Методы формирования художественного вкуса у младших школьников на уроках ИЗО | Смирнова Ольга Михайловна. Работа №345488
Аннотация. Формирование художественного вкуса у младших школьников — это важный аспект их общего развития, который способствует не только эстетическому восприятию окружающего мира, но и развитию креативного мышления. Статья посвящена методам, способствующим формированию художественного вкуса у детей в начальной школе. Рассматриваются различные форматы уроков, использующиеся в рамках предмета «Изобразительное искусство», а также активные и интерактивные подходы, способствующие вовлечению учеников в процесс обучения. Основное внимание уделяется практическим методам, которые могут быть внедрены в учебный процесс для повышения интереса и понимания художественных концепций у младших школьников.
Ключевые слова: художественный вкус, младшие школьники, изобразительное искусство, методы обучения, творческое развитие, эстетическое восприятие, активности на уроках.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
Смирнова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Лицея № 445 курортного района (СПБ), г. Зеленогорск
Аннотация. Формирование художественного вкуса у младших школьников — это важный аспект их общего развития, который способствует не только эстетическому восприятию окружающего мира, но и развитию креативного мышления. Статья посвящена методам, способствующим формированию художественного вкуса у детей в начальной школе. Рассматриваются различные форматы уроков, использующиеся в рамках предмета «Изобразительное искусство», а также активные и интерактивные подходы, способствующие вовлечению учеников в процесс обучения. Основное внимание уделяется практическим методам, которые могут быть внедрены в учебный процесс для повышения интереса и понимания художественных концепций у младших школьников.
Ключевые слова: художественный вкус, младшие школьники, изобразительное искусство, методы обучения, творческое развитие, эстетическое восприятие, активности на уроках.
Изобразительное искусство играет значительную роль в формировании эстетического восприятия у детей. Уроки ИЗО помогают младшим школьникам развивать не только визуальные навыки, но и понимание искусства как важной составляющей культуры. Одной из ключевых задач учителя является воспитание художественного вкуса, что на практике требует использования разнообразных методов и подходов.
Статья направлена на исследование методов, позволяющих педагогам более эффективно формировать художественный вкус у младших школьников. Мы рассмотрим как традиционные, так и инновационные методы преподавания, направленные на то, чтобы сделать процесс обучения максимально увлекательным и продуктивным.
Художественный вкус — это способность воспринимать, оценивать и создавать произведения искусства. Он включает в себя такие компоненты, как понимание композиции, цветового решения, формы и содержания произведений. В младшем школьном возрасте художественный вкус может быть активно формируемым через различные практические и теоретические занятия.
Формирование художественного вкуса у детей способствует развитию их критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта. Дети учатся анализировать произведения искусства, что важно не только в рамках уроков ИЗО, но и в повседневной жизни.
Методы формирования художественного вкуса.
Традиционные методы. Лекции и рассказ учителя.
Использование лекционного материала на уроках ИЗО позволяет детям получить базовые знания о художниках, стилях и направлениях искусства. Такие занятия можно сделать интерактивными, задавая детям вопросы и обсуждая различные произведения.
Анализ произведений искусства.
Анализ известных картин или скульптур помогает детям понимать, как работают цвет, форма, текстура и композиция. Учитель может использовать репродукции известных произведений и организовать обсуждение, где ученикам предоставляется возможность выразить своё мнение и сравнить свои впечатления.
Практические занятия.
Практическое занятие — это один из лучших способов формирования художественного вкуса. Дети могут создавать свои собственные произведения искусства, что помогает им развивать творческий подход и учиться оценивать свою работу и работы одноклассников.
Проектная деятельность.
Организация проектов, связанных с изобразительным искусством, позволяет детям работать в группе, что развивает их коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими. Проект может включать в себя создание выставки работ, где каждый ученик будет иметь возможность презентовать свои произведения.
Сейчас доступно множество приложений и программ для рисования, что дает возможность детям экспериментировать с цветом и формой в цифровой среде. Использование таких технологий также может сделать уроки более интересными и увлекательными.
Виртуальные экскурсии.
Организация виртуальных экскурсий в музеи и галереи позволяет детям увидеть произведения искусства в «живую», что способствует глубокому восприятию работ и созданию культурных ассоциаций.
Примеры мероприятий. Тематические выставки.
Организация выставок работ учеников на определённую тему помогает не только продемонстрировать их личные достижения, но и развивает навыки оценивания и презентации.
Мастер-классы с художниками.
Приглашение местных художников для проведения мастер-классов дает детям возможность учиться непосредственно от практикующего специалиста. Это позволяет им расширить свои знания, а также вдохновляет на творчество.
Конкурсы по изобразительному искусству.
Проведение конкурсов среди учеников также является эффективным методом. Это не только стимулирует творческую активность, но и развивает соревновательный дух, что может повысить мотивацию к обучению.
Формирование художественного вкуса у младших школьников в рамках уроков изобразительного искусства является важной задачей для каждого учителя. Использование разнообразных методов, как традиционных, так и инновационных, позволяет развивать у детей не только навыки рисования, но и критическое мышление, креативность, а также умение воспринимать и оценивать окружающий мир.
Внедрение практических занятий, анализ произведений искусства, использование цифровых технологий и проектная деятельность — все это помогает обеспечить высокое качество обучения и сделать уроки ИЗО увлекательными и полезными. Предложенные методы могут помочь учителям в их работе и способствовать гармоничному развитию детей в области искусства.
Формируя у детей художественный вкус, мы открываем перед ними мир эстетики и творчества, который будет сопровождать их на протяжении всей жизни.
Список литературы
Г. Куттибекова Интегративный подход к формированию арт-технологических умений младших школьников // SAI. 2022.
№B7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-k-formirovaniyu-art-te
hnologicheskih-umeniy-mladshih-shkolnikov.
Кобазова Юлия Владимировна, Погребняк Валерия Витальевна Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства // Современное педагогическое образование.
2023. №11. URL: https://cyberleni
nka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva.
Кукарекина С.Р., Чепуков К.Ю. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. 2019. №4. https://cyberleninka.ru/arti
cle/n/osobennosti-esteticheskogo-vospitaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.