Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Методики проведения педагогической диагностики по формированию у детей ЗОЖ" | Рыжанкова Наталия Викторовна. Работа №350305

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Диагностическое обследование дошкольников на выявление формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Диагностических методик по выявлению формирования начальных представлений о здоровом образе жизни

в чистом виде нет, поэтому я выбрала задания (немного изменив их по способу выполнения), которые будут показывать уровень развития формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

 Беседа на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между     состоянием    здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:    Как ты думаешь, что такое здоровье?    От чего человек может заболеть?    Где человек может заболеть – на улице или дома?    От какой пищи человек будет здоров?    Зачем детям нужно спать днем?    Как люди лечат болезни?    Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

 

«Для чего нужны человеку части тела?». Педагог предлагает  ребенку объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).

 Задание: «Продолжи предложение». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает предложение. «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины)

  Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полощет  рот после еды.

 

Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.  Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

 

Диагностическое задание «Полезная покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах. В качестве «товаров» могут быть использованы: чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

Проблемная ситуация «Необычное угощение»

Задание направлено на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах. Ребенку предлагают войти в кабинет, где на столе стоит поднос с «угощением», а рядом со столом на полу лежит красивая груша. На подносе разложены несколько карамелек в фантиках, печенье, недоеденный леденец, банан в потемневшей кожуре, пирожное с двумя сидящими на креме мухами (пластиковые муляжи), обкусанная и неаккуратно завернутая шоколадка, недоеденная и неаккуратно завернутая шоколадная конфета, стакан с недопитым соком.    Педагог предлагает ребенку поднять с пола грушу, и говорит: «Вкусная груша, жаль, что она грязная. Давай положим ее на поднос. Смотри, здесь кто-то ел вкусную еду и немного оставил нам. Может, угостимся? Что ты выберешь?» В протоколе фиксируют последовательность выбора «угощения» только если ребенок настаивает на нем, несмотря на то, что его внимание обратили на недоброкачественность продукта. В этом случае «угощение» у ребенка забирают, разъясняют опасность употребления такого продукта в пищу и заменяют «угощение» полноценным продуктом.

 

Проблемная ситуация «Место для отдыха»

Задание направлено на выявление на здоровье людей. представлений о влиянии окружающей среды Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Тест «Полезная для здоровья покупка»

 Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах и проводится через неделю после выполнения детьми диагностического задания «Полезная покупка».  Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

 

Педагог, наблюдая за детьми по ходу выполнения заданий, заполняет диагностические карты: 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования №2»

 

 

 

 

 

Методики проведения педагогической диагностики по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

 

воспитатель Рыжанкова Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическое обследование дошкольников на выявление формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Диагностических методик по выявлению формирования начальных представлений о здоровом образе жизни

в чистом виде нет, поэтому я выбрала задания (немного изменив их по способу выполнения), которые будут показывать уровень развития формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Беседа на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
   Как ты думаешь, что такое здоровье?
   От чего человек может заболеть?
   Где человек может заболеть – на улице или дома?
   От какой пищи человек будет здоров?
   Зачем детям нужно спать днем?
   Как люди лечат болезни?
   Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

 

«Для чего нужны человеку части тела?». Педагог предлагает ребенку объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).

Задание: «Продолжи предложение». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает предложение. «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины)

Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полощет  рот после еды.

Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
 Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Диагностическое задание «Полезная покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве «товаров» могут быть использованы: чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

Проблемная ситуация «Необычное угощение»

Задание направлено на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах.
Ребенку предлагают войти в кабинет, где на столе стоит поднос с «угощением», а рядом со столом на полу лежит красивая груша. На подносе разложены несколько карамелек в фантиках, печенье, недоеденный леденец, банан в потемневшей кожуре, пирожное с двумя сидящими на креме мухами (пластиковые муляжи), обкусанная и неаккуратно завернутая шоколадка, недоеденная и неаккуратно завернутая шоколадная конфета, стакан с недопитым соком.
   Педагог предлагает ребенку поднять с пола грушу, и говорит: «Вкусная груша, жаль, что она грязная. Давай положим ее на поднос. Смотри, здесь кто-то ел вкусную еду и немного оставил нам. Может, угостимся? Что ты выберешь?» В протоколе фиксируют последовательность выбора «угощения» только если ребенок настаивает на нем, несмотря на то, что его внимание обратили на недоброкачественность продукта. В этом случае «угощение» у ребенка забирают, разъясняют опасность употребления такого продукта в пищу и заменяют «угощение» полноценным продуктом.

Проблемная ситуация «Место для отдыха»

Задание направлено на выявление на здоровье людей. представлений о влиянии окружающей среды
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Тест «Полезная для здоровья покупка»

 Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах и проводится через неделю после выполнения детьми диагностического задания «Полезная покупка».  Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

 

Педагог, наблюдая за детьми по ходу выполнения заданий, заполняет диагностические карты:

Критерии оценок.

Оценка осуществляется по трем уровням:

- Низкий уровень – ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья.

- Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья.

- Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Результаты диагностики заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

 

Диагностическая карта уровня сформированности умений и навыков по формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Цель: Выявить уровень развития навыков по формированию ЗОЖ в начале и конце года.

 

№ по/п

Фамилия и имя ребенка

 

Элементарные представления о здоровье и ЗОЖ

Представления об укреплении здоровья, и профилактики заболеваний

Элементарные

представления о полезных и вредных продуктов

Элементарные

представления о влиянии окружающей среды

Элементарные

представления о

полезных для здоровья предметов

Элементарные

представления о ОБЖ

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность педагогических воздействий %

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

навык сформирован – навык находится в стадии формирования – навык не сформирован –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×