Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики развития письменной речи у детей с ОВЗ: индивидуальный подход в начальной школе | Груздева Ирина Владимировна. Работа №347181

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Особое внимание уделяется важности индивидуального подхода, который позволяет учитывать специфические потребности каждого ребенка, способствуя более эффективному обучению и социальной адаптации. В статье представлены методики, направленные на развитие письменной речи, с акцентом на разнообразные формы работы, которые могут быть использованы логопедами в школе. Также предложены примеры практических заданий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, письменная речь, индивидуальный подход, начальная школа, логопед, методики развития.

Методики развития письменной речи у детей с ОВЗ: индивидуальный подход в начальной школе

 

Груздева Ирина Владимировна, учитель-логопед

МБОУ СОШ «Новая Эра»

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Особое внимание уделяется важности индивидуального подхода, который позволяет учитывать специфические потребности каждого ребенка, способствуя более эффективному обучению и социальной адаптации. В статье представлены методики, направленные на развитие письменной речи, с акцентом на разнообразные формы работы, которые могут быть использованы логопедами в школе. Также предложены примеры практических заданий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, письменная речь, индивидуальный подход, начальная школа, логопед, методики развития.

 

Письменная речь является одной из важнейших форм коммуникации, которая позволяет человеку передавать свои мысли и чувства в письменной форме. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развитие письменной речи может представлять значительные трудности, что требует от учителей-логопедов индивидуального и тщательного подхода к каждому ребенку. Важность данного направления в работе с детьми в начальной школе заключается в том, что успешное развитие письменной речи является основой для дальнейшего академического и личностного роста, а также для успешной интеграции ребенка в общество.

Индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ в развитии письменной речи подразумевает глубокое понимание особенностей каждого ребенка, его когнитивных, речевых и психологических возможностей. Это значит, что логопед должен учитывать такие факторы, как уровень развития речи, внимание, память, эмоционально-волевые качества, а также особенности моторики ребенка. Основой для индивидуальной программы становится тщательная диагностика, которая позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка. Важно помнить, что дети с ОВЗ могут иметь различный спектр нарушений, таких как задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, нарушение слуха или зрения, что требует разнообразных коррекционных методов.

Одна из ключевых методик, применяемых для развития письменной речи у детей с ОВЗ, – это метод наглядного моделирования. Эта методика базируется на использовании наглядных образов и схем, которые помогают ребенку лучше понять и запомнить структуру предложения, порядок слов и грамматические особенности. Например, при составлении предложений можно использовать карточки с изображениями предметов или действий. Ребенок видит картинку и соотносит ее с необходимым словом или фразой, постепенно выстраивая текст. Такой подход помогает детям, имеющим трудности в понимании абстрактных понятий, лучше усваивать правила письменной речи.

Еще одной важной методикой является пошаговая система обучения письму. Она включает в себя работу с простыми заданиями, которые последовательно усложняются. На начальном этапе дети учатся правильно писать отдельные буквы и слоги, затем переходят к написанию слов, а затем — к составлению предложений и небольших текстов. Важно, чтобы задания были адаптированы к уровню возможностей ребенка, что позволит избежать перегрузки и повысит мотивацию к обучению. Например, для детей с нарушением моторики может быть полезно использовать крупные тетради с яркими направляющими линиями, что облегчает процесс письма.

Для развития связной письменной речи часто используются дидактические игры и задания, направленные на улучшение навыков составления рассказов. Например, ребенку можно предложить серию картинок, которые изображают последовательность событий. Ребенок должен составить по этим картинкам небольшой рассказ, сначала устно, а затем письменно. Это упражнение развивает логическое мышление, учит структурировать информацию и помогает в формировании связной речи. Такие задания важны для детей с ОВЗ, так как они помогают развивать когнитивные и речевые навыки в комфортной и игровой форме, что снижает стресс и повышает вовлеченность.

Особое внимание в работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить коррекции дисграфии и дислексии – нарушений, связанных с письмом и чтением. Одним из эффективных методов является метод коррекционной ритмики, где обучение сопровождается ритмическими упражнениями, стимулирующими мозговую активность и улучшающими координацию. Например, во время написания слов или фраз можно использовать хлопки, постукивания по столу или ритмичные шаги, которые помогут ребенку лучше запоминать последовательность букв в слове. Важно сочетать такие физические упражнения с логопедическими заданиями, чтобы обеспечить комплексное развитие ребенка.

Немаловажным элементом индивидуального подхода является создание эмоционально комфортной среды для ребенка. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в социализации, что может вызывать тревогу и неуверенность в своих силах. Логопеду необходимо формировать у ребенка позитивное отношение к процессу обучения и поддерживать его мотивацию. Это может быть достигнуто через использование игровых методов, поощрение за успехи и обеспечение постепенности в обучении. Например, логопед может использовать «лестницу успеха», где каждый успешный шаг в обучении отмечается маленькими победами, что помогает ребенку ощутить свой прогресс.

Таким образом, индивидуальный подход к развитию письменной речи у детей с ОВЗ в начальной школе является необходимым условием для успешной коррекционной работы. Использование наглядных моделей, пошаговой системы обучения, дидактических игр, а также специальных методов коррекции дисграфии и дислексии позволяют логопеду эффективно решать задачи развития письменной речи, учитывая особенности каждого ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и задача логопеда – не только развить его навыки, но и помочь ему обрести уверенность в себе и своих возможностях.

 

 

Список литературы

Аристова Т. А. Коррекция нарушений письменной речи.

Учебнометодическое

пособие. СПб

. :

Каро

, 2019. 208 с.

Ишимова

, О. А. Логопедическая работа в школе / О.А.

Ишимова

, О.А. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2018. - 176 c.

Сухонина Н. С. Проблема формирования каллиграфического письма у младших школьных с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 301-304.

Янгирова

В.М.

,

Сайтханов

А.Ф.

,

Хайртдинова

Л.Ф.

,

Сайтханова

В.Я.

П

одготовка учителей-логопедов к коррекционно-педагогическому сопровождению младших школьников // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №2 (63).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchiteley-logopedov-k-korrektsionno-pedagogicheskomu-soprovozhdeniyu-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×