Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ | Сапина Валентина Сергеевна. Работа №340297

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные методики развития фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются такие методы, как артикуляционная гимнастика, логопедические игры, сенсорная интеграция и использование мультимедийных технологий. Подчеркивается значимость работы с родителями и регулярного мониторинга прогресса ребенка. Приводятся примеры упражнений и заданий, способствующих развитию фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дети с ОВЗ, артикуляционная гимнастика, логопедические игры, сенсорная интеграция, мультимедийные технологии, работа с родителями.

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Сапина Валентина Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «Русскинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные методики развития фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются такие методы, как артикуляционная гимнастика, логопедические игры, сенсорная интеграция и использование мультимедийных технологий. Подчеркивается значимость работы с родителями и регулярного мониторинга прогресса ребенка. Приводятся примеры упражнений и заданий, способствующих развитию фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дети с ОВЗ, артикуляционная гимнастика, логопедические игры, сенсорная интеграция, мультимедийные технологии, работа с родителями.

 

Фонематическое восприятие, или способность различать звуки речи, является основополагающим навыком, который обеспечивает успешное овладение чтением и письмом. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развитие этого навыка требует применения специализированных методик, адаптированных под индивидуальные особенности ребенка. Эти методики направлены на улучшение способности различать фонемы, развивать слуховое внимание и корректировать речевые нарушения.

Одним из ключевых методов работы с детьми с ОВЗ является артикуляционная гимнастика, которая помогает развить подвижность речевого аппарата и улучшить качество произношения звуков. Артикуляционные упражнения включают в себя комплекс движений, направленных на тренировку языка, губ и мягкого неба. Например, упражнение "змейка", при котором ребенок высовывает язык и двигает его из стороны в сторону, помогает улучшить произношение шипящих и свистящих звуков. Регулярное выполнение этих упражнений способствует развитию артикуляционного аппарата, что положительно сказывается на фонематическом восприятии.

Использование логопедических игр является еще одним эффективным методом для развития фонематического восприятия. Такие игры помогают детям с ОВЗ в игровой форме различать звуки, развивать слуховое внимание и концентрацию. Например, игра "Найди звук" может включать задания на определение звука в начале, середине или конце слова. В процессе игры ребенок учится различать звуки и сопоставлять их с определенными буквами, что способствует лучшему усвоению навыков чтения и письма.

Сенсорная интеграция является важным компонентом работы с детьми с ОВЗ, направленной на развитие фонематического восприятия. Методика сенсорной интеграции помогает улучшить восприятие и обработку сенсорной информации, что, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Например, использование тактильных игр, где ребенок ощущает вибрации или текстуры при произнесении звуков, помогает ему лучше осознавать различия между фонемами. Такая работа особенно важна для детей с нарушениями слуха, зрения или с расстройствами аутистического спектра.

Современные мультимедийные технологии также играют важную роль в развитии фонематического восприятия у детей с ОВЗ. Специальные компьютерные программы и мобильные приложения позволяют детям в увлекательной форме заниматься фонетическими упражнениями. Например, приложение "Говори правильно" предлагает детям задания на различение и воспроизведение звуков с помощью красочных анимаций и звуковых эффектов. Преимущество таких программ заключается в возможности индивидуальной настройки уровня сложности и темпа занятий в зависимости от потребностей конкретного ребенка.

Музыкальные занятия могут стать дополнительным методом для развития фонематического восприятия. Пение, ритмические упражнения и прослушивание музыки помогают детям лучше различать звуковые нюансы речи, развивать слуховую память и внимание. Например, песенка, в которой ребенок должен выделять и повторять определенные звуки, помогает ему развивать фонематический слух в непринужденной обстановке.

Работа с родителями является важной составляющей коррекционного процесса. Родители должны быть активно вовлечены в развитие фонематического восприятия у ребенка, поддерживая его занятия и закрепляя навыки в домашних условиях. Например, родителям можно рекомендовать простые игры на различение звуков в повседневной жизни, такие как "Угадай звук", где ребенок должен назвать предмет или животное по издаваемому звуку. Совместные занятия помогают укрепить навыки, полученные на занятиях с логопедом, и создают благоприятную среду для развития речи ребенка.

Регулярный мониторинг и оценка прогресса ребенка позволяют своевременно корректировать методики и адаптировать их под меняющиеся потребности ученика. Например, если у ребенка наблюдается значительный прогресс в различении звуков, можно увеличить сложность заданий или перейти к работе над слоговой структурой слова. Важно, чтобы процесс обучения был непрерывным и последовательным, что обеспечит стабильное улучшение навыков фонематического восприятия.

Таким образом современные методики развития фонематического восприятия у детей с ОВЗ включают широкий спектр подходов, сочетающих традиционные и инновационные методы. Эти методики направлены на создание условий для полноценного речевого развития ребенка, что является залогом успешного обучения и социальной адаптации. Индивидуальный подход, использование игровых методов, сенсорной интеграции и современных технологий позволяют эффективно решать задачи коррекции и развития фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы

Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт–Пете

рбург. 2000г.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×