Методы формирования естественно-научной функциональной грамотности на уроках географии | Михеева Ирина Васильевна. Работа №352645
Аннотация. Формирование естественно-научной функциональной грамотности является важной целью образовательного процесса, и уроки географии играют в этом процессе ключевую роль. Развитие этой грамотности помогает учащимся не только понимать основные научные концепции, но и применять их для решения реальных задач. В статье рассматриваются методы формирования естественно-научной функциональной грамотности на уроках географии, включая использование исследовательских и проектных технологий, интеграцию межпредметных связей, развитие критического мышления и практическую работу с картами и другими источниками географической информации. Приводятся примеры использования данных методов в учебном процессе, а также описываются педагогические подходы, которые способствуют развитию у учащихся навыков работы с природными явлениями и проблемами окружающей среды.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, функциональная грамотность, география, межпредметные связи, исследовательские проекты, критическое мышление, природные явления, экологическая ситуация.
Методы формирования естественно-научной функциональной грамотности на уроках географии
Михеева Ирина Васильевна, учитель географии и биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пст. Вухтым
Аннотация. Формирование естественно-научной функциональной грамотности является важной целью образовательного процесса, и уроки географии играют в этом процессе ключевую роль. Развитие этой грамотности помогает учащимся не только понимать основные научные концепции, но и применять их для решения реальных задач. В статье рассматриваются методы формирования естественно-научной функциональной грамотности на уроках географии, включая использование исследовательских и проектных технологий, интеграцию межпредметных связей, развитие критического мышления и практическую работу с картами и другими источниками географической информации. Приводятся примеры использования данных методов в учебном процессе, а также описываются педагогические подходы, которые способствуют развитию у учащихся навыков работы с природными явлениями и проблемами окружающей среды.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, функциональная грамотность, география, межпредметные связи, исследовательские проекты, критическое мышление, природные явления, экологическая ситуация.
В последние годы в образовательной практике все чаще акцентируется внимание на развитии функциональной грамотности учащихся. Это связано с необходимостью подготовить их к активной и осознанной жизни в мире, где умение применять полученные знания для решения реальных проблем становится не менее важным, чем теоретические знания. Одной из ключевых компетенций в этом контексте является естественно-научная функциональная грамотность, которая предполагает не только знание основ естественных наук, но и способность использовать это знание для понимания и анализа окружающего мира. Важным аспектом формирования такой грамотности являются уроки географии, которые предоставляют учащимся уникальные возможности для изучения природных и социальных явлений, их взаимосвязей и воздействия на жизнь человека.
География, будучи наукой о Земле, имеет большое значение для формирования у учеников естественно-научной функциональной грамотности, поскольку она дает возможность понять не только физические, но и социальные процессы, происходящие в окружающей среде. Через географию можно развивать навыки системного мышления, анализировать глобальные и локальные проблемы, такие как изменение климата, экология, демографические процессы и миграция населения. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы, которые помогут учащимся не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять его на практике.
Одним из эффективных методов формирования естественно-научной функциональной грамотности является проектная деятельность. Проектная работа позволяет учащимся не только изучать теоретический материал, но и работать с реальными данными, проводить исследования и делать выводы. Например, проект, посвященный изучению экосистемы школы или ближайшего района, позволяет учащимся не только изучить теоретические аспекты экологии, но и на практике исследовать влияние различных факторов (температуры, влажности, освещенности) на развитие растений и животных. Работая над таким проектом, учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся работать с научными источниками, анализировать данные и делать выводы. Это способствует развитию критического мышления и способности видеть взаимосвязь между теорией и практикой, что является основой функциональной грамотности.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является использование межпредметных связей. География, как интегрированная дисциплина, тесно связана с другими естественными науками, такими как биология, химия, физика, а также с социальными науками, экономикой и историей. Например, изучая климатические изменения на уроках географии, учащиеся могут обращаться к знаниям из биологии для анализа воздействия изменения климата на флору и фауну. Аналогично, для изучения природных катастроф, таких как землетрясения, на уроках географии можно использовать знания из физики о движении земной коры. Такое межпредметное обучение способствует более глубокому пониманию проблем и позволяет учащимся увидеть целостную картину мира, что является важной составляющей естественно-научной грамотности.
Еще одним методом формирования функциональной грамотности является использование критического мышления. Этот метод помогает учащимся развить способность анализировать информацию, принимать обоснованные решения и делать выводы на основе имеющихся данных. Например, при изучении географических карт, учащиеся могут анализировать различные виды картографической информации (физические, политические, экономические карты) и делать выводы о том, как географические факторы влияют на развитие регионов. Такой подход помогает развить у учащихся умение работать с картографической информацией, что является важной составляющей естественно-научной грамотности, поскольку карты и другие географические инструменты играют ключевую роль в изучении окружающего мира.
Кроме того, практическая работа с картами и другими источниками географической информации является одним из самых эффективных методов формирования функциональной грамотности. Учащиеся, изучая карты, могут не только понимать расположение географических объектов, но и анализировать, как различные природные и социальные явления взаимодействуют на определенной территории. Например, изучая карты, отображающие климатические изменения или экологические проблемы, учащиеся могут не только узнать об этих явлениях, но и научиться делать выводы о их возможных последствиях для жизни человека. Это развивает у них способность анализировать ситуации и принимать обоснованные решения, что является важным элементом функциональной грамотности.
Процесс формирования естественно-научной функциональной грамотности не ограничивается только работой с учебниками и картами. Современные технологии открывают новые возможности для более глубокого и интересного освоения географии. Использование цифровых карт, геоинформационных систем (ГИС) и интерактивных карт позволяет учащимся работать с актуальными данными, проводить анализ изменений в реальном времени и делать выводы на основе современной информации. Это способствует развитию у учеников навыков работы с новыми технологиями, что также является важной частью функциональной грамотности.
Еще одной важной составляющей естественно-научной грамотности является экологическое воспитание. География дает учащимся возможность понять, как их повседневная деятельность влияет на окружающую среду, и какие действия могут привести к негативным последствиям. Например, при изучении темы "глобальные экологические проблемы" можно использовать примеры загрязнения водоемов, вырубки лесов, изменения климата и других проблем. Учащиеся могут анализировать причины этих проблем, их последствия и возможные пути решения. Такое обучение помогает формировать у учеников не только знание проблем, но и ответственность за окружающую среду, что является важной частью функциональной грамотности.
Примером успешного применения методов формирования естественно-научной грамотности может служить проект, посвященный изучению изменения климата. Учащиеся могут исследовать, как изменения температуры влияют на флору и фауну определенной территории, какие факторы способствуют этим изменениям и какие меры можно принять для снижения воздействия человека на климат. Такой проект помогает учащимся не только понять теоретические аспекты изменения климата, но и развить навыки работы с реальными данными, проводить исследования и делать выводы.
Таким образом, методы формирования естественно-научной функциональной грамотности на уроках географии играют ключевую роль в подготовке учащихся к жизни в современном мире. Развитие исследовательских навыков, использование межпредметных связей, критическое мышление и практическая работа с географической информацией помогают учащимся не только усваивать знания, но и применять их для решения реальных проблем. Важно, чтобы преподавание географии было направлено не только на изучение теоретического материала, но и на развитие у учащихся навыков, которые помогут им понимать и решать проблемы, связанные с природой, климатом, экосистемами и окружающей средой.
Список литературы
1. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. – Методист, 2011. – Вып. 4.
2. Суслов В.Г. Особенности современного урока географии в контексте ФГОС // География и экология в школе XXI века. 2019.– № 1. С.41-44.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся: образовательные практики реализации концепции географического образования в РФ (Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Волгоград, 15 мая 2019 г.) / Ред. кол.: С.В. Куликова, Н.В. Болотникова и др. – Волгоград, Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.