Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики формирования у младших школьников навыков критического мышления | Филатова Анна Кузьминична. Работа №342577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методики, направленные на развитие критического мышления у младших школьников. Описываются практические приемы и задания, которые помогают детям анализировать информацию, высказывать собственное мнение и аргументировать свои выводы. Авторы подчеркивают важность создания условий для активного обсуждения и сотрудничества между учениками, что способствует формированию аналитических навыков и способности к критической оценке.

Ключевые слова: критическое мышление, методики, анализ, обсуждение, сотрудничество, аргументация, выводы

Методики формирования у младших школьников навыков критического мышления

 

Филатова Анна Кузьминична, учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 2000

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методики, направленные на развитие критического мышления у младших школьников. Описываются практические приемы и задания, которые помогают детям анализировать информацию, высказывать собственное мнение и аргументировать свои выводы. Авторы подчеркивают важность создания условий для активного обсуждения и сотрудничества между учениками, что способствует формированию аналитических навыков и способности к критической оценке.

Ключевые слова: критическое мышление, методики, анализ, обсуждение, сотрудничество, аргументация, выводы

 

Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. В современном образовательном процессе особенно важно развивать эти навыки у младших школьников, поскольку они формируют базу для дальнейшего обучения и помогают детям стать более самостоятельными, уверенными в своих суждениях и способными к анализу окружающего мира. Различные методики могут помочь в этом процессе, и их внедрение в учебный процесс начальной школы может привести к качественным изменениям в образовании.

Одной из методик формирования критического мышления является использование вопросов высокого уровня. Учителя могут задавать ученикам открытые вопросы, которые требуют более глубокого анализа и размышлений. Вместо простых вопросов, на которые предполагается однозначный ответ, стоит использовать вопросы, предполагающие множественные ответы и возможность ссылаться на личный опыт. Например, задавая вопрос о том, как поступить в определенной ситуации, ученики могут рассмотреть различные подходы и варианты решения проблемы, что развивает их аналитические способности и критическое мышление.

Еще одним полезным инструментом является метод «мозгового штурма». Этот метод позволяет ученикам свободно высказывать свои идеи и обдумывать их в группе, что способствует развитию критического мышления через активное обсуждение и обмен мнениями. Учитель может предложить тему или проблему для обсуждения, а затем поощрять детей генерировать как можно больше идей. Важно создать атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно, высказывая свои суждения, даже если они могут быть ошибочными. Это поможет развить уверенность в себе и умении высказывать свое мнение.

Так же одной из эффективных методик является «метод анализа случаев». Учитель может представить учащимся проблемную ситуацию из реальной жизни и предложить им проанализировать ее, выявить основные недостатки и предложить варианты решения. Этот подход позволяет детям не только развивать критическое мышление, но и учиться применять его к реальным задачам. Кроме того, работа с конкретными случаями позволяет учащимся реализовывать свои знания на практике и учиться работать в группе, обмениваться мнениями и доводами.

Дебаты также являются важным элементом в развитии критического мышления. Учащиеся могут разделиться на команды, каждая из которых будет защищать свою точку зрения по определенной теме. В ходе дебатов учащиеся должны будут не только формулировать свои аргументы, но и обосновывать свои позиции, опровергать доводы противников и находить компромиссные решения. Этот процесс требует активного применения критического мышления, поскольку участники должны анализировать информацию, сопоставлять различные точки зрения и работать над своим ораторским мастерством.

Следует также отметить важность проектного метода, который позволяет ученикам самостоятельно исследовать темы, которые их интересуют. Создавая свои проекты, дети развивают исследовательские навыки, учатся планировать и организовывать свою работу, а также критически оценивать результаты. Кроме того, работа над проектами обычно включает в себя коллективное обсуждение и совместное решение проблем, что также содействует развитию критического мышления.

Интеграция технологий в образовательный процесс также играет важную роль в развитии критического мышления. Использование интерактивных платформ, видеоматериалов и образовательных игр могут значительно повысить интерес учащихся и сделать процесс обучения более увлекательным. Например, учитель может использовать видеозаписи, чтобы проанализировать различные точки зрения на одну и ту же проблему, а затем обсудить с детьми, какие аргументы были более убедительными и почему. Это позволит детям лучше понять, как критически воспринимать информацию и анализировать различные источники.

Кроме того, важно развивать навыки самоанализа и саморефлексии у младших школьников. Учителя могут внедрять практики, которые стимулируют учащихся оценивать свои собственные размышления и выводы. Например, после выполнения задания или проекта детям можно предложить ответить на вопросы, такие как «Что я узнал?», «С чем я согласен, а с чем нет?», «Как я могу использовать эти знания в будущем?». Этот процесс способствует тому, чтобы дети становились более самодостаточными в своем обучении и улучшали свои критические навыки.

Таким образом, формирование навыков критического мышления у младших школьников — это многоаспектный процесс, который требует применения разнообразных методик и подходов. Важно создавать поддержку в классе для всех учащихся, чтобы каждый мог развивать свои уникальные способности. С помощью таких методиков, как обсуждения, проекты, дебаты, а также использование современных технологий и методов самоанализа, учителя могут существенно повлиять на развитие критического мышления у своих учеников. Эти навыки являются основными для жизни в современном обществе и помогут детям быть более активными и ответственными гражданами.

 

Список литературы

Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления / С.К. Скурыгина // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 708-710.

Прокина, Л. П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 500-506.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×