Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы | Сидорма Татьяна Ивановна. Работа №342162

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы. Описываются основные подходы к развитию навыков работы с текстом, анализа информации и формирования критического мышления, что способствует успешному применению полученных знаний в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, методы обучения, критическое мышление.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Сидорма Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Мангушская школа №1 Мангушского м" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы. Описываются основные подходы к развитию навыков работы с текстом, анализа информации и формирования критического мышления, что способствует успешному применению полученных знаний в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, литература, методы обучения, критическое мышление.

 

Формирование функциональной грамотности у учащихся является важной задачей на уроках русского языка и литературы. Функциональная грамотность предполагает умение не только усваивать теоретические знания, но и использовать их в практической деятельности. В условиях современного мира, где объём информации постоянно растёт, важно научить школьников работать с текстами, анализировать информацию, критически её осмысливать и принимать обоснованные решения.

Одним из ключевых методов формирования функциональной грамотности является работа с текстом. Это предполагает не просто чтение и запоминание информации, но и её глубокое осмысление, анализ, интерпретацию и оценку. На уроках русского языка и литературы можно использовать задания, направленные на поиск в тексте главной мысли, выделение ключевых фрагментов и проведение сравнений с другими текстами. Например, учащиеся могут анализировать произведения разных авторов, находить общие темы и отличия в их подходах, что способствует развитию навыков анализа и синтеза информации.

Для развития функциональной грамотности также важно использовать практические задания, где учащиеся должны применять полученные знания на практике. Например, можно предложить написать сочинение или эссе на актуальную тему, где учащиеся смогут проанализировать проблему, высказать своё мнение и подкрепить его аргументами из прочитанных произведений. Такие задания помогают школьникам научиться структурировать свои мысли, строить логические рассуждения и делать выводы.

Значительную роль в формировании функциональной грамотности играет проектная деятельность. Проекты могут быть направлены на изучение определённой литературной эпохи, исследование биографии писателя или анализ какого-либо произведения. Работа над проектом требует от учащихся не только работы с источниками информации, но и её систематизации и представления в понятной форме. Это развивает у школьников умение работать с большими объёмами информации, находить необходимые данные и представлять их в виде отчетов, презентаций или публичных выступлений.

Эффективным методом является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные образовательные платформы и интерактивные ресурсы позволяют учащимся работать с различными текстами, участвовать в онлайн-дискуссиях, создавать презентации и видеоролики. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает не только развивать функциональную грамотность, но и готовить школьников к жизни в информационном обществе, где навыки работы с информацией играют ключевую роль.

На уроках русского языка и литературы полезно использовать дискуссии и дебаты как метод развития функциональной грамотности. Обсуждение проблемных вопросов и литературных тем помогает учащимся научиться аргументировать свою точку зрения, критически оценивать информацию и воспринимать разные позиции. Например, можно организовать обсуждение темы "Нужна ли цензура в литературе?" или рассмотреть актуальные вопросы, связанные с современными произведениями. Такие упражнения способствуют развитию критического мышления и способности участвовать в публичных дискуссиях.

Еще одним важным аспектом формирования функциональной грамотности является работа с информацией из различных источников. Учитель может предложить учащимся задания, где им необходимо сравнить данные из нескольких текстов, найти различия в интерпретации событий или провести анализ авторской позиции. Это учит школьников критически подходить к информации, видеть различные точки зрения и оценивать их достоверность.

Функциональная грамотность также включает умение использовать информацию в повседневной жизни. На уроках русского языка и литературы можно предлагать задания, связанные с реальными жизненными ситуациями. Например, учащиеся могут анализировать тексты с инструкциями, писать деловые письма или составлять тексты рекламного характера. Это помогает им понять, как знания русского языка и литературы могут быть полезны в различных сферах деятельности.

В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы — это важный процесс, требующий комплексного подхода. Работа с текстами, проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий и развитие критического мышления способствуют успешному применению знаний в реальной жизни. Учителям необходимо применять различные методы обучения, чтобы сделать процесс освоения языка и литературы более интересным и значимым для учащихся.

 

 

Список литературы

1. Горобец Л. Н., Бирюков И. В., Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения //Мир науки, культуры, образования. – 2022 – №. 3 (94). – С. 84-86.

2. Жаналина Л. Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка //Педагогическая наука и практика. – 2019. – №. 1 (23). – С. 78-81.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X