Методы адаптации столярных навыков для детей с различными видами ОВЗ | Харитонов Эдуард Анатольевич. Работа №351776
Аннотация: В статье рассматриваются методы адаптации столярных навыков для детей с различными видами ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках трудового обучения. Особое внимание уделяется специфике работы с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с детьми с интеллектуальными нарушениями. Обсуждаются различные подходы к адаптации учебных материалов, инструментов и рабочих процессов с целью создания инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребенок, независимо от своих особенностей, может успешно осваивать столярное ремесло. В статье предложены конкретные примеры адаптированных заданий и технологий, а также методы дифференциации и индивидуализации обучения, которые помогают детям с ОВЗ развивать не только профессиональные, но и социальные навыки.
Харитонов Эдуард Анатольевич, учитель
Областное Государственное Казённое Общеобразовательное Учреждение Приволжская Коррекционная школа-интернат
Аннотация: В статье рассматриваются методы адаптации столярных навыков для детей с различными видами ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках трудового обучения. Особое внимание уделяется специфике работы с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с детьми с интеллектуальными нарушениями. Обсуждаются различные подходы к адаптации учебных материалов, инструментов и рабочих процессов с целью создания инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребенок, независимо от своих особенностей, может успешно осваивать столярное ремесло. В статье предложены конкретные примеры адаптированных заданий и технологий, а также методы дифференциации и индивидуализации обучения, которые помогают детям с ОВЗ развивать не только профессиональные, но и социальные навыки.
Ключевые слова: столярные навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, трудовое обучение, адаптация, инклюзивное образование, методы обучения, коррекционная школа.
Педагогическая практика в коррекционных школах требует особого подхода и внимательного отношения к обучению детей с различными видами ограничений. Трудовое обучение, включая освоение столярных навыков, является важным компонентом в образовательной программе таких школ. Оно не только развивает у учащихся практические навыки, но и способствует формированию уверенности в собственных силах, расширяет кругозор и помогает в социализации. Однако процесс обучения требует внимательного подхода, поскольку каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет свои особенности восприятия, моторики и интеллекта, что требует адаптации образовательных методик и материалов.
Столярное дело является одним из наиболее востребованных видов труда, так как оно развивает точность, внимание, усидчивость, творческий подход и самостоятельность. Для детей с ОВЗ столярные навыки могут стать не только источником профессиональных умений, но и важным инструментом в укреплении мотивации и самостоятельности. Однако, чтобы обучение было успешным, необходимо учесть разнообразие потребностей учащихся и адаптировать методы и средства обучения в зависимости от их особенностей.
Одной из главных задач педагога трудового обучения является создание условий, при которых каждый ученик сможет усвоить основы столярного ремесла. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или интеллектуальными нарушениями могут столкнуться с различными трудностями в освоении столярных навыков, поэтому важно правильно подобрать методы и средства обучения, адаптированные под их особенности.
Для детей с нарушениями слуха ключевым моментом является обеспечение визуальной подачи информации. Столярные работы, как и другие виды труда, могут требовать использования разнообразных инструментов и материалов, а также выполнения последовательных действий. Использование видеоуроков, иллюстраций и схем позволяет детям без слуха воспринимать материал, а также лучше ориентироваться в процессе работы. Важно, чтобы на всех этапах обучения был обеспечен чёткий визуальный контроль: от демонстрации работы с инструментами до наглядного объяснения, как и что необходимо делать на каждом этапе изготовления изделия. Рекомендуется использовать графические схемы с простыми и чёткими изображениями, подписанные пошаговые инструкции, а также различные демонстрационные видеоматериалы.
Дети с нарушениями зрения требуют особого внимания, так как они сталкиваются с проблемами восприятия и ориентирования в пространстве. В таких случаях необходимо делать акцент на тактильном восприятии и осознании объектов через осязание. Инструменты и материалы должны быть снабжены тактильными метками, чтобы ученики могли легче ориентироваться в процессе работы. Например, на ручках инструментов могут быть размещены специальные элементы с текстурой, которая поможет детям ориентироваться, какой инструмент в данный момент они держат в руках. Также важно использовать материалы с яркими контрастными цветами для облегчения визуальной идентификации предметов, но при этом акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся могли почувствовать и ощутить различные текстуры материалов, таких как дерево, металл, ткань.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важной частью адаптации является организация рабочего пространства. Оно должно быть доступным и удобным для детей с ограниченной подвижностью, например, с использованием столов и стульев регулируемой высоты. Специальные устройства, такие как подставки для инструментов, которые можно закрепить на столе или использовать в положении сидя, а также оптимизация рабочего процесса, помогут детям работать без лишнего напряжения. Важно также обращать внимание на выбор инструментов: они должны быть лёгкими, удобными в использовании и, по возможности, иметь эргономичную форму, чтобы предотвратить утомление и возможные травмы. Одним из эффективных методов является использование нестандартных инструментов, таких как электроинструменты с более простыми функциями, которые могут уменьшить нагрузку на детей с нарушениями двигательной активности.
Особую категорию составляют дети с интеллектуальными нарушениями, которым может быть трудно усвоить сложные алгоритмы работы с материалами и инструментами. Для таких детей следует разрабатывать максимально простые и понятные пошаговые инструкции, которые будут соответствовать их уровню восприятия. Использование элементов игры в процессе обучения может стать эффективным методом. Например, создание поделок, игр с элементами столярных работ, таких как конструирование простых объектов, может значительно повысить мотивацию детей. Дополнительно полезно использовать наглядные и доступные схемы и модели для того, чтобы ребенок мог визуализировать конечный результат и понять, какие действия ему предстоит выполнить.
Методика адаптации столярных навыков для детей с ОВЗ также включает дифференциацию заданий. Важно, чтобы задания были индивидуализированы с учётом уровня развития каждого ребенка, что позволяет создавать условия для успеха каждого учащегося. Важно поэтапно увеличивать сложность заданий, начиная с самых простых элементов и постепенно переходя к более сложным конструкциям. Система подкрепления успехов помогает детям увидеть положительные результаты своего труда, что способствует их мотивации и уверенности в собственных силах.
Кроме того, использование технологий в трудовом обучении может значительно повысить эффективность обучения. Применение программных средств, таких как тренажеры и 3D-моделирование, позволяет учащимся с ОВЗ визуализировать процесс работы и проектирования, что значительно упрощает усвоение материала. Виртуальные лаборатории и тренажеры могут использоваться для ознакомления с техникой и инструментами, а также для тренировки навыков безопасной работы.
Таким образом, адаптация столярных навыков для детей с различными видами ОВЗ требует комплексного подхода, включающего использование визуальных и тактильных материалов, дифференциацию заданий, а также создание удобного рабочего пространства. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в сфере трудового обучения может быть успешной, если учитывать их индивидуальные потребности и особенности восприятия. Педагоги должны использовать разнообразные методы и средства обучения, чтобы каждый ученик мог развить свои профессиональные навыки и достигнуть успехов в столярном ремесле.
Список литературы
Антропов А.П. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения // Специальное образование. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptirovannye-osnovnye-obscheobrazovatelnye-programmy-v-sovremennyh-usloviyah-obucheniya
Слободенюк А.И., Невиницына В.С., Осипкина Ю.А., Ноткина В.О., Исмаилов Г.М. Особенности проведения занятий по технологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы развития современной науки и техники. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-zanyatiy-po-tehnologii-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Черненко Ю.В., Амангелдикызы Р. Сущность трудового воспитания ребенка в современных условиях // НИР/S&R. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-trudovogo-vospitaniya-rebenka-v-sovremennyh-usloviyah