Методы активного обучения для повышения мотивации студентов СПО на занятиях по химии | Зиненко Екатерина Юрьевна. Работа №349027
Аннотация: В статье рассматриваются методы активного обучения, которые способствуют повышению мотивации студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) на занятиях по химии. Описаны преимущества активных методов для развития интереса к предмету, формирования профессиональных компетенций и навыков самостоятельного мышления. Представлены примеры активных методов и их значимость для практико-ориентированного обучения в системе СПО.
Ключевые слова: активное обучение, мотивация, химия, СПО, профессиональные компетенции, интерактивные методы, образовательный процесс.
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ
Зиненко Екатерина Юрьевна, преподаватель
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский судостроительный колледж»
Аннотация: В статье рассматриваются методы активного обучения, которые способствуют повышению мотивации студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) на занятиях по химии. Описаны преимущества активных методов для развития интереса к предмету, формирования профессиональных компетенций и навыков самостоятельного мышления. Представлены примеры активных методов и их значимость для практико-ориентированного обучения в системе СПО.
Ключевые слова: активное обучение, мотивация, химия, СПО, профессиональные компетенции, интерактивные методы, образовательный процесс.
Современные образовательные тенденции в системе среднего профессионального образования (СПО) направлены на развитие у студентов самостоятельного мышления, профессиональных навыков и глубокой заинтересованности в учебном процессе. Химия, как один из ключевых естественнонаучных предметов, требует от студентов активного подхода и заинтересованности для лучшего усвоения материала. Однако мотивация студентов СПО на занятиях по химии зачастую бывает недостаточной, что осложняет освоение предмета и снижает качество их подготовки. Активные методы обучения становятся эффективным инструментом, способствующим повышению мотивации и вовлеченности в учебный процесс.
Методы активного обучения отличаются от традиционных тем, что предполагают активное взаимодействие студентов с учебным материалом и участие в учебной деятельности. Они позволяют интегрировать практический и теоретический материал, стимулируя студентов к самостоятельным открытиям и выработке собственных решений в ходе обучения. Применение активных методов особенно эффективно на занятиях по химии, где изучаемые теоретические концепции могут быть сложны и абстрактны. Интерактивные и практические методы помогают сделать материал более доступным и увлекательным, а также формируют у студентов практические навыки, что важно для профессиональной подготовки.
Одним из эффективных методов активного обучения является использование лабораторных экспериментов, моделирующих профессиональные задачи. Например, на занятиях по химии студенты могут выполнять лабораторные исследования, анализируя химический состав бытовых или промышленных веществ, проводя испытания на экологическую безопасность или проверяя свойства различных реагентов. Такие практические занятия дают студентам возможность видеть результаты собственных действий, что повышает их мотивацию и позволяет осознать значимость химии в будущем профессиональном контексте. Лабораторные работы развивают навыки работы с оборудованием, аккуратность и внимание к деталям, что крайне важно в ряде профессий, связанных с химией и смежными дисциплинами.
Одной из популярных методик активного обучения, которая также находит широкое применение на занятиях по химии, является метод «учебной дискуссии» или обсуждения кейсов. Данный метод позволяет создать ситуацию, в которой студенты могут обсуждать и анализировать профессиональные задачи, например, вопросы, касающиеся утилизации химических отходов, анализа воздействия химических веществ на экологию или проблемы использования и переработки пластмасс. Учебная дискуссия позволяет каждому студенту выразить свое мнение, учит их аргументировать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям других и учитывать разнообразные факты и обстоятельства. Дискуссионные занятия стимулируют студентов к размышлению над реальными проблемами, создавая условия для развития критического мышления, что важно для формирования зрелого и ответственного специалиста.
Метод проектов также является одним из ведущих активных методов обучения, который позволяет повышать мотивацию студентов через создание собственных исследовательских или практических проектов. Преподаватель, предлагающий студентам проект по химии, может дать им возможность самим выбирать темы, что значительно увеличивает интерес к процессу. Например, проекты могут касаться изучения и анализа качества воды или воздуха в регионе, исследования состава косметических или пищевых продуктов, разработки методов переработки отходов. При этом студенты сами определяют план работы, проводят исследования, анализируют данные и представляют полученные результаты, что развивает у них самостоятельность, ответственность и профессиональные навыки. Проектная работа требует также коллективного взаимодействия и помогает обучающимся научиться работать в команде, что является важным элементом подготовки будущего специалиста.
Среди методов активного обучения можно выделить игровые методики, которые находят применение на занятиях по химии. Например, студенты могут принимать участие в ролевых играх, где они становятся химиками-исследователями, экспертами по охране окружающей среды, лабораторными сотрудниками. Это позволяет им попробовать себя в профессиональной роли, что способствует формированию профессионального интереса и более глубокому пониманию изучаемого материала. Играя, студенты лучше запоминают информацию, активно участвуют в процессе и, главное, ощущают учебный материал не как абстрактные данные, а как что-то практическое и имеющее непосредственное значение для их будущей работы. Ролевые игры и симуляции помогают студентам освоить материал в интересной и доступной форме, а также развивают творческое и критическое мышление.
Использование мультимедийных технологий — еще один эффективный метод активного обучения, особенно полезный при изучении химии, где требуется визуализация сложных процессов. Мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории, анимации химических реакций и другие ресурсы помогают сделать уроки более наглядными и понятными для студентов. Например, через виртуальные лаборатории студенты могут проводить сложные эксперименты, которые в реальности требуют специального оборудования или значительных финансовых затрат. Преподаватель может использовать видеоматериалы, наглядно демонстрирующие реакции, которые не всегда возможно провести в учебной лаборатории. Такая визуализация стимулирует интерес к предмету, позволяет студентам глубже понять и усвоить материал.
Важным методом активного обучения является метод проблемного обучения, который заключается в создании учебных ситуаций, требующих от студентов поиска решения. Например, преподаватель может предложить студентам решить экологическую проблему, связанную с использованием химических удобрений, или рассмотреть вопрос безопасного использования бытовых химических средств. В ходе решения проблемы студенты изучают материал с разных сторон, разрабатывают варианты решения и принимают обоснованные решения, что способствует формированию аналитических и практических навыков, важных для их профессиональной деятельности. Такой подход стимулирует активное участие студентов и развивает самостоятельность, обучая их мыслить логически и принимать решения на основе изученных данных.
Методы активного обучения дают возможность преподавателю СПО не только увлечь студентов, но и помочь им усвоить знания, развить профессиональные компетенции и научиться применять их на практике. Активные методы делают образовательный процесс более интересным и насыщенным, они способствуют созданию благоприятной учебной атмосферы, в которой студенты не боятся экспериментировать, допускать ошибки и искать оптимальные решения. Применяя активные методы, преподаватель повышает мотивацию студентов к изучению химии и помогает им осознать её значимость для будущей профессиональной деятельности, что делает обучение более осознанным и целеустремленным.
Таким образом, применение активных методов обучения в СПО при изучении химии оказывает позитивное влияние на мотивацию и заинтересованность студентов. Лабораторные эксперименты, учебные дискуссии, проектная работа, игровые и мультимедийные технологии, а также проблемное обучение способствуют более глубокому и осознанному усвоению материала. Эти методы формируют у студентов важные профессиональные и личностные качества, такие как самостоятельность, критическое мышление, ответственность и готовность к взаимодействию. Активные методы обучения позволяют преподавателю создать условия для успешного освоения студентами химии и повышения их интереса к предмету, что делает образовательный процесс более эффективным и результативным.
Список литературы
Бунькова
Е
.
А
.
,
Евтюхина
И
.
С
.
Применение активных методов обучения на уроках химии // Вопросы науки и образования. 2019. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-aktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-himii (дата обращения: 28.10.2024).
Ковалевская А. А.
Методы повышения мотивации учеников на примере изучения химии
// Вестник магистратуры. 2021. №9-1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-povysheniya-motivatsii-uchenikov-na-primere-izucheniya-himii (дата обращения: 28.10.2024).
Сибирева
, А. Д. Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся / А. Д.
Сибирева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 629-633. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13174/ (дата обращения: 28.10.2024).