоря. А Петя сказал ему: «И зачем тебе надо было что-то придумывать, возиться?!»

Вопросы к тексту:

- Как ты думаешь, за что похвалил учитель Игоря?

- Что ответил Игорь товарищу?

- Как бы ты поступил в такой ситуации? Почему?

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

 

Цель: выяснить, сможет ли ребенок в экстремальной ситуации принять правильное решение, разрешить возникшие проблемы.

Ребятам предлагают представить, что они волей судьбы оказались на необитаемом острове. Они должны ответить на вопросы:

- Что ты будешь делать?

- Если появится возможность, кого позовешь ты к себе на остров?

 

«ПЛАНЕТА»

Цель: проследить, могут ли ребята самостоятельно мыслить, рассуждать, организовывать игру.

Взрослый обращается к детям с предложением: «Давайте придумаем планету, на которой тоже живут люди. Подумайте, что у них во внешнем виде, в образе жизни может быть другим, не таким, как у нас? Как мы назовем планету? Как она будет выглядеть?».

Все задание может быть выполнено в рисунках, а потом можно организовать творческую игру с распределением ролей, действий.

 

«ВСТРЕЧА»

 

Цель: выявить, понимает ли ребенок, что такое самостоятельность, самостоятельный человек.

Исследователь обращается к ребенку: «Ты был в гостях, где встретил мальчика. Он спросил тебя: Что надо делать, чтобы стать самостоятельным? Что ты ему посоветуешь?»

 

«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

 

Цель: выяснить, могут ли ребята сами, без взрослого, организовать работу.

В основе этой методики – ситуация вынужденности. Она заключается в том, что внезапно взрослый выходит из роли организатора работы (например, его срочно попросили к телефону). Ребята остались одни. Что они будут делать?

 

«ЛЕСТНИЦА»

 

Цель: проанализировать, могут ли ребята дать оценку, самооценку.

Ребятам предлагаются вопросы: «На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Товарища? Почему?»

Другой вопрос: «Как ты думаешь, на какую ступеньку поставят тебя мама, товарищи, руководитель кружка? Почему?»

Чем выше ступенька, тем выше уровень самостоятельности у детей, стоящих на ней. Наиболее важно соотношение оценок «за себя», «за маму».

Благополучный вариант, если дети считают, что мама (воспитатель) поставит на самую верхнюю ступеньку, а сами они ставят себя намного ниже. Такие дети, ощущая поддержку за спиной, уже выработали способность адекватно оценивать себя как личность.

 

«ПЬЕДЕСТАЛ»

Ребенок должен определить свое место на пьедестале Почета самостоятельных. Куда поставит себя сам ребенок, куда поставит его мама, товарищи

«ЗЕРКАЛО»

 

Цель: выяснить, может ли ребенок правильно оценивать себя.

- Перед тобой два зеркала: одно – настоящее, другое – из королевства кривых зеркал.

Оценить себя, каким зеркалом ты будешь пользоваться: когда получил двойку или пятерку; когда помог другу или подрался?

- Как ты думаешь, если ты обратился к зеркалу со словами: «Свет мой зеркальце, скажи…» - что оно тебе ответит?

 

«ДОПИШИ РАССКАЗ»

 

Цель: выявить возможный вариант поведения, самостоятельный правильный его выбор.

Детям объясняют ситуацию:

«Строители уехали, оставив после себя строительный мусор, грязь. Дети детского сада вышли гулять, но гулять им было негде. Я (мы)…»

 

АНКЕТА «Что ты умеешь делать сам, своими руками»:

а) стирать, гладить, мыть посуду, протирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в саду, огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать различными инструментами (ножом, рубанком, ножницами…);

е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать…

- Что еще?

Ребенку предоставляется возможность добавить, продолжить список дел, которые он выполняет сам.

Для более старших можно активно включить устные и письменные опросы по анкетам, но не переусердствовать, соблюдать чувство меры, учитывая их возрастные возможности.

Из тех вопросов, которые предлагаем, в зависимости от цели, условий, времени, уровня развития детей, полового различия, можно отобрать некоторые, объединив их в анкету.

А. а) Что ты больше всего любишь?

б) Что для тебя самое главное?

в) Что у тебя хорошо получается?

г) Что у тебя хуже получается?

При ответах ребенка необходимо внимание на позитивные и негативные описания.

Б. Вопросы о личностных качествах:

- Как ты считаешь, ты добрый? Почему?

- Что такое «добрый человек»?

 

Методики для подростков

 

Личностная позиция

 

АНКЕТА «ОЦЕНИ СЕБЯ»

 

Цель: выявление навыков самооценки, соответствия уровня самооценки со стороны товарищей и взрослых.

Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что тебе нравится в людях?

- Какие положительные качества находят у тебя другие (взрослые, ребята)?

- Какие положительные качества ты отмечаешь у себя сам?

- Какие недостатки ты находишь у себя?

- Какие недостатки находят у тебя товарищи? Что советуют исправить?

- На какие недостатки указывают взрослые (родители, учителя…)?

- В чем тебе нужна помощь друзей (родителей, учителя…)?

Итог данной анкеты (самооценка верна, занижена, завышена) и поиск путей к самосовершенствованию лучше обсуждать с глазу на глаз.

 

«УЧАСТВУЮ, ОЦЕНИВАЮ»

Цель: выявить отношение ребенка к делам класса его и причины; определить степень участия в них (зритель, слушатель, участник, организатор), популярность тех или иных дел, заинтересованность, активность.

Каждый заполняет таблицу:

Дела

Оценка

Участие

Почему такая оценка

Викторина

 

 

 

Концерт

 

 

 

Спартакиада

 

 

 

 

Для оценки своего участия можно придумать различные обозначения, специальные знаки: например, пламя – организатор, звездочка – участник, слушатель – глаза и уши в овале лица и т.д.

В устных комментариях среди положительного и отрицательного отношения к проведенным делам хорошо выявить содержание, организацию дел, взаимоотношения ребят в ходе их выполнения.

 

«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?»

 

Цель: выявить мотивы участия, выбора дела.

Каждый получает опросный лист следующего содержания (если нет такой возможности, лист может быть оформлен на доске, большом листе бумаги. В таком случае ребята будут выбирать и записывать свой выбор на своем листке):

Я с удовольствием участвую в делах, когда…

- мы приносим пользу другим людям;

- нравится взрослый, который работает с нами;

- чувствую, что нужен другим;

- могу проявить себя;

- вместе интересно;

- есть случай покомандовать;

- могу чему-то научиться, что-то узнать;

- расширяется круг друзей;

- могу покрасоваться;

- …

Каждый подчеркивает соответствующие его мнению пункты.

 

«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»

 

Цель: выяснить направленность личности ребенка, его интересы, желания, мечты.

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

1-й блок

- Что ты считаешь главным в жизни?

- Что бы ты хотел попросить у Деда Мороза?

- Кем бы ты хотел стать в своей взрослой жизни?

- Как ты представляешь себя, свою жизнь через 5, 10, 20 лет?

2-й блок

- Если бы у тебя был миллион (сто тысяч рублей), на что бы ты их потратил?

Как человеку добыть много денег?

- Почему люди бывают богатыми?

3-й блок

- Вспомни какое-нибудь грустное или веселое событие в твоей жизни, оцени его, изобрази на бумаге, расскажи о нем (возможны варианты) и прокомментируй.

- Считаешь ли ты себя счастливым человеком? Если да, то почему? Если нет, то почему?

- Что надо человеку для счастья?

«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?»

 

Цель: выяснить степень адекватности самооценки себя как личности и самопринятия.

Слова, обозначающие качества личности, записывают в столбик посередине страницы:

агрессивность

аккуратность

беспечность

бескорыстие

гордость

доброжелательность

жестокость

заботливость

застенчивость

изнеженность

искренность

мнительность

настойчивость

навязчивость

небрежность

обаяние

отзывчивость

осторожность

подвижность

принципиальность

равнодушие

расчетливость

сдержанность

скупость

терпеливость

трусость

услужливость

уступчивость

честность

холодность

эмоциональность

язвительность

 

Детям предлагается внимательно читать слова и слева от них ставить знак «+» (плюс) рядом с тем качеством, которое ребенок характеризует положительно (черты своего идеала), справа – знак «-» (минус), если этим качеством его идеал обладать не должен (черты антиидеала). Затем они обводят кружком значок у тех черт, которые, по их мнению, есть у них.

Данную методику можно проводить в группе, и индивидуально.

 

Обработка результатов

 

Формула самооценки выводится отдельно по положительным (СО+) и по отрицательным (СО-) качествам:

 

СО+ = Н+ СО- = Н-

Н+ Н-

 

где Н+ и Н- количество черт идеала и антиидеала;

Н+ и Н- количество положительных и отрицательных качеств,

отмеченных ребенком у себя.

 

Уровень самооценки определяется:

 

СО+ СО-

0-0,2 заниженная 1-0,8

0,2-0,4 несколько заниженная 0,8-0,6

0,6-0,8 несколько завышена 0,4-0,2

0,8-1 завышена 0,2-0

 

«Режиссер»

 

Цель: выяснить, умеет ли ребенок оценивать свои возможности и возможности своих товарищей.

В основе методики ситуация, ставящая ребенка перед необходимостью выбрать «артиста» на роль. Причем кинофильм, спектакль может быть определен, а можно предложить ребенку самостоятельный выбор.

- Представьте себе, что ты режиссер и снимаешь фильм-сказку… Кого из своих знакомых ребят ты пригласишь сниматься в нем и в какой роли? Почему?

- Возьмешь ли ты какую-нибудь роль себе? Если – да, то какую? Почему?

Если – нет, то почему?

Другой вариант, когда ребятам предлагается выбрать жанр фильма.

- Если бы ты был режиссером, какой фильм по характеру ты снимал бы (боевик, фантастический…)?

- Взял бы ты себе какую-нибудь роль? Какую? Почему?

- Каким образом ты распределил бы роли? Кого из своих знакомых пригласил бы сниматься? Почему?

 

«ЧУДО-ДЕРЕВО»

 

Цель: выявление отношения ребенка к делам в классе, его интересов и ожиданий от своей жизнедеятельности.

Ребенку предлагается оценить дела в классе, школе, в которых он участвовал. Каждый (или группа) получает изображение дерева: яблони, ели (если скоро Новый год) и т.д. и разного цвета кружочки («яблоки», «шары» …) – по две штуки – красного, желтого, голубого цветов.

На кружочках красного цвета он должен написать (нарисовать), какие два дела ему понравились больше всего (устно объяснить почему). На кружочках голубого цвета – те, о которых ему не хотелось бы вспоминать. Почему?

На кружочках желтого цвета – дела, в которых что-то нее понравилось, объясняя, что именно.

На белых кружочках записать предложения на будущее.

Затем все кружочки прикрепляются к «кроне дерева», и у его подножия каждый подписывает свою фамилию.

Можно использовать одно большое общее дерево.

При обработке результатов обратите внимание на направленность проведенных и предлагаемых дел, плюсы и минусы в их организации, мотивы положительного отношения к ним (содержание, деловые взаимоотношения, организация, позиция детей, взрослых).

«КАКОВ Я? КТО Я?»

 

Цель: выяснить уровень самосознания подростков, самооценки, самоопределения.

1. Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие качества.

2. Дописать фразы:

«Я в своем представлении…»

«Понимать человека – это значит…»

3. Ответить на вопросы:

- Что я хочу от жизни? От себя? От других?

- Чему хочу научиться?

- Чем хочу заниматься?

- Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему?

 

«ПРОЕКЦИЯ ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО «Я»

 

Ребятам предлагается сделать 2 кратких личностных описания. Одно – каким ребенок видит себя сам; другое – каким, по его мнению, видят его другие.

Описания кладут в коробку, мешочек, сундучок. Затем их по очереди вытаскивают, зачитывают вслух, а ребята пытаются отгадать, кому они принадлежат.

 

«НЕДЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ»

 

На отдельном листке каждый отвечает на вопросы:

- Что было главным на этой неделе?

- Кого тебе удалось лучше узнать за эту неделю?

- Что важное на этой неделе ты узнал?

- Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?

- Чем эта неделя могла стать для тебя лучше?

- Выдели три решения, выбора, сделанные тобой за эту неделю. Каковы были результаты этих решений?

- Строил ли ты на этой неделе планы каких-то будущих событий?

- Какие незаконченные дела остались у тебя с прошлой недели?

 

Уровень сформированности навыков общения

 

«ПОРТРЕТ КЛАССА»

Цель: выяснить возможности детей с помощью изобразительных средств, образных художественных форм, специальных знаков характеризовать свой класс, его достоинства, недостатки, достижения.

Работу можно организовать по творческим группам, по желанию ребят, по партам, по рядам и т.д. Каждая группа на листе бумаги «рисует» картину, рассказывающую о классе, отвечая на вопрос: «Какой он?» Дополнить рисунок можно подписью, небольшим рассказом, названием.

 

«МОЙ (НАШ) КЛАСС»

 

Цель: выявить отношение к классу, оценку достоинств и недостатков, перспективу развития коллектива.

Ребятам предлагается тема мини-рассказа, сказки, былины и даются примерные вопросы, раскрывающие тему. Они могут быть следующими:

- Что я больше всего ценю в нашем классе?

- Что бы я хотел изменить в нем?

- Каким я вижу будущее нашего класса?

- К чему нам всем надо стремиться?

 

ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «Мой круг общения»

Берется лист бумаги, два цветных (красный и синий) и простой карандаши. Ведущий начинает беседу:

Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы о себе (особенно – незнакомого). Давайте вместе попробуем изобразить свою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные моменты.

Представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение дня; каждому найдем место – «дом» в круге твоего общения.

1. Рисуем круг и делим его на секторы. После проведения вертикальной черты образуется два сектора: «Школа» и «Вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых». Это 1-й вариант.

Можно – в школе: ребята и учителя; вне школы: ребята и родные.

Это 2-й вариант.

3-й вариант, когда верхнее и нижнее полукружия обозначают сферы благополучно-радостного события (общение со знаком «+») и неблагополучно-огорчительное (со знаком «- »).

2. Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко (друзья, с кем бы ты хотел общаться – не хотел бы).

3. С помощью условного обозначения (прямоугольников) на окружности обозначаем названных ребенком детей и взрослых. Штриховкой обозначаем людей, с которыми добрые отношения (красным), и тех, кто огорчает (синим).

Как правило, ребята по ходу дают свои комментарии.

4. В большом кругу нарисуем еще один круг, в его центре поместим тебя – напишем твое имя. А теперь, используя 2 карандаша: темный – «недоброжелательные», «неприятные», красный – «приветливые», «радостные», - обозначим симпатии и антипатии. Если симпатии обоюдны, то «Я» соединяем с соответствующим прямоугольником определенного цвета и наоборот.

Затем, или по ходу работы, обсуждаем наш рисунок.

 

«МОИ ОТНОШЕНИЯ»

 

Цель: изучить отношения ребят в коллективе.

Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания: «Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:

- ребятам своего класса;

- соседу по парте;

- девочкам;

- взрослым, которые с вами работают;

- мальчикам;

- старосте и другим «активистам».

Условные обозначения:

___________ - ровные отношения

 

- уважительные

- конфликтные

 

- презрительные

 

- переменчивые

 

 

? - затрудняюсь

 

! - восторженные

 

АНКЕТА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ»

 

Цель: изучение взаимоотношений в классе.

Предлагается следующая анкета:

1. Удовлетворен ли ты отношениями с ребятами в классе?

Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.

2. Каковы отношения между ребятами?

Подчерки нужное: дружные; приятельские; равнодушные; холодные; враждебные.

3. Каким ты считаешь свой класс:

- сплоченным и дружным;

- дружным, но не всегда;

- скорее разобщенным, чем дружным;

- каждый сам по себе.

4. Оказывает ли влияние на твое поведение мнение ребят класса?

Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.

Вопросы 2; 3 позволяют выявить оценку стиля взаимоотношений в коллективе; комфортность или дискомфортность – вопрос 1; степень влияния коллектива на поведение подростка – 4.

«ИГРА В АНАЛОГИЮ»

 

Цель: определение характеристики коллектива (подобная игра проводится и для определения индивидуальной самооценки).

Ребятам предлагают сравнивать себя с каким-то предметом и задают вопрос типа: «Если бы наш класс был кораблем…, школьный звонок, …, то какой он?

В игре, ее результативности немаловажную роль играют реакции, находчивость, творчество, воображение всех игроков.

Социометрия

(ответы на вопросы)

- Сколько у меня друзей?

- Вызываю ли я симпатию у своих товарищей по учебе?

- Как часто обращаются ко мне за помощью или советом?

 

Референтометрия

 

Цель: выявить основные референтные группы личности.

Ребятам предлагаются вопросы-ситуации (1-А), список людей, окружающих их (1-Б). Им нужно выбрать не менее двух человек по каждому вопросу-ситуации, при этом второе и следующее лицо должны быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое.

После осуществления ребятами выбора у них забирают список 1-Б и просят по пятибалльной шкале (5; 4; 3; 2; 1) оценить каждого из выбранных лиц.

1-А

1. С кем ты поедешь на экскурсию в другой город?

2. С тобой случилась неприятность. Кому ты об этом расскажешь?

3. У тебя день рождения. С кем ты его проведешь?

4. Есть ли человек, с которым ты стараешься проводить больше времени?

5. Кто может указать на твои недостатки? К кому ты больше прислушиваешься?

6. Кто может быть для тебя примером в жизни?

7. Кому ты хотел бы понравиться больше всего?

8. С кем ты больше всего откровенен?

1-Б

1. Родители (мать, отец).

2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Друзья.

6. Лучший друг (подруга).

7. Литературный персонаж.

8. Товарищи по классу.

9. Товарищи по кружку, секции…

 

Схема обработки результатов

Всех лиц, упомянутых ребенком, заносят в отдельный список без повторений; затем в список заносятся «оценки» и суммируются для каждого.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный лист в порядке уменьшения баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного ребенка.

 

4. Планирование воспитательной работы.

 

Эффективная организация воспитательного процесса зависит от многих факторов. Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно. И наоборот – отсутствие таковых ведет к трудоемкости процесса воспитания, малой его эффективности.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Воспитание в спецшколе-интернате не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений.

Планируя воспитательный процесс, классный руководитель(воспитатель) во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- воспитательные мероприятия;

- оформление окружающей среды;

- разработки коррекционно-развивающих упражнений;

- овладение воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое «я».

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их). Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами искали бы решение.

Но наши воспитанники зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

1. Постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в этой ситуации?

Или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девушка. Почему она не танцует?

2. Постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.

Например: «Расшифруйте тему нашего занятия (вставить картинку)»:

 

 

 

а

 

 

МОД

 

 

 

 

Детям предлагается соотнести букву, расположенную в какой-то геометрической фигуре, и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур. В нашем примере это будет слово «дом».

Это упражнение, с одной стороны, развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если еще к этому добавить текст: «Кто быстрее поможет мне?..», «Я не могу справиться с этой головоломкой», или «Кто сможет объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?» и т.п. – это повысит эффективность упражнения.

При таких постановках задач воспитатель формирует мотивы деятельности воспитанников, в которую они включаются. Следовательно, речь идет не просто об этапе «Введение в тему занятия» и знакомстве детей с темой, а о развитии личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.

Это абсолютно иной подход к сути воспитательного занятия.

3. Еще один прием, который служит цели развития мотивации – аргументированная оценка, похвала, поощрение.

В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому очень важно правильно ее организовать практически, раскрыть ее механизм.

Было бы ошибочно думать, что оценка является лишь регистрацией того, что сделал ребенок: плюс или минус. Оценка базируется на результатах деятельности, ее достижениях или провалах, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности. Необходимо, чтобы ребенок, выполняя задание, думал о самом задании, о том, как он его делает, а не что он получит по его выполнении.

Учитывая фактор оценки как личностно образующий, нам необходимо учитывать характер отношения ребенка и оценивающего его окружения. Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой; ты сильный, собери свою волю – у тебя получится; ты умеешь это делать очень хорошо; ты можешь нам помочь…» и т.д.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания, а не просто о регистрации результата. для наших подопечных (с нарушенной эмоционально-волевой сферой, с психопатоподобным поведением, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой и т.п.) аргументированная, распространенная оценка его деятельности выступает мощным средством коррекции указанных выше отклонений.

Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику.

Принцип развития и коррекции высших психических функций – это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя. Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции. В основу этого принципа положены основные идеи Л.С. Выготского, высказанные им в учении о компенсации. Наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными… Результаты тренировки бедные. Теоретические и экспериментальные исследования доказали, что мало и чрезвычайно слабо развивается, например, обоняние; наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции, высшие процессы».

Другими словами, работа воспитателя должна быть ориентирована не на тренировочные упражнения, многократное повторение догм и истин поведения, а на развитие мышления, памяти, внимания, речи и т.д. Именно акцент на развитии различными методами и примерами высших психических функций в ходе каждого занятия позволит нам не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.

Коррекция – это исправление недостатков личности ребенка.

Какие же недостатки личности у наших воспитанников? Как правило, большинство их страдает недоразвитием познавательной деятельности, мышления, памяти, внимания. Особенно остро стоит проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, деструктивного поведения.

Познавательная, когнитивная деятельность – это мышление, сложный многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.). Для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая и слаженная работа основных операций мышления: анализ – синтез, сравнение, классификация, суждение – умозаключение, обобщение. Каждая из этих операций может быть конкретно включена в коррекционную работу на том или ином занятии. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой операции.

Принцип динамичности восприятия – это следующий принцип в предлагаемой системе коррекционного сопровождения. Руководствуясь теоретическими положениями А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Я. Рубинштейна, В.П. Зинченко и др., восприятие рассматривается как важнейший процесс перцептивного характера, обусловленный обобщенностью и мотивированностью личности. Именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире.

Установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья нередко отстают от своих здоровых сверстников по общему уровню развития отдельных анализаторов. Но даже незначительные дефекты зрения, слуха, осязания являются причинами задержки наглядно-образного мышления детей.

Основными характеристиками восприятия являются константность, динамичность и осмысленность. При нарушении восприятия резко снижается эффективность работы воспитателя по различным направлениям. Необходима специальная длительная работа по коррекции и развитию этого процесса во всех видах деятельности ребенка.

Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем в занятия игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках. Инструментами для разработки таких заданий могут служить следующие позиции:

1. Использование различных видов инструкций – от «глухой» (самой простой, типа «Опишите, что изображено») до сложной, мотивирующей деятельность ребенка (типа «Будете выполнять задание, в ходе которого я оцениваю способность рисовать…»). Инструкция должна выступать в роли смыслообразующего мотива деятельности ребенка: что хорошее может продемонстрировать наш воспитанник в процессе выполнения задания.

2. Включение в занятия наглядности с разной степенью неопределенности изображения: нечеткие снимки объектов, мокрая мостовая, пятна Роршаха, предметы на заштрихованном фоне и пр. Такая неопределенность материала служит непосредственным побудителем к деятельности. Например, по теме «Виды транспорта и поведение в них» воспитатель демонстрирует картинки лишь с частичным изображением контура машины, поезда, автобуса, самолета, трамвая, вертолета… И дает следующее задание:

- Определите, какие предметы изображены, разделите их на две группы и выберите из слов, написанных на доске, те, которые по смыслу подходят к группам предметов (воздушный, наземный транспорт…). В процессе выполнения этого задания я буду оценивать остроту вашего зрения, способность анализировать… И т.п.

3. Мотив, обеспечивающий активность динамичности восприятия.

Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего воспитательного процесса.

 

Требования к планированию и анализу занятий

 

Обязательным условием работы воспитателя (классного руководителя) является проведение воспитательских часов, занятий, в ходе которых педагог решает определенные дидактические задачи. Однако вся работа воспитателя (классного руководителя) направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий какие-то отклонения в развитии, трудности поведения, был социально адаптирован к условиям современной жизни, т.е. самостоятельно мог правильно вести себя в различных ситуациях. За этой, казалось бы, очень простой и естественной задачей стоит колоссальная работа по ее решению всего педагогического корпуса: учителей, воспитателей, администрации, технического персонала учреждения.

Специалисты знают, что дети школ-интернатов – это особый контингент. Его особенность заключается в том, что, как правило, дети имеют ряд недостатков, которые обусловливают комплексы поведенческого характера: неустойчивость, повышенную возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступленный гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п. Задача воспитателя ( классного руководителя) – скорригировать эти недостатки в процессе организации воспитательной работы. Здесь очень важно помнить о том, что воспитатель не должен дублировать или доделывать работу педагога по усвоению учащимися учебного материала, что часто наблюдается. Перед воспитателем (классным руководителем) стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования. Решение этих задач осуществляется в ходе воспитательских занятий.

Какова же технология разработки занятия?

Прежде всего необходимо определить тему занятия из перспективного плана воспитателя (классного руководителя). Здесь важно учесть преемственность в работе на год. Ведь воспитатель (классный руководитель) должен осуществлять свою деятельность по следующим направлениям: личностное развитие, охрана здоровья, развитие творческого воображения, трудовое воспитание, основы социализации и общения и др.

Следующий шаг – формулирование целей занятия. Практика свидетельствует, что большинство воспитателей определяют их так же, как и цели урока: «Познакомить с правилами уличного движения» или «Дать понятие о правилах поведения в столовой». Такие целевые установки сразу определяют и форму мероприятия, его ход, который нередко очень похож на урок. А так быть не должно.

И этого можно избежать, если воспитатель научится правильно формулировать цели занятий, ориентированные на усвоение, отработку, закрепление навыков поведения. Поэтому мы предлагаем следующие варианты оформления дидактической цели: «Познакомить с основными приемами поведения в транспорте», или «Закрепить навыки поведения в транспорте», или «Отработать модели поведения в транспорте в экстремальных ситуациях», или: «Развивать навык самостоятельного принятия решения в необычной ситуации «Я заболел».

Такие целевые установки ориентируют воспитателя (классного руководителя) на выработку навыков поведения и способствуют выбору более свободной, не зарегламентированной формы проведения самого занятия.

Прежде чем сформулировать цель, воспитатель (классный руководитель) должен ответить на вопросы: что даст мое занятие воспитанникам? Чему я их научу в плане поведения? Какие умения и навыки они будут отрабатывать (закреплять, познавать…)? Только после ответа на эти вопросы можно четко сформулировать дидактическую цель занятия. Приведем несколько примеров формулирования целей:

Тема: «Как помочь себе при самоподготовке» (3-й класс).

Цель: отработка навыков учебного поведения: работа с учебником.

Тема: «Ароматы тела» (5-7-й классы).

Цель: развитие навыков санитарно-гигиенического и профилактического ухода за телом.

Тема: «Дом, в котором мы живем» (6-й класс).

Цель: воспитание потребности бережного и эстетического отношения к своему жилищу.

Тема: «Уборка снега» (8-й класс).

Цель: развитие умения самостоятельно планировать трудовую деятельность и организовывать работу с другими.

Тема: «Друг моей мечты» (9-й класс).

Цель: формирование коммуникативных моделей общения в разных ситуациях: дискотека, бар, спальня, класс.

Помимо дидактической цели, воспитатель должен решать и коррекционную задачу, т.к. без ее учета говорить о социальной адаптации воспитанников не приходится. Поле для коррекционной работы воспитателя очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) до коррекции недостатков характера, поведения (неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.). Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательских часов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Божович Л.И. Психология личности. – М., 1982.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Голубева Т. Подростковая культура. // Проблемы эстетического

воспитания подростков. – М.: Новая школа, 1994.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1996.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь «особому»

ребенку. Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд. – СПб.: Институт

специальной педагогики и психологии, 2000.

6. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и

опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.

8. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность. – М., 1992.

9. Малахова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

10. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

11. Рыбинский Е.Н. Возрастные стандарты социализации детей-сирот.

– М., 1999.

12. Стребелева Е.А. дети-сироты: Консультирование и диагностика развития.

– М., 1998.

13. Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и

коррекционное развитие детей-сирот: социально-эмоциональные

проблемы. – СПб., 2000.

14. Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. Новые технологии

воспитательного прогресса. – М., 1999.

15. Эллнеби И. Право детей на развитие. – Минск, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×