Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

методики изучения УУД | Полянина Наталья Анатольевна. Работа №241105

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Полянина Наталья Анатольевна
В работе представлены методики изучения УУД

Введение

 

 

 

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт.

    Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы должны отказаться от «багажа» знаний. Необходимо просто поменять приоритеты. Предметное содержание перестало быть центральной частью стандарта.     

 В  современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни.  Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.    

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

   Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора  и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Выделяют основные виды универсальных учебных действий:

 1)личностные (самоопределение,  смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

2) регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

3) познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

 4) коммуникативные.

   Вопросы теории и практические рекомендации по данной теме подробно изложены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий»  под редакцией А. Г. Асмолова. Авторами представлены основные типы заданий, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов.

Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников 5-6 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов для повышения качества урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Отработать механизм сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Разработать и апробировать систему критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.

Одно из самых приоритетных направлений развития образования – обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Для учителя важно:

нать особенности психики детей данного возраста, основные виды деятельности;

етко знать к какому результату он стремится;

ыстраивать учебно-воспитательный процесс в соответствии с новообразованиями возраста, ориентируясь на результат (предметные умения, УУД, навыки общественного поведения) и зону ближайшего развития личности.

Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.

В течение двух лет в школе ведется планомерная целенаправленная работа по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты. Педагогические советы, семинары работали на формирование методической компетенции педагогов школы в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

      Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Существуют определенные различия формирования УУД в начальной, основной и средней школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Все это обусловлено объективнымии субъективными причинами. Для решения этих вопросов были сформированы творческие группы по диагностике и мониторингу УУД в среднем звене. Педагоги изучили различные методики, определили диагностический инструментарий, оптимально подходящий для школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование выбора диагностического инструментария

 

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

– учет системного характера видов УУД (например, одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным видам: рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие);

учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий:

- адекватность методик целям и задачам исследования;

- теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

- адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

- надежность применяемых методик.

В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.

Методики для определения

униве

рсальных учебных действий

 

 

ФГОС определены требования к реализации результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ичностным и метапредметным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение уровня

сформированности

универсальных учебных действий обучающихся 5 – 6 классов

Личностные УУД

 

 

В рамках плана работы школы в январе - марте 2015 года в 5-х и 6-х классах было проведено диагностическое тестирование учащихся на определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД).
В диагностическом обследовании приняли участие 68 пятиклассников и 59 шестиклассников.

Личностные УУД

 

Проблема: Дети с низким уровнем мотивации посещают школу неохотно, некоторые из них пропускают занятия без уважительной причины. На уроках занимаются посторонними делами, играми. Как правило, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, имеют низкий уровень адаптации к школе. Недостаточная сформированность навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам.

 

Познавательные УУД

 

 

Проблема: Низкий уровень словесно-логического мышления свидетельствует об ограниченности кругозора, низком культурном уровне, либо об узости интересов школьника или неполноценности навыка чтения. Ученик оперирует только конкретнымиобразами, предметами или их свойствами. Понятийное, логическое и абстрактное мышления находятся на слабом уровне. Дети с трудом выделяют существенное, главное, затрудняются обобщать, сравнивать и абстрагировать. В результате анализа полученных данных, мы получили представление о том, какие процессы мышления необходимо развивать у учащихся данного класса в первую очередь. А также выбрать те или иные методы работы с детьми на уроках, которые будут способствовать развитию и совершенствованию необходимых процессов и операций мышления.

Проблема: Слабый уровень сформированности самостоятельности мышления, по причине пробелов в знаниях или общей неосведомленности. Если ученик сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассниковаблюдается несформированность основных интеллектуальных операций. Эти дети затрудняются выбрать верный алгоритм решения задачи, не способны работать с задачей в измененной ситуации.

 

Проблема: Слабый уровень сформированности навыка чтения. Владение навыками чтения и письма непосредственно связано с общим речевым развитием детей. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

Проблема: 10 – 15% детей зависимы,  несамостоятельны в действиях и принятии решений, часто оказываются ведомыми. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуют подсказки действий. У этих детей возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.

Большая часть детей может сама принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Волевой контроль и исполнительность связаны друг с другом. Всего 3-4 % детей фактически недисциплинированны и неисполнительны, и неосознанно считают это вполне приемлемой формой поведения. Ребенок может никак не реагировать, когда его просят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения. В этом случае необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать.Ребенок нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

Проблема: Потребность в общении выражена слабо. Это означает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто.

Проблема: Уровень слабой и средней дипломатичности от 48 % до 69%. Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меняется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старшими, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитанными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся.

Проблема: Честолюбие фактически отсутствует у трети школьников. Ученика полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной не успешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается. Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса.

 

 

 

 

 

Методики изучения уровня

сформированности

УУД учащихся 5-6 классов

 

 

«Определение уровня развития словесно-логического мышления»

Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

Цель: Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

1 субтест

Направлен на выявление общей осведомленности ребенка

Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

Понятие

Объяснение

1

Эволюция

Порядок, время, постоянство, случайность, развитие

2

Бодрое и радостное восприятие мира

Грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие

3

Биография

Случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

4

Совокупность наук, изучающих язык и литературу

Логика, социология, филология, эстетика, философия

5

Противоположным к слову «отрицательный» будет слово

Неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный

6

Отрезок времени, равный 10 дням

Декада, каникулы, неделя, семестр, квартал

7

Век

История, столетие, событие, прогресс, тысячелетие

8

Интеллектуальный

Опытный, умственный, деловой, хороший, удачный

9

Иронический

Мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной

1

Объективный

Беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный

 

2 субтест

Сформированность логического действия, способности к абстрагированию

Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

1.  Лист, почка, кора, чешуя, сук.

2.  После, раньше, иногда, сверху, позже.

3.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

4.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

5.  Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

6.  Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

7.  Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

8.  Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

9.  Секунда, час, год, неделя, вечер.

10.  Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии»

Между первым и вторым словами есть определенная связь.

Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

1.  Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

2.  Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

3.  Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

4.  Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

5.  Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

6.  Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

7.  Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

8.  Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

9.  Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

10.  Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

Приведены два слова. Определите, что между ними общего.

Подберите обобщающее слово или словосочетание.

1. Любовь, ненависть

2. Герб, флаг.

3. Барометр, термометр.

4. Крокодил, черепаха.

5. Землетрясение, смерч.

6. Рим, Вашингтон.

7. Умножение, вычитание.

8. Повесть, рассказ.

9. Африка, Антарктида.

10.  День, ночь.

 

 

 

 

 

«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»

Л.А. Ясюковой

Цельизучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Правильный ответ подчеркните. Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ. Если что-то в процессе работы будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Работать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».

Необходимо наблюдать за формальной правильностью выполнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 ответа.

Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем показывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него заносить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок самостоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.

Время выполнения работы не должно превышать 5-7 минут.

 

 

 

 

 

 

Тест

1. Какое понятие будет противоположным понятию «горы»?

А) овраг Б) равнина В) пустыня

2. Когда Юпитеру было столько же лет, сколько марсу сейчас, Уран был старше его. Кто моложе всех?

А) Юпитер Б) Марс В) Уран

3. Больше всего общего со «льдом, паром, снегом» имеет:

А) зима Б) буря В) вода

4. Какое слово не подходит к двум остальным?

А) камни Б) животные В) растения

5. Число особей редких животных ежегодно увеличивается следующим образом: 2,4,8…. Сколько особей будет в следующем году?

А) 10 Б) 12 В) 16

6. Из времен года ЗВЛО получили ВЗОЛ. Что получится из сторон горизонта СЮВЗ?

А) ВЗСЮ Б) ВСЮЗ В) ЮСЗВ

7. «Лес» относится к «поляне», как «бублик» к

А) кругу Б) дырка В) крендель

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на оценку сформированности навыков чтения

«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»

Л.А. Ясюковой

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навыка чтения»

Фамилия, имя ___________________________________________________

Класс _________________________________________________________

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.

 

 

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н. Г. Лускановой

Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»

1.Как ты чувствуешь себя в школе?

а) мне в школе нравится;

б) мне в школе не очень нравится;

в) мне в школе не нравится

2.С каким настроением ты идешь утром в школу?

а) с хорошим настроением;

б) бывает по-разному;

в) чаще хочется остаться дома

3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

а) пошел бы в школу;

б) не знаю;

в) остался бы дома

4.Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

а) мне не нравится, когда отменяют уроки;

б) Бывает по-разному;

в) мне нравится, когда отменяют уроки

5.Как ты относишься к домашним заданиям?

а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было

6.Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

а) нет, не хотел бы;

б) не знаю;

в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены

7.Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

а) рассказываю часто;

б) рассказываю редко;

в) вообще не рассказываю

8.Как ты относишься к своему классному руководителю?

а) мне нравится наш классный руководитель;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9.Есть ли у тебя друзья в классе?

а) у меня много друзей;

б) у меня мало друзей;

в) у меня нет друзей в классе

10.Как ты относишься к своим одноклассникам?

а) мне нравятся мои одноклассники;

б) мне не очень нравятся мои одноклассники;

в) мне не нравятся мои одноклассники

Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД

Опросник Кеттелла-Ясюковой (модифицированный вариант)

 п/п

Вопросы (утверждения)

Варианты ответа, из которых нужно выбрать только один

1

Если кто-то в разговоре перебивает меня, то я:

 

1) уступаю и даю ему высказаться

2) трудно сказать как я поступлю

3) даю понять, что это невежливо и не позволяю себя перебивать

2

Если бы я увидел ссорящихся маленьких детей:

 

1) я предоставил бы им самим выяснять свои отношения

2) не знаю, что предпринял бы

3) я постарался бы разобраться в их ссоре

3

Обычно я спокойно переношу самодовольных ребят, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе.

1) да

2) верно нечто среднее

3) нет, не переношу

4

Я хотел бы отдыхать на даче:

 

1) в оживленном дачном поселке

2) предпочел бы нечто среднее

3) уединенно, в лесу

5

Я предпочитаю в разговорах с одноклассниками не рассказывать о своих переживаниях.

1) да

2) скорее что-то среднее

3) нет, рассказываю

6

Я предпочел бы прочесть в газете:

 

1) о дискуссии по основным проблемам современного мира

2) не знаю о чем

3) хороший репортаж о местных событиях

7

Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей.

1) да

2) не уверен

3) нет, вряд ли были бы счастливее

8

Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на то, что мне повезет:

1) да

2) затрудняюсь сказать

3) нет, на везение не рассчитываю

9

B игрe я предпочитаю выигрывать:

 

1) да

2) не знаю

3) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю

1

У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других ребят.

1) да

2) не уверен

3) нет, таких качеств нет

1

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:

 

1) это меня не раздражает

2) верно нечто среднее

3) они вызывают у меня неприязнь и отвращение

1

Когда одноклассники меня разыгрывают, я не чувствую ни малейшего огорчения и веселюсь вместе со всеми.

1) да

2) может быть

3) нет, мне это не нравится

1

Если у меня выдался свободный вечер, я предпочту:

 

1) позвонить друзьям, позвать их в гости

2) трудно сказать

3) почитать или заняться любимым делом

1

Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:

1) изворотливым

2) трудно сказать

3) воспитанным

1

Принимая решения, я руководствуюсь:

 

1) прежде всего сердцем

2) сердцем и разумом в равной степени

3) разумом

1

Часто книги для меня привлекательнее, чем товарищи.

 

1) да

2) более или менее

3) нет

1

Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах.

1) да

2) нечто среднее

3) нет

1

Я могу прихвастнуть.

 

1) да

2) иногда

3) нет, я никогда не хвастаю

1

Устаревший закон должен быть изменен.

 

1) только после основательного обсуждения

2) верно нечто среднее

3) изменен немедленно

2

Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета.

1) да

2) не уверен

3) нет, я так не думаю

2

Если на меня кто-нибудь рассердится:

 

1) я постараюсь его успокоить

2) не знаю, что бы я предпринял

3) это вызвало бы у меня раздражение

2

Ко дню рождения, к праздникам:

 

1) я люблю выбирать и делать подарки

2) затрудняюсь сказать

3) считаю, что покупка подарков - несколько хлопотная обязанность

2

Я предпочел бы общаться с ребятами вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными.

1) да

2) верно нечто среднее

3) нет

2

Я считаю, что наилучшее решение то, которое принято большинством людей.

1) да

2) возможно

3) нет, я так не считаю

2

Готовиться к контрольной или к зачету я предпочел бы один, а не вместе с одноклассниками.

1) да

2) не уверен

3) нет, вместе лучше

2

В большинстве случаев я чувствую себя уже вполне взрослым человеком.

1) верно

2) не уверен

3) нет, взрослым пока себя не считаю

2

Бывает, я резко или даже грубо отвечаю родителям.

1) да

2) иногда

3) никогда такого не было

2

Я делаю ребятам резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают.

1) обычно

2) иногда

3) никогда не делаю

 

Ребята иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком.

1) да

2) не уверен

3) нет, это ко мне не подходит

3

Если учителя или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело.

1) верно

2) не уверен

3) нет, часто ругают и не за дело

3

Если бы я сделал полезное изобретение, то предпочел бы:

 

1) работать над ним в лаборатории дальше

2) трудно выбрать

3) позаботился бы о его практическом использовании

3

Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных.

1) да

2) трудно сказать

3) нет

3

Когда мое мнение расходится с родительским, я обычно:

 

1) остаюсь при своем мнении

2) среднее между 1) и 3)

3) доверяю опыту и авторитету родителей

3

Мне легче решить трудную задачу или какую-либо проблему:

1) если я обсуждаю их с другими

2) верно нечто среднее

3) если я обдумываю их в одиночестве

3

Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе.

1) часто

2) иногда

3) никогда

3

Мне бывает трудно признать, что я не прав.

 

1) да

2) иногда

3) нет, легко признаю свою неправоту

3

Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:

 

1) вежливый и спокойный

2) верно нечто среднее

3) энергичный и напористый

3

Родители могут быть не всегда правы, но всегда имеют право настаивать на своем.

1) да

2) не уверен

3) нет, такого права не имеют

3

Когда кто-то ведет себя глупо:

 

1) я начинаю волноваться и пытаюсь вмешиваться

2) не уверен

3) я спокойно думаю, что «на ошибках учатся»

4

Если бы я работал в сфере обслуживания, мне было бы интереснее:

1) беседовать с заказчиками, клиентами

2) выбрать нечто среднее

3) вести счета и другую документацию

4

Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие.

1) да, это верно

2) не уверен

3) нет, забочусь о своих манерах

4

Важно, чтобы на торжествах общегосударственного значения соблюдался внешний ритуал.

1) да

2) не знаю

3) нет

4

Мне было бы неприятно, если бы окружающие считали меня чудаком, а мое поведение слишком странным.

1) очень

2) не уверен

3) совсем нет

4

Когда я задумываюсь о возможных трудностях в своей жизни:

1) я стараюсь заранее составить план, как с ними справиться

2) верно нечто среднее

3) думаю, что справлюсь с ними, если они появятся

4

Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся.

1) да

2) верно нечто среднее

3) нет, таких ребят нет

4

Даже если многое против успеха какого либо начинания, я всегда считаю, что стоит рискнуть.

1) да

2) верно нечто среднее

3) нет, так рисковать не склонен

4

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты.

 

1) да

2) не уверен

3) нет, не раздражает

4

Если на мое удачное замечание не обратили внимания:

 

1) я не повторяю его

2) трудно сказать

3) повторю свое замечание снова

4

Мне кажется, интереснее быть:

 

1) художником

2) не знаю

3) директором театра или киностудии

5

Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:

1) «Он - лжец»

2) верно нечто среднее

3) «Видно, его неверно проинформировали»

5

Думаю, что в современном мире важнее разрешить:

 

1) вопросы нравственности

2) не уверен

3) вопросы практического использования научных открытий

5

Если бы я искал какое-то место в незнакомом городе, то:

1) просто спрашивал у прохожих, как пройти

2) трудно сказать что я делал

3) взял бы заранее с собой план города

5

Прежде, чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте.

1) всегда

2) иногда

3) нет, я так не делаю

5

Я свободен от всяких предрассудков.

 

1) да

2) верно нечто среднее

3) нет

5

Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.

 

1) да

2) не уверен

3) нет, не всегда

 

Отвечая на вопросы, нужно выбрать один ответ, который наиболее правильно отражает: вашу точку зрения, ваше обычное поведения.

Заключение

 

 

 

Развитие личности в системе образования происходит, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают базовой основой образовательного и воспитательного процесса. Для того чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика, результаты которой позволят грамотно выстраивать учебно-воспитательный процесс.

Результаты диагностики будут основой для составления программы формирования и развития УУД, программ внеурочной деятельности, планов воспитательной работы классов. Анализ полученных данных даёт представление о том, какие процессы мышления необходимо развивать у учеников в первую очередь. А также выбрать те или иные методы работы с детьми на уроках, которые будут способствовать развитию и совершенствованию необходимых процессов и операций мышления.

Новый подход позволит организовать работу в рамках методических объединений по разработке учителями рабочих программ учебных курсов, программ внеурочной деятельности, программ формирования УУД, при составлении технологических карт урока в соответствии со ФГОС. И как результат– обеспечение повышения качества обучения, возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей ученика, т.е. умение учиться.

 

 

 

Список литературы

 

 

Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

Гревцова

И

.

Системно-деятельностный

подход в технологии школьного обучения

/И.

Гр

евцова

// Школьные технологии. - 2003. - № 6.

Дмитриев

С. В.

Системно-деятельностный

подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

Загашев

И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышле

ние: технология развития. – СПб

: Альянс-Дельта, 2003. – 284

с

.

Загашев

И. О., Заир-Бек С. И.,

Муштавинская

И. В. Учи

м детей

мыслить

критически. СПб

: Альянс-Дельта

совм

. с изд-вом «Речь», 2003. – 192

с

.

Нелюбова Я.К., Остроухова Л. Н.,. Никишина Ю. А примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО Саратов: ГАОУ ДПО «

СарИПКиПРО

», 2012. – 80 с.

Петерсон

Л.Г.,

Кубышева

М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе

деятельностного

метода. – Москва, 2006

Шубина Т.И.

Деятельностный

метод в школе 

http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×