Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики и подходы к развитию творческих способностей детей с ОВЗ на уроках ИЗО и труда | Жукова Ольга Леонидовна. Работа №351824

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это одна из ключевых задач современного образования. Уроки изобразительного искусства (ИЗО) и труда предоставляют уникальные возможности для того, чтобы дети с ОВЗ раскрыли свой творческий потенциал, научились самовыражению и преодолению барьеров, связанных с их физическими и когнитивными особенностями. В статье рассматриваются методики и подходы к развитию творческих способностей таких детей на уроках ИЗО и труда, приводятся примеры адаптированных заданий и рекомендаций для учителей. Особое внимание уделяется индивидуализации подхода, созданию благоприятной среды для творчества и использованию специальных материалов и технологий для достижения успешных результатов.

Ключевые слова: творческие способности, дети с ОВЗ, методики, подходы, изобразительное искусство, труд, индивидуализация, адаптированные задания, развитие личности.

Методики и подходы к развитию творческих способностей детей с ОВЗ на уроках ИЗО и труда

 

Жукова Ольга Леонидовна, учитель

МАОУ СОШ № 49 г. Екатеринбург

 

Аннотация.   Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это одна из ключевых задач современного образования. Уроки изобразительного искусства (ИЗО) и труда предоставляют уникальные возможности для того, чтобы дети с ОВЗ раскрыли свой творческий потенциал, научились самовыражению и преодолению барьеров, связанных с их физическими и когнитивными особенностями. В статье рассматриваются методики и подходы к развитию творческих способностей таких детей на уроках ИЗО и труда, приводятся примеры адаптированных заданий и рекомендаций для учителей. Особое внимание уделяется индивидуализации подхода, созданию благоприятной среды для творчества и использованию специальных материалов и технологий для достижения успешных результатов.

Ключевые слова: творческие способности, дети с ОВЗ, методики, подходы, изобразительное искусство, труд, индивидуализация, адаптированные задания, развитие личности.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от педагогов особого подхода и внимательности. Когда речь идет о развитии творческих способностей, уроки изобразительного искусства (ИЗО) и труда становятся важнейшими инструментами для помощи детям в самовыражении и социальной адаптации. Творчество, в свою очередь, способствует развитию не только эстетических и художественных навыков, но и эмоционального интеллекта, уверенности в себе, а также способности к решению проблем и коммуникации. Однако для того чтобы эти результаты стали возможными, важно выбрать правильные методики и подходы, которые бы максимально учитывали особенности учеников с ОВЗ.

Основной задачей педагога на уроках ИЗО и труда является создание условий, в которых дети с особыми образовательными потребностями могут не только обучаться, но и развиваться, раскрывать свой творческий потенциал и формировать положительное отношение к учебной деятельности. Важно понимать, что дети с ОВЗ могут сталкиваться с трудностями в различных областях — от нарушений моторики и восприятия до когнитивных нарушений и ограничений в социальном взаимодействии. Поэтому важнейшим принципом работы на таких уроках является индивидуализация обучения.

Индивидуальный подход проявляется в том, что педагог должен учитывать особенности каждого ребенка, его возможности и потребности. Например, для детей с нарушениями двигательной функции важно предложить такие задания, которые не будут вызывать у них физическую усталость или дискомфорт. Для этого можно использовать более мягкие материалы, такие как пластилин, мягкие кисти и карандаши, а также инструменты, которые облегчают процесс создания, например, специальные держатели для кистей или карандашей. Такие приспособления позволяют детям с ограниченными возможностями двигательной активности работать в комфортных условиях, что положительно сказывается на их мотивации и стремлении к обучению.

Для детей с нарушениями слуха особое значение приобретает визуальная подача информации. В этих случаях важно использовать наглядные материалы и жесты, а также предоставлять возможность детям видеть пример работы учителя или других детей. Например, на уроках труда можно предложить детям создать простые поделки, такие как куклы или игрушки, с использованием различных материалов: ткани, бумаги, ниток. Эти занятия развивают не только творческое мышление, но и мелкую моторику, что особенно важно для детей с нарушениями двигательной активности.

Дети с нарушениями зрения требуют особого внимания, так как их восприятие окружающего мира отличается от других. Для таких учеников необходимо использовать тактильные материалы, а также поощрять создание объемных объектов, чтобы они могли не только видеть, но и ощущать свою работу руками. Например, на уроках изобразительного искусства можно предложить им рисовать с помощью тактильных контуров, создать картины, которые можно потрогать, используя элементы рельефа и текстуры. Пластилин, глина, шерсть и другие материалы могут быть использованы для создания рельефных работ, которые позволят детям с нарушениями зрения воспринимать художественные произведения не только глазами, но и осязанием.

Однако работа с детьми с ОВЗ на уроках ИЗО и труда включает не только адаптацию физического материала, но и создание особой образовательной среды. Важно, чтобы такие занятия проводились в атмосфере поддержки и доверия, где каждый ученик чувствует себя равным и значимым. Задачи, которые ставит перед собой учитель, должны быть доступны детям, но при этом иметь элемент творчества и самовыражения. Уроки не должны превращаться в стандартное выполнение шаблонных заданий, но должны вдохновлять детей на самостоятельное творчество, пробуждая их внутренний потенциал.

Примером такого подхода может быть задание на уроках ИЗО, где детям предлагается создать картину с использованием нескольких разных техник: акварель, пастель, карандаш. В зависимости от уровня развития ребенка, учитель может предложить различные варианты сложности. Для детей с ОВЗ можно ограничить количество используемых материалов, акцентируя внимание на работе с одной техникой, при этом поощрять их использовать воображение и экспериментировать. Например, вместо сложного изображения природы или абстрактного рисунка, учащимся можно предложить нарисовать их любимое животное или сцену, которая близка их эмоциям. Это позволит развивать не только технические навыки, но и эмоциональную составляющую творчества, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Аналогично, на уроках труда можно предложить детям создать поделки из доступных материалов, таких как пластилин, картон, ткань, природные материалы. Важно, чтобы задания не требовали от учеников излишней сложности и не перегружали их. Одним из примеров может быть создание простых фигурок, домов или животных из картона, где детям даются четкие инструкции, но в то же время предоставляется свобода для выражения собственного взгляда на конечный результат.

Не менее важной составляющей работы является использование разных видов мотивации. Например, использование положительного подкрепления, похвалы за выполнение задания, выставление работ на школьной выставке или проведение творческих конкурсов. Это помогает детям почувствовать, что их работа важна и ценится, а их творчество может быть замечено другими. Для детей с ОВЗ особенно важно видеть результат своей работы, так как это помогает укрепить их уверенность в своих силах и развить интерес к дальнейшему обучению.

Для детей с задержкой психического развития или нарушениями речи уроки ИЗО и труда также могут стать важным способом развития коммуникативных навыков. Совместное выполнение заданий способствует налаживанию контактов между детьми, учит их работать в группе, делиться идеями и помогать друг другу. Важно, чтобы педагог поддерживал и поощрял взаимодействие между детьми, создавая атмосферу взаимопомощи и уважения.

Таким образом, уроки изобразительного искусства и труда в коррекционных классах становятся мощным инструментом для развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. При правильном подходе они не только способствуют развитию эстетических и художественных навыков, но и играют важную роль в социальной адаптации детей, повышая их уверенность в себе и в своих силах. Применение индивидуализированных методик, адаптированных заданий и создания поддерживающей образовательной среды позволяет детям раскрывать свой потенциал и достигать успехов в творчестве.

 

 

Список литературы

 

1. Московкина А.Г. Роль арттерапии в преодолении коммуникативных проблем у детей. / А.Г. Московкина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 1. – c. 1-2.

2. Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание №2(12) — 2017

3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей — Ярославль: Академия развития, 2018

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×