Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики экологического воспитания дошкольников | Спиридонова Елена Александровна. Работа №347173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена методикам экологического воспитания дошкольников и их значению в формировании у детей уважительного отношения к природе и окружающей среде. Рассматриваются ключевые принципы экологического воспитания, его цели и задачи, а также различные подходы и методы, применяемые воспитателями в детских садах. Приводятся примеры практических мероприятий и игр, направленных на развитие экологической грамотности у детей, формирование у них ответственности за сохранение природы. Статья акцентирует внимание на важности создания благоприятной образовательной среды, способствующей экологическому развитию детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, методики, природа, экологическая грамотность, воспитание.

МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Спиридонова Елена Александровна, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Лесовичок п. Ягельный Надымского района
Аннотация: Статья посвящена методикам экологического воспитания дошкольников и их значению в формировании у детей уважительного отношения к природе и окружающей среде. Рассматриваются ключевые принципы экологического воспитания, его цели и задачи, а также различные подходы и методы, применяемые воспитателями в детских садах. Приводятся примеры практических мероприятий и игр, направленных на развитие экологической грамотности у детей, формирование у них ответственности за сохранение природы. Статья акцентирует внимание на важности создания благоприятной образовательной среды, способствующей экологическому развитию детей.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, методики, природа, экологическая грамотность, воспитание.
В условиях современных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и исчезновение видов, экология становится одной из самых важных тем, требующих внимания. Экологическое воспитание дошкольников играет ключевую роль в формировании у детей понимания значимости природы и необходимости её защиты. Задача воспитателей заключается в том, чтобы внедрить экологические знания и ценности в повседневную практику, создавая для детей увлекательные и познавательные условия для обучения.
Основная цель экологического воспитания заключается в формировании у детей осознанного отношения к природе, уважения к окружающему миру и ответственности за его сохранение. Важно, чтобы дети понимали, что каждое их действие может оказывать влияние на природу, и что забота о ней начинается с их собственных привычек. Для достижения этой цели необходимо использовать разнообразные методики и подходы, которые помогут детям не только усваивать знания, но и развивать необходимые навыки и ценности.
Одним из эффективных методов экологического воспитания является игровая деятельность. Дети в дошкольном возрасте воспринимают информацию через игру, и использование игровых форм обучения способствует лучшему усвоению экологических знаний. Воспитатели могут организовывать ролевые игры, в которых дети могут выступать в роли лесников, животных или растений, учась при этом основам экологии и взаимосвязям в природе. Например, в игре Лесные жители дети могут изучать, какие растения и животные обитают в лесу, их образ жизни и роль в экосистеме.
Другим важным аспектом является использование практических занятий, направленных на взаимодействие детей с природой. Такие занятия могут включать в себя прогулки на свежем воздухе, где воспитатель обращает внимание детей на растения, животных и природные явления. Например, можно организовать экскурсию в парк, где дети смогут собирать листья, наблюдать за птицами и учиться различать виды растений. После прогулки воспитатель может предложить детям обсудить, что они увидели, и создать из собранных материалов коллаж или аппликацию, что поможет закрепить полученные знания.
Не менее важным методом является проектная деятельность. Проекты позволяют детям более глубоко погрузиться в изучаемую тему и развивать исследовательские навыки. Например, проект Как мы можем помочь природе? может включать в себя изучение различных способов защиты окружающей среды, таких как сортировка мусора, использование повторно переработанных материалов или создание зеленых уголков в группе. Дети могут работать в группах, обсуждая и представляя свои идеи, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Создание зеленого уголка в детском саду — еще один способ внедрения экологического воспитания в повседневную жизнь. Воспитатели могут организовать небольшую клумбу или уголок с растениями, где дети смогут наблюдать за их ростом и ухаживать за ними. Это поможет детям понять, как важно заботиться о растениях, и как они влияют на нашу жизнь. Дети могут изучать, как сажать семена, поливать растения, наблюдать за их развитием и обсуждать, какие факторы влияют на рост.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование у детей чувства ответственности за окружающую среду. Воспитатели могут организовывать мероприятия по сбору мусора в окрестностях детского сада или в парке, где дети смогут на практике узнать, как важно заботиться о чистоте природы. Такие акции не только способствуют улучшению окружающей среды, но и формируют у детей понимание того, что их действия имеют значение.
Использование информационных технологий также может обогатить процесс экологического воспитания. Воспитатели могут использовать мультимедийные материалы, презентации и видео о природе и экологии, которые сделают занятия более наглядными и интересными для детей. Например, просмотр документального фильма о животных может стать отправной точкой для обсуждения их среды обитания, привычек и угроз, с которыми они сталкиваются.
Обсуждение книг и сказок на экологическую тематику также может стать отличным способом формирования у детей экологического сознания. Литература, в которой поднимаются вопросы защиты природы, отношения к животным и растительному миру, может служить основой для обсуждений и размышлений. Например, сказка о том, как лесные жители спасали свой лес от разрушения, может стать поводом для разговора о том, как дети могут помочь природе в реальной жизни.
Воспитатели могут привлекать родителей к процессу экологического воспитания. Проведение совместных мероприятий, таких как семейные экологические дни, когда семьи могут вместе заниматься посадкой деревьев, ухаживанием за растениями или уборкой, способствует формированию единого экологического пространства. Это помогает детям увидеть, что забота о природе — это не только их задача, но и задача всей семьи и общества в целом.
Важно отметить, что экологическое воспитание должно быть системным и последовательным. Воспитатели должны интегрировать экологические темы в различные образовательные области, такие как художественное творчество, физическая культура и другие. Например, занятия по рисованию могут быть посвящены природе, где дети могут изображать свои любимые растения и животных, а занятия по музыке могут включать песни о природе.
В заключение, методики экологического воспитания дошкольников играют важную роль в формировании у детей уважительного отношения к природе и окружающей среде. Используя разнообразные подходы, такие как игровая деятельность, практические занятия, проектная работа и интеграция с родителями, воспитатели могут создать благоприятные условия для экологического обучения. Формирование у детей экологической грамотности и ответственности — это важный шаг к созданию более устойчивого и заботливого общества, где каждое новое поколение будет беречь и защищать природу. Системный и последовательный подход к экологическому воспитанию поможет детям не только осознать свою роль в сохранении окружающего мира, но и стать активными его защитниками.
Список литературы
Гусева О.C. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Саид С.Т., Осокина В.Н. Ведущие методы экологического воспитания дошкольников // Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-metody-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov
Ситак Л.А., Семенович Т.И. Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-izucheniya-okruzhayuschego-mira-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Устали от бумажной работы? А тут еще и аттестация? Подготовим документы на категорию за 7 дней!
Пожалуйста, подождите.
x
×