Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе | Арсланова Альмира Руслановна. Работа №351211. Номер работы: №351211
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности у младших школьников. Особое внимание уделено подходам, направленным на развитие у детей навыков понимания, анализа и применения информации в различных ситуациях. Раскрываются ключевые приемы, направленные на развитие у школьников критического мышления, математических и читательских умений, а также коммуникативных навыков. Материал статьи ориентирован на учителей начальных классов, стремящихся внедрять методы, способствующие формированию функциональной грамотности у учеников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, читательская грамотность, методы обучения, анализ информации, навыки.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Арсланова Альмира Руслановна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», п. Никель
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности у младших школьников. Особое внимание уделено подходам, направленным на развитие у детей навыков понимания, анализа и применения информации в различных ситуациях. Раскрываются ключевые приемы, направленные на развитие у школьников критического мышления, математических и читательских умений, а также коммуникативных навыков. Материал статьи ориентирован на учителей начальных классов, стремящихся внедрять методы, способствующие формированию функциональной грамотности у учеников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, читательская грамотность, методы обучения, анализ информации, навыки.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников стало одной из приоритетных задач современной системы образования. В условиях быстро меняющегося информационного пространства важно, чтобы дети могли не только овладевать академическими знаниями, но и применять их в повседневной жизни, умея анализировать и обрабатывать информацию. Функциональная грамотность позволяет учащимся свободно ориентироваться в социокультурных и бытовых ситуациях, принимать обоснованные решения и эффективно общаться. В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности, что требует от учителя владения методами, направленными на ее развитие.
Одним из важнейших аспектов функциональной грамотности является читательская грамотность, которая предполагает умение не только читать текст, но и понимать, анализировать и осмысливать его содержание. С этой целью учителя начальных классов активно применяют методы смыслового чтения, которые помогают детям понять содержание текста на более глубоком уровне. Важно, чтобы учащиеся могли не только запоминать прочитанное, но и пересказывать его, выделяя основную мысль и причинно-следственные связи. Одним из эффективных приемов является постановка проблемных вопросов к тексту, побуждающая школьников размышлять о прочитанном и искать ответы на поставленные вопросы.
Критическое мышление как составляющая функциональной грамотности играет ключевую роль в развитии у детей аналитических навыков и умения воспринимать информацию осознанно. В начальной школе методы формирования критического мышления часто включают приемы сравнения, анализа и синтеза информации. Учитель может предложить детям задания на анализ текста, выполнение которых требует от учащихся умения находить сходства и различия между событиями, сравнивать поступки героев и формировать собственные суждения о происходящем. Критическое мышление позволяет школьникам не только лучше понимать содержание учебного материала, но и развивать самостоятельность и ответственность в принятии решений.
Для формирования функциональной грамотности важно также развивать у детей математическую грамотность, которая является основой для дальнейшего успешного освоения предметов естественно-научного цикла. Математическая грамотность предполагает умение понимать и применять математические знания в реальных ситуациях, что достигается через выполнение заданий, связанных с практическими действиями. На уроках математики учитель может предложить детям задачи, которые побуждают их анализировать и обосновывать свои действия, например, расчеты, связанные с повседневными ситуациями, такими как подсчет расходов или измерение длины. Применение математических знаний на практике помогает школьникам видеть, как полученные знания влияют на их жизнь, что способствует повышению мотивации к учебе.
Формирование у школьников коммуникативных навыков является неотъемлемой частью функциональной грамотности, так как умение выражать свои мысли и участвовать в диалоге имеет важное значение для их успешной социализации. На уроках русского языка и окружающего мира учитель может включать в учебный процесс задания, направленные на развитие устной и письменной речи. Важно, чтобы учащиеся умели не только излагать свои мысли, но и слушать мнение других, что помогает им участвовать в обсуждении и высказывать обоснованные аргументы. К примеру, учитель может предложить детям обсудить прочитанный текст, подискутировать о поступках героев или сформулировать свое мнение о событиях. Участие в таких дискуссиях способствует развитию умения выражать мысли логично и аргументированно.
Еще одним методом, направленным на формирование функциональной грамотности, является использование игровых технологий. Игра делает образовательный процесс более интересным и мотивирует детей к активному участию. Например, в начальной школе широко используются дидактические игры, квесты и викторины, которые помогают учащимся осваивать учебный материал в занимательной форме. Игровые задания способствуют развитию у детей навыков командной работы, умения принимать решения и применять полученные знания на практике. Игра, сочетая элементы творчества и познания, делает учебный процесс увлекательным и способствует лучшему усвоению материала.
Важную роль в формировании функциональной грамотности играет проектная деятельность, которая позволяет детям применять знания из разных предметных областей и развивать межпредметные связи. В процессе проектной работы учащиеся не только осваивают новый материал, но и учатся планировать свои действия, исследовать проблему, находить информацию и анализировать ее. Например, в рамках проекта «Мой родной город» дети могут изучать историю, географию и культуру своего города, а затем представить свои результаты в форме презентации или альбома. Проектная деятельность развивает у школьников навыки самостоятельной работы и сотрудничества, что способствует формированию у них функциональной грамотности.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) также становится важным методом формирования функциональной грамотности в начальной школе. Умение работать с компьютером, находить информацию в интернете, пользоваться электронными учебными ресурсами — все это становится необходимым навыком для современного школьника. На уроках учитель может предложить детям интерактивные задания, онлайн-тесты или задачи, требующие поиска информации. Работа с ИКТ помогает школьникам овладевать цифровыми навыками и учит их осознанно подходить к использованию электронных ресурсов.
Особое внимание в начальной школе уделяется развитию у детей умения самостоятельно оценивать результаты своей работы, что также является частью функциональной грамотности. Учитель может предложить учащимся задания на самооценку, в ходе выполнения которых дети анализируют свои успехи и трудности, формулируют выводы и ставят цели на будущее. Этот метод помогает детям осознавать значимость своих действий и результатов, что является важной составляющей формирования у них ответственности за собственное обучение.
Таким образом, формирование функциональной грамотности в начальной школе требует от учителя применения различных методов, направленных на развитие у учащихся навыков понимания, анализа и применения информации. Читательская и математическая грамотность, коммуникативные и цифровые навыки, критическое мышление и самостоятельная оценка — все это является важными элементами функциональной грамотности, которые позволяют школьникам более эффективно осваивать учебный материал и успешно адаптироваться к реальной жизни.
Список литературы
1. Бурова Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151.
2. Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.