Методы формирования дружелюбного отношения и толерантности у дошкольников | Легкова Людмила Ивановна. Работа №351372
Аннотация. Формирование дружелюбного отношения и толерантности у дошкольников является важной частью воспитания, поскольку это способствует развитию социальных и эмоциональных навыков у детей, созданию атмосферы взаимного уважения и принятия. В статье рассмотрены методы и подходы, которые помогают воспитателям в средней группе формировать у детей эти качества. Описываются практические рекомендации, направленные на развитие эмпатии, уважения к различиям, умения работать в команде, а также преодоление стереотипов и предвзятостей. Статья ориентирована на воспитателей, стремящихся создавать гармоничную, инклюзивную атмосферу в группе.
Ключевые слова: дружелюбие, толерантность, воспитание дошкольников, эмпатия, уважение, социальные навыки, воспитатель, инклюзивное образование, дошкольное воспитание.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Легкова Людмила Ивановна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изюминка ", Ростовская область, г. Красный Сулин
Аннотация. Формирование дружелюбного отношения и толерантности у дошкольников является важной частью воспитания, поскольку это способствует развитию социальных и эмоциональных навыков у детей, созданию атмосферы взаимного уважения и принятия. В статье рассмотрены методы и подходы, которые помогают воспитателям в средней группе формировать у детей эти качества. Описываются практические рекомендации, направленные на развитие эмпатии, уважения к различиям, умения работать в команде, а также преодоление стереотипов и предвзятостей. Статья ориентирована на воспитателей, стремящихся создавать гармоничную, инклюзивную атмосферу в группе.
Ключевые слова: дружелюбие, толерантность, воспитание дошкольников, эмпатия, уважение, социальные навыки, воспитатель, инклюзивное образование, дошкольное воспитание.
Воспитание толерантности и дружелюбного отношения у дошкольников — одна из ключевых задач педагогов, поскольку это создает основы для здоровых социальных взаимодействий, взаимного уважения и гармоничного развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие принципы общения, которые будут влиять на будущую жизнь ребенка в коллективе, его способность к сотрудничеству и конструктивному разрешению конфликтов. В статье рассматриваются методы, которые помогут воспитателю средней группы развить у детей эти важные качества.
1. Развитие эмпатии через игровые и творческие занятия
Эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоции других людей, ставить себя на их место — является основой толерантности. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать, что все люди разные, и учатся уважать эти различия.
Метод 1: Игры на сопереживание и примерение ролей.
Одним из эффективных методов развития эмпатии является использование ролевых игр, где дети могут примерить на себя различные роли. Например, игра "Друзья", в которой каждый ребенок изображает животное или персонажа, и другие дети должны угадать его эмоции или поступки. Такие игры развивают способность понимать, что чувствует другой человек, и в какой ситуации он находится.
Метод 2:Творческие задания для выражения чувств.
Рисование, лепка, создание поделок — отличные способы для детей выразить свои эмоции и понять, как воспринимают их чувства другие. Например, рисование на тему "Как я рад, когда мой друг помогает мне", помогает детям выразить благодарность и научиться видеть позитивные моменты в отношениях с окружающими.
2. Воспитание уважения к различиям через литературу
Литература — мощный инструмент для формирования толерантности у детей. Через сказки, рассказы и стихи дети могут познакомиться с персонажами, которые отличаются друг от друга, что способствует развитию уважения и принятия других.
Метод 3: Чтение книг, способствующих развитию толерантности.
Воспитатель может использовать книги, где в центре сюжета — взаимоотношения людей с разными характерами, интересами, внешностью и культурой. К примеру, можно читать сказки о дружбе, таких как "Колобок" или "Три медведя", где доброта и взаимопомощь являются важными темами. Также хороши произведения, рассказывающие о дружбе разных народов и национальностей. Это помогает детям понять, что различия между людьми не делают их хуже, а, наоборот, обогащают общение.
Метод 4: Обсуждение прочитанного.
После прочтения книги важно обсудить с детьми, какие персонажи им понравились, какие поступки они считали правильными, а какие нет. Это позволяет детям выстраивать свою систему ценностей, учит их замечать положительные черты у других людей и уважать их мнения.
3. Создание инклюзивной атмосферы через совместные проекты
Дети в дошкольном возрасте учат свои социальные навыки через совместную деятельность. Работа в группе помогает им развивать такие качества, как уважение, внимание к другим, понимание их точек зрения.
Метод 5: Совместная деятельность и игры.
Для развития дружелюбных отношений и толерантности важно организовывать в группе мероприятия, где все дети могут участвовать вместе. Это могут быть как простые коллективные игры, так и совместные творческие проекты. Например, можно организовать коллективное рисование или сборку конструктора, где каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат. Такие занятия учат детей работать в команде, понимать, что успех зависит от сотрудничества, а не от того, кто первый или кто сильнее.
Метод 6: Праздники и тематические мероприятия.
На праздниках и тематических мероприятиях (например, День дружбы) дети могут практиковаться в доброжелательных отношениях друг с другом. Важно, чтобы такие события включали моменты, когда дети могут проявить заботу о других, помочь друг другу и радоваться общим успехам. Это поможет создать атмосферу взаимопонимания и гармонии в группе.
4. Применение моделей поведения воспитателя как примера
Дети младшего возраста активно учат социальному поведению через подражание взрослым, поэтому важную роль в формировании толерантности и дружелюбия играют действия и поведение воспитателя.
Метод 7: Воспитатель как пример.
Воспитатель должен демонстрировать детям пример уважения, доброжелательности и терпимости. Важно, чтобы педагог использовал позитивную речь, выражал благодарность и уважение к детям, каждому индивидуально, обращал внимание на их особенности и старался увидеть в каждом ребенке его сильные стороны. Это создаст атмосферу взаимного уважения и поможет детям в дальнейшем применять эти принципы в отношениях с окружающими.
Метод 8: Разрешение конфликтных ситуаций.
Конфликты неизбежны в детском коллективе, однако важно, чтобы воспитатель умел их разрешать таким образом, чтобы дети понимали, как важно уважать чувства других, обсуждать проблему, находить компромиссы и работать над отношениями. Важным элементом в разрешении конфликтов является вовлечение детей в процесс поиска решений и понимания позиций друг друга.
5. Формирование социальной ответственности через практику добрых поступков
Дети начинают осознавать важность своих действий и их влияние на окружающих. Формирование социальной ответственности и понимания, что их поступки могут приносить радость или боль другим, также играет важную роль в развитии толерантности.
Метод 9: Добрые поступки и поддержка.
Важно формировать у детей привычку помогать друг другу. В воспитании толерантности помогает регулярная практика добрых поступков, например, помощь товарищам в процессе игры, помощь в уборке, забота о младших. Это можно закрепить через такие моменты, как "дружеский день", когда дети должны проявить доброжелательность и внимание друг к другу.
Формирование дружелюбного отношения и толерантности у дошкольников — это непрерывный процесс, который требует терпения, внимания и правильного подхода. Использование разнообразных методов и подходов, таких как игры на сопереживание, работа с литературой, совместные проекты, а также демонстрация воспитателем примера уважения и заботы, способствует созданию в группе атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя принятым и уважаемым. Такое воспитание закладывает основу для формирования гармоничной личности, способной к сотрудничеству и уважению к окружающим.
Список литературы
Кондрашова Наталья Владимировна Формирование культурно-толерантной личности в детских садах посредством народных сказок // Science Time. 2014.
№8 (8).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-tolerantnoy-lichnosti-v-detskih-sadah-posredstvom-narodnyh-skazok-1
Кузибаева Гульфара Сергалиевна Развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста // Наука и образование сегодня. 2017. №9 (20).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tolerantnyh-otnosheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Шмелева Ольга Ивановна Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников // Наука, образование и культура. 2019. №1 (35).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-raboty-po-vospitaniyu-tolerantnosti-u-doshkolnikov