Методы формирования эстетического восприятия у школьников через изучение литературных произведений | Намсараева Оксана Ринчиновна. Работа №346243
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования эстетического восприятия у школьников в процессе изучения литературных произведений. Обсуждаются роль литературы в развитии эмоциональной сферы учащихся, а также эффективные педагогические техники, способствующие глубинному восприятию текста. Рассматриваются примеры успешных практик применения различных методов: от анализа стихотворений до творческих заданий и проектной деятельности. Автор подчеркивает значимость литературы как средства развития не только эстетического, но и морального восприятия.
Ключевые слова: эстетическое восприятие, литературные произведения, методы обучения, начальная школа, эмоциональное развитие, проектная деятельность, творческие задания, литературный анализ.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Намсараева Оксана Ринчиновна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "Хоринская средняя школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева",
Республика Бурятия, с. Хоринск
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования эстетического восприятия у школьников в процессе изучения литературных произведений. Обсуждаются роль литературы в развитии эмоциональной сферы учащихся, а также эффективные педагогические техники, способствующие глубинному восприятию текста. Рассматриваются примеры успешных практик применения различных методов: от анализа стихотворений до творческих заданий и проектной деятельности. Автор подчеркивает значимость литературы как средства развития не только эстетического, но и морального восприятия.
Ключевые слова: эстетическое восприятие, литературные произведения, методы обучения, начальная школа, эмоциональное развитие, проектная деятельность, творческие задания, литературный анализ.
Эстетическое восприятие — это не только умение художественно воспринимать и оценивать произведения искусства, но и важная составляющая общего развития личности. В школьном обучении, особенно на уроках русского языка и литературы, формирование эстетического чувства становится одной из ключевых задач. Литература, как вид искусства, предоставляет уникальные возможности для развития чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и нравственного понимания у школьников.
В данной статье рассматриваются различные методы, способствующие формированию эстетического восприятия у детей через изучение литературных произведений, их анализ и интерпретацию. Используя примеры произведений, мы проанализируем, как использование различных педагогических приемов может помочь учащимся глубже понять творчество авторов, развить критическое мышление и сформировать собственное эстетическое мнение.
Литература играет огромную роль в формировании личности, особенно в раннем возрасте, когда происходит активное развитие воображения и эмоциональной сферы. Чтение произведений классиков и современных авторов помогает учащимся не только знакомиться с культурным наследием, но и развивать способность сопереживать, понимать и ценить чужой опыт и чувства.
Классическая литература, такая как произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского или Л.Н. Толстого, предлагает школьникам богатую пищу для размышлений о жизни, добре и зле, красоте и истине. Каждый текст становится для ученика своеобразным окном в мир человеческих чувств, переживаний и эмоций.
Методы формирования эстетического восприятия
1. Литературный анализ и интерпретация. Литературный анализ — это основной метод, через который учащиеся соприкасаются с произведением. Эффективное изучение текста начинается с его внимательного чтения. Важно не только понять сюжет, но и осмыслить образы, символику и подтекст.
Техника: Постановка вопросов, которые требуют от школьников более глубокого осмысления текста:
Какие чувства возникли у вас при чтении?
Как бы вы описали главного героя?
Как автор передает атмосферу произведения?
Такие вопросы способствуют развитию критического мышления и позволяют ученикам находить собственные интерпретации, формируя тем самым эстетическое восприятие.
2. Создание ассоциативных цепочек. Ассоциативные цепочки помогают ученикам связать прочитанное с личным опытом, что углубляет понимание и вызывает эмоциональный отклик. Учитель может предложить учащимся создать ассоциативные карты на основе прочитанного произведения.
Техника: Например, прочитав стихотворение, учащиеся записывают слова или фразы, которые пришли им на ум, и затем обсуждают их, объясняя, почему именно эти ассоциации возникли. Это помогает развить не только эстетическое восприятие, но и навыки коммуникации.
3. Использование художественных средств. Важным аспектом формирования эстетического восприятия является использование различных художественных средств, таких как визуализация, рисование или актерское мастерство. Это может быть особенно эффективно на уроках литературы.
Техника: Например, учащиеся могут создать визуальные проекты по прочитанному произведению — нарисовать иллюстрации или создать постеры, изображающие основные темы и персонажей. Это позволяет им глубже понять и осмыслить текст через зрительное восприятие.
4. Проектная деятельность. Проектная деятельность является мощным инструментом для формирования эстетического восприятия. Создание проектов по литературным произведениям позволяет учащимся интегрировать знания из разных областей и развивать творческие способности.
Техника: Например, можно предложить учащимся разработать мультимедийную презентацию по выбранной книге или провести литературный фестиваль, где они представят свои интерпретации произведения. Такая форма работы способствует не только глубокому пониманию литературы, но и активному вовлечению учащихся в учебный процесс.
5. Игра и драма. Игра и драматургия предоставляют учащимся уникальную возможность перенестись в мир героев и событий литературного произведения. Где-то в процессах подготовки и выполнения постановки спектакля учителя могут добиться накопления и закрепления эстетических представлений.
Техника: Учащиеся могут инсценировать фрагменты произведений, что позволяет им не только понять характеры персонажей, но и ощутить эмоциональную атмосферу, созданную автором. Это развивает чувство эмпатии и углубляет уютное вечное ощущение литературы как важного и живого искусства.
Практические примеры
Рассмотрим на конкретных примерах, как различные методы могут применяться на практике:
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я вас любил”: Учащиеся сначала читают стихотворение, затем обсуждают его, выделяя ключевые эмоции и образы. Постановка вопросов о том, как они видят чувства лирического героя, помогает обрести более глубокое понимание текста.
Проект “Литературный калейдоскоп”: Ученики создают постеры, отражающие характеры и темы произведений разных авторов. Каждый постер включает элементы визуального искусства, что способствует развитию эстетического восприятия и понимания литературы.
Инсценировка “Войны и мира” Л.Н. Толстого: Ученики выбирают ключевые сцены и разыгрывают их, погружаясь в мир персонажей и событий. Это помогает им не только понять литературное произведение, но и развить эмоциональную отзывчивость.
Формирование эстетического восприятия у школьников через изучение литературных произведений является важной задачей учителя литературы. Использование различных методов, таких как литературный анализ, создание ассоциативных цепочек, проектная деятельность, игровые элементы и драма, позволяет учащимся развивать не только эстетическое, но и эмоциональное восприятие. Результатом такой работы становится не только более глубокое понимание литературы, но и развитие личности каждого ученика, способного чувствовать красоту и сложность человеческих эмоций.
Список литературы
Борисова, М. Ю. Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4782/
Дубровина И.В. Отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников // Гуманизация образования. 2017. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-
klassicheskaya-literatura-v-kontekste-kulturnogo-razvitiya-shkolnikov.
Серебряная Мария Яковлевна, Швецова-водка Галина Николаевна Восприятие текста произведения художественной литературы как второй этап процесса чтения // Библиосфера. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-teksta-proizvedeniya-hudozhestvennoy-literatury-kak-vtoroy-etap-protsessa-chteniya.