Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы формирования экологической культуры у детей начальных классов | Гаврилова Наталья Александровна. Работа №346355. Номер работы: №346355

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования экологической культуры у детей начальных классов. Описываются ключевые направления работы воспитателя: экологические игры, экскурсии, участие в акциях и творческих проектах. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологического мышления у детей и воспитании у них ответственности за окружающую среду.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, воспитание, группа продленного дня, экологические игры, проекты, окружающая среда, забота о природе.

Методы формирования экологической культуры у детей начальных классов

 

Гаврилова Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Средняя школа №22 им. Маршала Сергеева г.о. Макеевка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования экологической культуры у детей начальных классов. Описываются ключевые направления работы воспитателя: экологические игры, экскурсии, участие в акциях и творческих проектах. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологического мышления у детей и воспитании у них ответственности за окружающую среду.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, воспитание, группа продленного дня, экологические игры, проекты, окружающая среда, забота о природе.

 

Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста является важной задачей в условиях современных экологических вызовов. Дети, только вступающие на путь осознания окружающего мира, нуждаются в систематической и целенаправленной работе по воспитанию бережного отношения к природе и её ресурсам. На этапе начальной школы важно заложить основы экологической культуры, которая будет сопровождать ребёнка на протяжении всей жизни и определять его отношение к природе, к окружающей среде, а также к себе и другим людям.

Внеурочная деятельность, в том числе в группе продлённого дня, предоставляет воспитателю широкие возможности для развития у детей экологического мышления. Основная задача воспитателя — заинтересовать детей проблемами окружающей среды и показать, что даже самые маленькие их усилия могут приносить значимый результат. Методы формирования экологической культуры могут быть разнообразными и включать в себя игры, практические задания, экскурсии, творческие проекты и исследовательскую деятельность. Важно, чтобы воспитатель находил баланс между теоретическими знаниями и практическими действиями, помогая детям закреплять полученные знания через участие в экологически значимых делах.

Один из эффективных методов — это экологические игры, которые способствуют формированию у детей интереса к природе и её защите. Например, игра «Сортировка мусора» может не только обучить детей основам раздельного сбора отходов, но и показать, как их действия помогают снижать нагрузку на окружающую среду. Важно, чтобы такие игры носили не только познавательный, но и развлекательный характер, вызывая у детей положительные эмоции и желание узнавать больше о мире природы.

Кроме игр, важным элементом работы воспитателя является проведение экскурсий и наблюдений на природе. Например, прогулки в парке, лесу или даже на пришкольной территории дают возможность детям непосредственно взаимодействовать с природой, наблюдать за её изменениями в разные времена года, учиться заботиться о растениях и животных. В ходе таких мероприятий воспитатель может рассказывать детям о важности сохранения природных ресурсов, показывать, как можно помочь природе: не разбрасывать мусор, заботиться о растениях, уважать животных. Живые наблюдения и непосредственный контакт с природой формируют у детей эмоциональную связь с окружающим миром, что является важным этапом на пути к осознанию экологической ответственности.

Ещё одним эффективным методом является участие детей в экологических акциях и проектах. Например, проведение акции «Посади дерево» или «День чистоты», в рамках которых дети могут своими руками участвовать в озеленении территории школы или уборке близлежащих парков. Такая деятельность помогает детям не только понять значимость труда по сохранению природы, но и почувствовать себя частью большого дела. Коллективные проекты способствуют формированию у детей чувства ответственности за окружающий мир, развивают навыки работы в команде и учат взаимодействовать с окружающими.

Творческие задания также могут стать важным инструментом в формировании экологической культуры. Например, изготовление поделок из вторичных материалов (бумага, пластик, ткань) не только развивает творческое мышление, но и помогает детям понять, что переработка отходов — это важная часть заботы о планете. Организация выставок таких работ может стать дополнительной мотивацией для детей, ведь они будут видеть результаты своего труда и осознавать, что своими руками могут создавать красивые и полезные вещи, не нанося ущерба природе.

Важно помнить, что успешное формирование экологической культуры у детей требует систематического подхода и постоянного включения экологической тематики в повседневные занятия. Например, воспитатель может организовать экологический уголок, где дети смогут наблюдать за растениями, ухаживать за ними, учиться раздельному сбору мусора. Постепенное введение экологических привычек, таких как экономия воды и электроэнергии, отказ от одноразовой посуды или сокращение использования пластика, поможет детям понять, что забота об окружающей среде начинается с маленьких повседневных шагов.

Примером успешной работы по формированию экологической культуры может стать регулярное проведение экологических викторин, конкурсов и выставок на тему природы. Это может быть конкурс рисунков на тему «Природа и я», викторина «Экологический след», или проект «Зелёная школа», в рамках которого дети вместе с воспитателями могут разработать свои идеи по улучшению школьной территории.

Таким образом, методы формирования экологической культуры у детей начальных классов должны быть разносторонними и увлекательными, чтобы вызвать у ребёнка искренний интерес к природе и её сохранению. Воспитатель играет ключевую роль в этой работе, организуя как теоретические, так и практические занятия, которые помогают детям осознать важность защиты окружающей среды. Постепенное внедрение экологических знаний в повседневную жизнь способствует тому, что дети не просто усваивают эти знания, но и начинают применять их на практике, формируя у себя ответственные экологические привычки.

 

 

Список литературы

Букетова

, Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятия / Т.И.

Букетова

// Начальная школа - 2018. - №8.-С.73-75.

Голубев, И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В Новиков. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально – ценностного отношения к природе / В.В. Зотов. – Вектор – ТИС, ООО Нижний Новгород, 2021. – 89с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×