Методы формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира | Дронова Светлана Александровна. Работа №351205. Номер работы: №351205
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира. Описаны педагогические подходы, направленные на развитие бережного отношения к природе, экологической осознанности и ответственности у детей начальной школы. Подчеркивается значимость раннего экологического воспитания для гармоничного формирования личности ребенка и его включения в экологически ответственное поведение. Приводятся рекомендации по организации учебного процесса, способствующего развитию у детей интереса к природе и пониманию их роли в сохранении окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое воспитание, начальная школа, младшие школьники, экологическое сознание, окружающий мир, природа, экологическая культура.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дронова Светлана Александровна, учитель начальных классов
МКОУ Бударинская СШ, хутор Черкесовский
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира. Описаны педагогические подходы, направленные на развитие бережного отношения к природе, экологической осознанности и ответственности у детей начальной школы. Подчеркивается значимость раннего экологического воспитания для гармоничного формирования личности ребенка и его включения в экологически ответственное поведение. Приводятся рекомендации по организации учебного процесса, способствующего развитию у детей интереса к природе и пониманию их роли в сохранении окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое воспитание, начальная школа, младшие школьники, экологическое сознание, окружающий мир, природа, экологическая культура.
Формирование экологического сознания у младших школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В условиях нарастающей экологической угрозы, связанной с ухудшением состояния окружающей среды, воспитание бережного отношения к природе у подрастающего поколения приобретает особую актуальность. На уровне начальной школы закладываются основы экологического мировоззрения, а предмет «Окружающий мир» предоставляет уникальные возможности для формирования у младших школьников осознания себя как части природы и чувства ответственности за ее сохранение.
Экологическое сознание младших школьников формируется через практическую деятельность, познавательные задания и осмысленное восприятие информации о природе. Учитывая возрастные особенности детей начальной школы, важно создавать ситуации, побуждающие их к эмоциональному отклику на экологические темы, например, к переживанию за растения и животных, за чистоту родного края. Экологическое воспитание в этом возрасте должно опираться на простые и доступные детям понятия, такие как «забота», «бережное отношение» и «ответственность».
Одним из ключевых методов формирования экологического сознания является использование метода наблюдения. Педагог может организовать наблюдения за сезонными изменениями в природе, за растениями и животными, акцентируя внимание на взаимосвязях в природе и на значимости сохранения каждого элемента экосистемы. Прямое наблюдение за природой позволяет детям не только развивать наблюдательность, но и формирует глубокое понимание природных процессов, уважительное отношение к живым существам и осознание того, что действия человека могут как поддерживать, так и разрушать природный баланс.
Другим важным методом является проектная деятельность, в рамках которой учащиеся получают возможность самостоятельно исследовать экологические вопросы, связанные с их родным краем или конкретной проблемой окружающей среды. Например, дети могут участвовать в исследовательских мини-проектах на темы «Как мы можем помочь птицам зимой?» или «Зачем беречь лес?», где они будут не только изучать вопросы экологии, но и учиться предлагать пути решения экологических проблем. Проектная работа способствует развитию у детей исследовательских навыков, активизирует творческое мышление и стимулирует осознание того, что каждый человек может внести вклад в сохранение природы.
Особое значение в формировании экологического сознания у младших школьников имеет практическая деятельность, связанная с уходом за природой. Организация коллективных мероприятий, таких как посадка деревьев, уборка территории школьного двора или участие в акциях по сбору вторсырья, позволяет детям на практике почувствовать свою причастность к охране окружающей среды. Дети начинают понимать, что их усилия, даже самые простые, могут иметь значимое положительное воздействие на природу и вносят вклад в сохранение окружающей среды.
Экологическое сознание у младших школьников формируется также через художественное восприятие природы, которое позволяет глубже понять ее красоту и уникальность. На уроках окружающего мира можно использовать произведения литературы, живописи, фотографии, видеоматериалы, которые помогают детям взглянуть на природу с новой стороны и ощутить ее значимость. Чтение рассказов о животных и растениях, знакомство с народными сказками и преданиями о природе формирует у детей эмпатию, заставляет задуматься о ценности жизни всех живых существ, а также о важности защиты и сохранения природы.
Педагог, выступая в роли наставника, играет важную роль в формировании экологического сознания у младших школьников. Своим примером он показывает, как можно бережно относиться к окружающей среде, объясняет детям, почему это важно, и побуждает их к ответственному поведению. Учителю необходимо уметь создать в классе обстановку доверия и уважения, где дети будут чувствовать себя безопасно и смогут свободно высказывать свои мысли и чувства о природе, делиться своими экологическими инициативами и идеями.
Необходимо отметить, что процесс экологического воспитания требует систематического и целенаправленного подхода. Экологические темы должны органично интегрироваться в каждый урок окружающего мира, а не ограничиваться отдельными мероприятиями или проектами. Только через регулярное обращение к экологическим вопросам, их обсуждение и практическое применение дети смогут сформировать устойчивое экологическое сознание и включиться в культуру экологически осознанного поведения.
Таким образом, формирование экологического сознания у младших школьников требует комплексного подхода, включающего наблюдение, проектную и практическую деятельность, а также художественное восприятие природы. Экологическое воспитание, реализуемое на уроках окружающего мира, способствует формированию у детей ответственного и бережного отношения к природе, помогает осознать их роль в сохранении окружающей среды. Важно, чтобы обучение происходило в эмоционально положительной обстановке, поддерживающей детскую инициативу и творческое самовыражение, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию личности, способной осознанно заботиться о природе и вносить вклад в решение экологических проблем.
Список литературы
1. Маслова И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Маслова, И. П. Андрусякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 132-136.
2. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1181-1186.