Методы активизации музыкального восприятия у школьников | Журавлева Дарья Геннадьевна. Работа №345406
Аннотация. Статья посвящена методам активизации музыкального восприятия у школьников, которые помогают развивать интерес к музыке, улучшать слуховое восприятие и формировать эстетическое восприятие искусства. Приводятся примеры использования различных методик, таких как творческие задания, взаимодействие с музыкой через движение, а также применение современных технологий в музыкальном образовании.
Ключевые слова: музыкальное восприятие, школьники, активизация, творческие задания, слуховое восприятие, методы, музыкальное образование.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Журавлева Дарья Геннадьевна, учитель музыки
МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Аннотация. Статья посвящена методам активизации музыкального восприятия у школьников, которые помогают развивать интерес к музыке, улучшать слуховое восприятие и формировать эстетическое восприятие искусства. Приводятся примеры использования различных методик, таких как творческие задания, взаимодействие с музыкой через движение, а также применение современных технологий в музыкальном образовании.
Ключевые слова: музыкальное восприятие, школьники, активизация, творческие задания, слуховое восприятие, методы, музыкальное образование.
Музыкальное восприятие играет ключевую роль в развитии музыкальных способностей у школьников, формировании их вкусов и мировоззрения. Однако для многих детей восприятие музыки может быть пассивным, поверхностным, если не используются специальные методы для активизации этого процесса. Задача учителя музыки — не просто донести информацию о композиторах и произведениях, но и создать условия для того, чтобы дети научились воспринимать музыку глубоко, эмоционально и осознанно.
Для этого необходимо применять методы активизации музыкального восприятия, которые способствуют развитию слуха, творческого мышления и эстетических чувств у школьников. Одним из эффективных методов является использование творческих заданий, направленных на развитие ассоциативного мышления и фантазии. Например, можно предложить ученикам прослушать музыкальное произведение и нарисовать образы, которые у них возникают в процессе прослушивания. Такая работа развивает не только восприятие музыки, но и художественные способности детей, позволяет увидеть, как музыка вызывает различные эмоции и образы.
Другим важным методом является взаимодействие с музыкой через движение. Например, на уроках можно использовать такие приемы, как ритмическая гимнастика или музыкальные игры, в которых дети выполняют движения под музыку. Это помогает школьникам лучше почувствовать ритм, мелодику и характер произведения. Такие упражнения развивают музыкальный слух и координацию движений, делают уроки более увлекательными и динамичными.
Одним из примеров такого подхода может быть игра, в которой дети делятся на группы и подбирают движения под определенные фрагменты музыкальных произведений. Каждый фрагмент имеет свой характер, и ученики должны выразить его через танец или пантомиму. Это помогает детям глубже прочувствовать ритм и динамику музыки, а также развивает способность анализировать музыкальные произведения.
Использование современных технологий также значительно расширяет возможности учителя в активизации музыкального восприятия. Например, интерактивные приложения и мультимедийные презентации могут сделать восприятие музыки более разнообразным и интересным. Ученики могут не только слушать музыку, но и видеть, как она создается, участвовать в виртуальных концертах или интерактивных играх, связанных с музыкальными произведениями. Такой подход помогает школьникам лучше понять музыкальные термины и структуры, развивает их креативность и интерес к изучению музыки.
В качестве примера можно привести использование таких ресурсов, как интерактивные музыкальные игры, которые помогают детям изучать ноты, аккорды и ритмы в игровой форме. Это создает мотивацию для дальнейшего изучения и делает процесс восприятия музыки более увлекательным. Также можно использовать видеозаписи концертов с последующим обсуждением прослушанного материала. Это способствует более глубокому анализу произведений и помогает развить критическое мышление у школьников.
Еще одним эффективным методом активизации музыкального восприятия является сравнительный анализ музыкальных произведений. Ученикам можно предложить прослушать несколько музыкальных фрагментов разных стилей и эпох и найти в них сходства и различия. Это не только развивает аналитические способности, но и помогает детям лучше понимать музыкальную культуру, формирует уважение к различным жанрам и стилям. Например, можно сравнить фрагменты симфонической музыки с джазом или рок-музыкой, что позволит школьникам оценить разнообразие музыкальных жанров и расширить их кругозор.
Также важно отметить роль эмоционального восприятия музыки. Учитель может предложить школьникам выразить свои эмоции после прослушивания произведения — это может быть в форме беседы, эссе или рисунка. Важно дать возможность детям свободно выражать свои впечатления, ведь музыка способна вызывать у каждого слушателя индивидуальные чувства и переживания. Например, после прослушивания произведения Бетховена можно предложить учащимся описать, какие эмоции они испытали и с какими жизненными ситуациями или событиями они ассоциируют эту музыку.
Активизация музыкального восприятия школьников требует также участия в творческих музыкальных проектах. Это могут быть постановки музыкальных спектаклей, организация концертов или создание музыкальных композиций. В процессе такой работы дети учатся не только воспринимать музыку, но и творить её сами, что значительно усиливает их интерес к предмету. Например, создание собственной композиции с использованием элементарных музыкальных инструментов позволяет детям понять, как строится музыкальное произведение, как взаимосвязаны его части и что такое музыкальная гармония.
Таким образом, использование разнообразных методов активизации музыкального восприятия на уроках музыки способствует формированию у школьников не только глубоких музыкальных знаний, но и развивает их эмоциональную сферу, творческое и критическое мышление. Творческие задания, движение под музыку, использование современных технологий и сравнительный анализ произведений создают условия для увлекательного и осознанного восприятия музыки, что делает процесс обучения более эффективным и интересным для детей.
Список литературы
Красильников И
.
М, Красильникова М
.
С,
Яшмолкина
О
.
Н Р
азвитие музыкального восприятия школьников на основе продуктивной музыкальной деятельности
// Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №5 (78).
Махамматов
А
.
н
,
Тугулов
У
.
А, Абилов М
.
Н
.
Ф
ормирование музыкального восприятия школьников
// Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №6 (79).