Методы формирования функциональной грамотности учащихся через анализ текстов | Кораблёва Ирина Петровна. Работа №354072
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. Автор акцентирует внимание на использовании анализа текстов как ключевого метода, позволяющего развивать навыки чтения, письма и критического мышления. Приведены примеры практических заданий и методических приемов, которые помогают учителю вовлекать школьников в процесс изучения языка и литературы, а также способствуют их подготовке к решению повседневных задач.
Ключевые слова: функциональная грамотность, анализ текстов, чтение, критическое мышление, русский язык, литература, методика обучения.
Методы формирования функциональной грамотности учащихся через анализ текстов
Кораблёва Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 59 городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. Автор акцентирует внимание на использовании анализа текстов как ключевого метода, позволяющего развивать навыки чтения, письма и критического мышления. Приведены примеры практических заданий и методических приемов, которые помогают учителю вовлекать школьников в процесс изучения языка и литературы, а также способствуют их подготовке к решению повседневных задач.
Ключевые слова: функциональная грамотность, анализ текстов, чтение, критическое мышление, русский язык, литература, методика обучения.
Формирование функциональной грамотности учащихся является одной из приоритетных задач современной школы. Сегодня недостаточно обучить школьников базовым навыкам чтения и письма; необходимо научить их применять эти умения в реальных жизненных ситуациях, анализировать информацию и принимать взвешенные решения. Предметы русский язык и литература предоставляют уникальные возможности для развития функциональной грамотности через анализ текстов, ведь именно текст — это основной источник знаний и инструмент коммуникации.
Анализ текстов в процессе обучения позволяет не только изучать языковые особенности, но и развивать способность понимать прочитанное, выявлять главное, различать факты и мнения. Например, при изучении художественного текста учащиеся могут определять авторскую позицию, находить подтекст и оценивать эмоциональную окраску слов. На уроках русского языка это можно реализовать через разбор сложных синтаксических конструкций или изучение лексических средств, направленных на создание художественного образа.
Практическим инструментом формирования функциональной грамотности являются задания, связанные с поиском информации и ее интерпретацией. Например, учитель может предложить учащимся сопоставить две газетные статьи на одну тему, выявить различия в подаче материала, найти манипулятивные элементы. Такое задание формирует у школьников навыки критического мышления и учит ориентироваться в информационном пространстве.
Еще одним эффективным методом является работа с текстами, содержащими практическую информацию. Например, на уроке можно предложить учащимся изучить инструкцию, составить по ней алгоритм действий или преобразовать информацию в другую форму: схему, таблицу или презентацию. Такая деятельность не только развивает умение работать с текстами разных жанров, но и учит школьников анализировать и перерабатывать информацию для удобства восприятия.
На уроках литературы анализ текстов может быть направлен на обсуждение проблемных вопросов, которые раскрываются в произведении. Например, изучая рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», учащиеся могут не только анализировать язык персонажей, но и обсуждать актуальные морально-этические вопросы, такие как двойные стандарты и лицемерие. Эти задания помогают школьникам развивать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы из текста.
Важной частью работы является использование межпредметного подхода. Например, учитель может предложить учащимся провести небольшое исследование, связанное с историческим или социальным контекстом произведения. Так, при изучении «Войны и мира» Л.Н. Толстого учащиеся могут проанализировать, как исторические события 1812 года повлияли на судьбы героев, сопоставляя текст с фактами из учебников истории. Этот подход развивает не только читательскую, но и общекультурную грамотность, расширяя кругозор школьников.
Значительный вклад в формирование функциональной грамотности вносит работа с визуальными текстами, такими как инфографика, таблицы, диаграммы. Учитель может предложить ученикам преобразовать текст из учебника в графическую форму или, наоборот, описать представленную диаграмму, добавляя собственные выводы. Например, проанализировав диаграмму изменения численности населения в разных регионах, учащиеся смогут сформулировать причины таких изменений и соотнести их с текстом, описывающим демографические процессы.
Игровые методы также способствуют развитию функциональной грамотности. Учитель может организовать дискуссию или дебаты, где учащиеся будут использовать аргументы из текстов для отстаивания своей позиции. Например, обсуждение темы «Возможно ли современное общество без социальных сетей?» на основе эссе, научных статей или художественных произведений позволяет развивать навыки анализа, синтеза и аргументации.
Важным аспектом работы является интеграция цифровых технологий. Использование онлайн-платформ для создания интерактивных тестов, анализа текстов или проведения коллективных проектов делает процесс обучения более интересным и продуктивным. Например, учащиеся могут совместно работать над созданием электронного словаря литературных терминов или создавать интерактивные карты по произведениям.
Эффективным способом повышения интереса к анализу текстов является привлечение современных сюжетов и материалов. Учитель может использовать фрагменты из книг, фильмов, статей, интересных для учащихся, и обсуждать их содержание с точки зрения ключевых проблем. Это позволяет школьникам увидеть, что текст — это не только учебный материал, но и инструмент для понимания окружающего мира.
Таким образом, анализ текстов в рамках уроков русского языка и литературы является универсальным инструментом для формирования функциональной грамотности учащихся. Этот процесс не только развивает навыки чтения, письма и критического мышления, но и готовит школьников к решению повседневных задач. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы, учитывающие интересы и потребности учащихся, и создавали условия для их активного вовлечения в образовательный процесс. Это позволит сформировать поколение, способное критически мыслить, эффективно работать с информацией и успешно адаптироваться в современном мире.
Список литературы
Аксёнова Н
.
А.
Общеучебные
умения и навыки как ведущие компоненты функциональной грамотности учащихся старшей школы
// МНКО. 2024. №2 (105).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obscheuchebnye-umeniya-i-navyki-kak-veduschie-komponenty-funktsionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-starshey-shkoly
Воронова Е.
В. Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности школьников / Е. В. Воронова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 10-11. — URL:
https://moluch.ru/archive/111/27957/
Нурмуратова
К
.
А.
Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah
Сабирова Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С. Сабирова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL:
https://moluch.ru/archive/402/88819/